Среда, 10:05 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Дидактическая игра  «Доскажи словечко»
15.11.2017, 16:45

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №15» города Смоленска

(МБОУ «СШ №15»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

 «Доскажи словечко»

 

 

Автор: учитель начальных классов

Кордун Людмила Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск, 2016

 

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и современной формой, мелодикой, красотой, мудростью народного слова.

Загадка - это краткое образное и замысловатое описание какого-либо предмета или явления, имеющего сходные черты с другими предметами и явлениями.

Загадки открывают детям мир предметов с их разнообразными признаками и качествами. Загадывание - это игра шутка, рассчитанная на смекалку, догадку. Загадки - отличительный материал для развития воображения, речи.

Чтобы разгадать ее ребенок должен представить себе то, что "спрятано" в загадке. Загадки - это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность.

Создавая свои учебники для детей, К. Ушинский и Л Толстой обязательно включали в них как необходимый компонент народные загадки.

Загадки близки интересам детей, любимы ими, а потому неизменно вызывают активность класса. Объект загадки всегда конкретен, что очень важно, поскольку мышление школьников конкретно, их видение мира предметно.

Работая над загадкой, они получают возможность сконцентрировать свое внимание на признаках какого-то реально воспринимаемого предмета. При этом загадка предполагает выявление в указание основных, самых ярких его признаков, что уже очень существенно. Так как загадка чаще всего строится на замене наименования предмета другим, а замена проводится на основе подмеченного сходства, это позволяет развивать у ребят метафоричность речи. Кроме того, загадка - это всегда произведение малой формы, что делает ее удобной для работы в начальных классах

На уроках обучения грамоте при знакомстве с новыми звуками и буквой, я постоянно использую загадки, предлагаю ребятам нарисовать отгадку, рассказать о ней (описать) своими словами. При этом использую групповые и индивидуальные формы работы. Во 2 классе ребята знакомятся с загадками как видом устного народного творчества. Они не просто отгадывают загадки, но и объясняют,  по каким признакам они это определили. Работу над сочинением загадки начинаю со 2 полугодия 2 класса.

На первых порах, предлагаю детям отгадать какую-то загадку и подумать, как она "устроена". Прошу объяснить, как, по каким признакам они нашли отгадку. Какие слова помогли найти отгадку? Выделяй их при чтении.

Можно, и необходимо, использовать описательные тексты, работая над загадками, превращая их в загадку. В этом случае признаки предмета уже заданы, остается только выявить их и придумать загадку.

Например: «Эх, и хорош же, вчера попался на глаза мухомор. Сам темно-красный, и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками» (М. Пришвин).

Словесные игры перерастают вот в такие загадки:

Гриб не тронь! Он ядовит,

С шапкой красною стоит!      (Воронова  Настя 1а кл. 2015)

 

Гриб штанишки надевает,

Красной шапкой прикрывает!   (Баранов Иван 1а кл 2015)

 

Ребята сами сочиняли загадки про животных, которые им хорошо знакомы по плану:

  1. Описать внешний вид животного
  2. Повадки животного
  3. Где живет, чем питается
  4. Сравнить с чем-либо
  5. Подобрать по возможности рифмы.

Не у всех ребят получилось, как правило, это были загадки в виде вопросительных предложений. У некоторых складывались рифмы.

 

Хвост трубой, усы сияют, сам по крыше он шагает.     (Кот)

 

С папой ходит на охоту в жаркий день и в непогоду. (Собака)

 

Задания при работе над загадками могут быть различные:

1. Прочитай два отрывка, какие цветы в них рисуются? По каким признакам мы легко их узнаем? С чем они сравниваются?

2. Сочини загадки о.... Можешь использовать начальные строки.

3. Рассмотри картинки. Вглядись в предметы. На что они похожи, и с чем каждый из них можно сравнить, какие яркие признаки назвать? (Даются опорные слова).

Прежде чем предложить ребятам составить загадки на определенную тематику, провожу беседу: - Что связано с весной? Какие явления в природе можно наблюдать только весной?

Ответы детей: "Появляются первые цветы: подснежники, фиалки, тает снег, текут ручьи, прилетают птицы и др. Затем дети придумывают свои загадки об этих явлениях и предметах. Вот некоторые из них:

«Снег растаял, появились белые комочки», (подснежник)

«В речку весело бежит, а назад бежать не может», (ручей)

Во время работы у ребёнка могут возникнуть вопросы о написании, каких - то слов. Тихо, не мешая другим, говорю ему правильный вариант. Не терзаю его в таком случае требованием припомнить правило или найти проверочное слово, не отвлекаю его от творческого процесса.

Но это не значит, что вовсе не надо заботиться о грамотности. Провожу соответствующую словарную работу на уроках, ученики записывают новые слова в словарик. После того, как загадка будет написана учеником, он может его проверить, используя или свой словарик, или орфографический школьный словарь.

 Хочу подчеркнуть, что активное привлечение словарей для проверки сочинений приучает к культуре умственного труда, оказывает существенную пользу в оформлении орфографической зоркости учеников и снижает ненужное осложнение и без того трудной работы. В литературном творчестве особенно важно, чтобы у детей не было страха перед исправлениями, для этого на уроках, с первых дней, показываю, как можно аккуратно зачеркнуть ошибочное слово или букву. После проверки работ, даю общую оценку выполненной работы (поощрительную), затем зачитываю 2-3 удачные загадки, дети слушают и участвуют в обсуждении.

В ситуации не удавшихся работ выписываю на доске неудачные предложения (не называя авторов), и вместе с ребятами разбираем, в чём их недостатки.

Для проведения работ такого характера, нужно только, чтобы учитель сам был заинтересован  в  их  проведении. Если  он  - педагог,  творчески  работающий, стремится  сделать  учебный  процесс  интересным  для  ребят,  преследует  цель развивающего и воспитывающего обучения.

В третьем и четвёртом классах данная работа усложняется. На внеклассных занятиях под руководством учителя  ребята составляют рифмы по изучению словарных слов. При этом получается интересная дидактическая игра «Доскажи словечко».

 

Он проехал сотню миль

Скоростной …….. автомобиль.

 

Стучат колёса, не зевай!

По рельсам движется ……трамвай

Для супа блюдце – это мелко,

Нужна глубокая……. тарелка.

 

Отважный, опытный пилот

Поднимет в небо………самолёт

Узоры снежные из роз

На окнах расчертил ........ мороз.

 

Огромный стог около дома,

Не сено это, а ……. солома.

Осенью на даче пусто,

Зеленеет лишь ……… капуста.

 

Кругом ликуют и поют,

Сверкает радужный  …….. салют

И черна и белобока

Стрекотливая …….. сорока

 

Чтобы много рисовать

Нужна альбомная ……. тетрадь

Зайцу уже восемь лет

Он забыл купить ........ билет.

 

 

Слон билет купил, но он

Не войдёт никак в ........ вагон.

Здесь встречают, провожают,

Есть большой и светлый зал.

Поезда спешат доставить

Пассажиров на  …….. вокзал.

На ветке спал и вдруг на ней,

Зачирикал ……… воробей.

 

 

Отгадай загадку, запиши словарное слово.

 

  1. Здесь много книг, есть фильмотека

Просто тут ........ библиотека.

 

  1. Зайцу уже восемь лет

Он забыл купить ........ билет.

 

  1. Слон билет купил, но он

Не войдёт никак в ........ вагон.

 

  1. Здесь встречают, провожают,

Есть большой и светлый зал.

Поезда спешат доставить

Пассажиров на  …….. вокзал.

 

  1. На ветке спал и вдруг на ней,

Зачирикал ……… воробей.

 

  1. Солнца яркого поток

В небе озарил ........ восток.

 

  1. Узоры снежные из роз

На окнах расчертил ........ мороз.

 

  1. Ты на уроке другу дашь

Свой деревянный….. карандаш.

 

  1. Я ехал не в машине, нет

Себе в метро купил ……  билет.

 

  1. Фонарь на улице потух,

Закукарекал наш ……  петух.

 

  1. Отважный, опытный пилот

Поднимет в небо………самолёт.

 

  1. Огромный стог около дома,

Не сено это, а ……. солома.

 

  1. Стучат колёса, не зевай!

По рельсам движется ……трамвай.

 

  1. Нужна в любое время года

Ребятам тёплая……… погода.

 

  1. Для супа блюдце – это мелко,

Нужна глубокая……. тарелка.

 

  1. Сегодня постоит работа

Ведь выходной, пришла …… суббота.

 

  1. Большой состав, тяжёлый воз.

Везёт по рельсам ……..  тепловоз.

 

  1. Летит к луне, но не комета,

А быстроходная …….. ракета.

 

  1. Чтоб прибить нам уголок,

Очень нужен …….. молоток.

 

  1. Мы друзья, ну просто ас!

Супер дружный, лучший ……...  класс.

 

  1. Осенью на даче пусто,

Зеленеет лишь ……… капуста.

 

  1. Кругом ликуют и поют,

Сверкает радужный  …….. салют.

 

  1. Учитель начал выбирать

В классе лучшую …….. тетрадь.

 

    1. Машина едет, проезжай!

Везёт богатый  …….. урожай.

 

  1. Это дерево, здесь тина

Очень грустная  …….. картина.

 

    1. Кто прославил этот год?

Ну, конечно же  ……… народ!

 

  1. В небе тучи, сильный гром.

В поле ходит ……… агроном.

 

  1. Вся под солнцем колоситься

Золотистая …….. пшеница.

 

  1. Разбегаются утята,

Ведь на пруд пришли …….. ребята.

 

  1. У студентов есть забота

Очень им нужна ……… работа.

 

  1. Ты подрос и это классно,

Поумнел, как всё ……… прекрасно.

 

  1. Тот, кто спорить не привык

На замке держит …….. язык.

 

  1. И черна и белобока

Стрекотливая …….. сорока.

 

  1. Чтобы много рисовать

Нужна альбомная ……. тетрадь.

 

  1. Вода течёт, а вот и кран

Под ним стоит простой …….. стакан.

 

  1. Кругом ответственные лица

Москва любимая …….. столица.

 

  1. Реклама фирмы мегафон

Приди, подарят …….. телефон.

 

 

Категория: Начальные классы | Добавил: Администратор
Просмотров: 70 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА