Суббота, 01:40 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Cтатья "Изучение мотивационной сферы младших школьников"
23.07.2014, 14:09

 

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации позволяет выявить ее реальный уровень и возможные перспективы, зоны ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования мотивации и, тем самым помогают обеспечению полноценного развития младших школьников, повышению качества их подготовки. Вместе с тем, в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы.

С целью изучения и формирования мотивации учеников проводятся наблюдения за ними, анализируются их суждения и поступки. Благодаря этому мне удается получать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования мотивации процесса учения. При изучении психологических особенностей каждого ребенка я сравниваю его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оцениваю его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. При изучении и формировании мотивов учащихся важно исходить из позиции оптимистического прогнозирования, т.е. стараться определить оптимальную зону, в которой ученик, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет повышенный интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах.

Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе. Необходимо изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но у каждого, даже внешне благополучного ребенка.

При изучении мотивов педагог должен стараться выявить у каждого школьника состояние его познавательной, мотивационной (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Желательно, чтобы у учителя был обоснованный план формирования мотивации для каждого школьника. Для формирования мотивации учения педагог должен стремиться поставить каждого школьника в такие условия, где желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика. Покажем на примере работу по изучению мотивационной сферы младших школьников.

Работа по изучению мотивации проводилась со всеми учениками класса в течение всех лет их обучения в начальной школе. Основными методами исследования являлись письменный опрос и наблюдения. В ходе проведения письменного опроса ученики получили листы с вариантами ответов на вопрос: «Почему вы учитесь?» Им было предложено обвести кружком номера любых трех ответов:

1. Я учусь потому, что на уроке интересно

2. Я учусь, потому, что заставляют родители

3. Я учусь потому, что хочу больше знать

4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать

5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям

6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей

7. Я учусь, чтобы не опозорить свой класс

8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой

9. Я учусь потому, что нравится учитель

Ответы составлены так, что их анализ позволяет выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних (ответы 3,4,8), внешних положительных (ответы 1,5,9) и внешних отрицательных (ответы 2,6,7). Учащимися были розданы анкеты, а затем была дана инструкция «Ребята! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном исследовании. Вот вы ходите в школу, учитесь. А для чего? Почему вы учитесь? У каждого из вас есть листочек с ответами. Подумайте, как бы вы ответили на мой вопрос: «Почему вы учитесь?». Можно дать три ответа. Обведите их, пожалуйста, кружочком». После того, как дети отметили по три ответа, анкеты были собраны, а детей я поблагодарила за участие в работе. В течение всего периода обучения детей в начальной школе я использовала в качестве основного метода изучения мотивации метод наблюдения. В итоге были получены следующие результаты. В первом классе у детей преобладает внешняя мотивация к учению, причем отрицательные мотивы сильнее положительных («Я учусь потому, что заставляют родители», «…чтобы не отставать от своих товарищей», «…чтобы не опозорить свой класс»).

Другими словами, «внешний кнут» сильнее, чем внешний пряник». К третьему классу положение меняется. Ученики начинают понимать, что знания нужны не для того, чтобы кому – то доставить удовольствие или чтобы быть не хуже других, а для того, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу. Об этом свидетельствует и динамика мотивации. Если в первом классе внутренние мотивы составляли 43,2% от общего числа ответов, то в третьем – уже 76.5%.

Что касается доминирования мотивов, то в первом классе 35,3% учащихся не определяют доминирование мотивов. Эта группа является «группой риска». Педагогу очень важно вести с ними работу, направленную на осознание необходимости знаний для жизни. При правильной ориентации учащихся к четвертому классу доля «группы риска» снижается до 0%, доля учащихся, осознающих необходимость знаний, вырастает до 94,1%. Для сознания ребенка начальной школы, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать).

Ребенок осознает общественную значимость учения, и создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы – результат социальных влияний. Дети рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым».

Подобные рассуждения говорят о том, что школа и семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения.

Надо помнить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем. В связи с той значимостью, которую младшие школьники придают мотивам самоопределения (будущая профессия, продолжение образования) и самосовершенствования (быть умным, развитым, культурным), важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся «видел» свое ежедневное обогащение знаниям, умениям, свое движение от незнания к знанию. Это возможно, если ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает, чему еще надо научиться, о чем он узнает и чему научится, какими способами работы он уже овладел и какими предстоит овладеть на следующем уроке, в следующей четверти..

В связи с этим первостепенное значение приобретает в учебном процессе четкая постановка на уроке ближних и дальних целей, учебных задач. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах. Таким образом, за период обучения в начальной школе мотивация к учению претерпевает изменения от внешней к внутренней при условии целенаправленной работы учителя.

В своем опыте я попыталась создать необходимую почву для полноценного развития ребенка в условиях школьного образования. В заключении хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое знание успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Нужно хорошо уяснить, что воспитание только тогда носит действенный характер, когда в его основе лежит не понуждение учащихся к развитию, а создаются внутренние стимулы к этому развитию и сами учащиеся проявляют активность и стремление к нравственному совершенствованию. Только при условии, если в основе этого процесса лежит принцип «самодвижения» и активности самих учащихся в работе над собой, он будет по - настоящему эффективным. Следовательно, возбудить у учащихся потребность в моральном развитии — значит создать действенные стимулы для проявления активности в работе над собой, для эффективного формирования нравственного сознания и поведения.

Категория: Начальные классы | Добавил: ninaleonova
Просмотров: 1112 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА