Воскресенье, 07:53 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
24.03.2017, 09:12

Борисенко Т.С.

(Волгоград)

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

В данной статье говорится о духовно – нравственном воспитании младших школьников с целью формирования и развития их отношения к людям, обществу, Родине.

Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание, младший школьник, ценности.

Вопрос о духовно – нравственном воспитании младших школьниковявляется актуальным. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно – нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие, и поведение высших духовных ценностей. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека [1, с. 18].

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

• семейной жизни;

• культурно-регионального сообщества;

• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

• российской гражданской нации;

• мирового сообщества [1, с. 19].

Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современной педагогики. Воспитание нравственного сознания и поведения (В. В. Сериков), онтологический подход в воспитании (Н. М. Борытко), формирование духовных потребностей у старшеклассников на уроках литературы (И. А. Макарова) – всё это многочисленные векторы решения проблемы духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром. Только целостный подход к воспитанию личности школьника, проявляющийся в единстве и многообразии педагогических воздействий и взаимодействий, может привести к достижению поставленной цели: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России[2, с. 145].

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат. И воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам и может сам убедиться в их необходимости. Поэтому духовно-нравственному воспитанию детей во внешкольной среде в педагогическом процессе уделяется все больше внимания.В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

В младшем школьном возрасте уже закладываются основы моральных чувств. Такие нравственные понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость, правдивость и ложь, откровенность и лицемерие, верность и вероломство, красота и пошлость, осмысливаемые в этом возрасте в образе ярких картин и представлений, запечатлеваются в эмоциональной памяти на всю жизнь. Прямая, в определенном смысле даже прямолинейная, связь между интеллектом и эмоциями, с одной стороны, и активной деятельностью - с другой, заставляют воспитателя глубоко продумывать все, что дети воспринимают, о чем они думают, что видят. В представлениях, мыслях и эмоциях ребенка младшего школьного возраста весь мир подвергается очень простой, с точки зрения взрослых, классификации: хорошее и плохое, правильное и неправильное. В этой классификации для ребенка пока еще нет оттенков, ему трудно понять переплетение плохого и хорошего, особенно в человеке. Духовная жизнь в этом возрасте должна направляться так, чтобы хорошее познавалось, осмысливалось и переживалось ребенком на образцах прекрасного, обладающего большой притягательной силой, а плохое, чтобы не только правильно оценивалось, но и активно осуждалось. Уже в том, что ребенок мысленно одобряет хороший поступок и осуждает плохой, заключается его активная деятельность [3, с. 37].

Особенно ярко проявляется нравственный характер, когда одобрение и осуждение носят коллективный характер. В системе воспитательных бесед, которые проводят наши учителя с детьми младшего возраста, большое место занимает ознакомление с благородными, высоконравственными, самоотверженными поступками лучших людей нашего общества. Мы используем для этого богатую практику коммунистического строительства, которая находит отражение на страницах газет и журналов. Воспитательная работа не ограничивается тем, что дети восхищаются благородными поступками. Нередко они высказывают свое одобрение тем, что пишут письмо человеку, проявившему самоотверженность, честность, правдивость. Письмо, конечно, не преследует цели установить переписку, но уже в самом процессе составления письма проявляется и утверждается нравственное чувство [3, с. 40].

Большую роль в жизни младших школьников играют явления, отражающие духовный мир таких же детей, как и они. Их интересуют художественные произведения, особенно сказки, а также кинокартины, пьесы, героями которых являются храбрые, мужественные, сильные духом дети. Ребенка младшего возраста привлекают исключительные личности, он ожидает от них героических подвигов, самопожертвования[3, с. 62].

У современных детей стало теряться понятие нравственности, духовности, на второй план отходит воспитание собственного «я». Отношения друг с другом строятся очень тяжело, дети легко поддаются вредным привычкам. Они часто общаются между собой конфликтно, грубят взрослым. Учащиеся практически не читают дополнительной литературы, если их к этому не подталкивать, а значит, не пополняются их знания о красоте, духовности. Дети мало посещают спортивные секции и дополнительные кружки. Всё это говорит о том, что необходима определённая система занятий, которые помогут детям подняться нравственно и воспитать себя, как личность. А потому следует всегда помнить, что работа по нравственному воспитанию, как и вся работа в образовательном учреждении, не может вестись от случая к случаю, без всякой системы и носить эпизодический характер.

 

Литература

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
  2. Зуева Т.П. (сост.) Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. I Всероссийская научно-практическая конференция (15–16 ноября 2012 г., Челябинск): сборник материалов конференции / под ред. М.И. Солодковой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2012.
  3. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника (Подросткового и юношеского возраста). М.: Учпедгиз, 1961.
Категория: Начальные классы | Добавил: Администратор
Просмотров: 141 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА