Суббота, 20:51 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Конспект урока русского языка по теме: "Что мы знаем о предложении?"
[ Скачать с сервера (85.5Kb) ] 10.02.2013, 07:54
Тема: Что мы знаем о предложении? (Обобщение.)
Цель:
– развитие умений построения и оформления предложений;
– развитие умений обобщать и систематизировать знания об основной единице языка – предложении.
Символы:
Н (необходимый); П (повышенный); М (максимальный)

ХОД УРОКА:

Ι. Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Волнуетесь? Если честно, я тоже немного волнуюсь. Но…
На вас надеюсь я, друзья.
Вы хороший, дружный класс? (Да)
Всё получится у нас!
- Я думаю, что урок получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательными и старательными.

– Послушайте стихотворение А. Шибаева. Догадайтесь, о каком знаке идёт речь. Поставьте нужный знак после прочтения каждого отрывка.
1. Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (Точка.)

2. Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак.)

3. Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу, но – тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками… (Многоточие.)

4. Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца! (Восклицательный знак.)


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

1 3 1
– Кроме знаков на конце, у предложения есть ещё ряд признаков.
Вспомните их (куда нужно заглянуть, если забыли?) и задайте вопросы для определения темы урока.
– Как устроено предложение (из чего состоит)?
– Как связаны в нём слова?
– Как оформляется предложение на письме?
– Как правильно произносить предложение в устной речи?

– Все ли вопросы мы рассматривали на уроках?
– Как думаете, какова будет цель сегодняшнего урока?

Тема урока как цель:
«Обобщить всё, что узнали о предложении и чему научились».
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Из чего состоит предложение?
2. Связь слов в предложении.
3. Оформление предложения на письме.
4. Знаки препинания в конце предложения.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?

ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Повторение. Совершенствование речевых и правописных умений.
I. Блицопрос по теме.1 3 3 1
Н. 1. Задание №1 из раздела учебника «Это ты знаешь и умеешь» с. 26.
Работа по рядам: ученик с 1-го ряда читает начало – заканчивает ученик со 2-го ряда. Затем ученик со 2-го ряда читает – заканчивает ученик с 3-го, ученик с 3-го читает – с 1-го отвечает, с 1-го читает – со 2-го отвечает и т.д.

2. Проверка задания №9 из Рабочей тетради.
Один ученик читает по предложениям текст о Калуше, другой записывает нужный знак препинания в конце каждого предложения.
-А кто написал это произведение? Людмила Петрушевская. Хотели бы вы посмотреть отрывок ещё раз вместе с гостями? (видео)
- Мы работали с необычным текстом. Вы смогли определить смысл и интонацию каждого предложения и правильно расставить знаки препинания.

ФИЗЛУЛЬТМИНУТКА ДЫХАТЕЛЬНАЯ

П. 1. Работа в группах.
- Посмотрите на карточки с записями. Что обозначает кружок зелёного цвета? Работая в группе, вы должны решить, какие из записей являются предложениями, а какие нет. Прежде чем приступить к выполнению, советую снова прочесть определение предложения. (Дается минутка для повторного чтения определения).

Карточка
1. Наступило прекрасное утро.
2. Мой брат коллекционирует старинные монеты.
3. в воскресенье друзьями пошли в театр.
4. Я читаю интересный …
5. Под мой окном свила гнездо птичка
6. Ночью стало прохладно.
Номера предложений: ...


Дети, работая в группе, рассуждают, анализируют, сопоставляют записи с определением, совещаются, приходят к выводу, готовятся защищать свою точку зрения.
– Какая группа хотела бы ответить первой? (Мы считаем, что записи под номерами 1, 3, 5, 8 являются предложениями, так как они выражают законченную мысль и пунктуация соответствует пунктуации предложений)
- Согласна ли первая группа со второй? (Мы бы хотели объяснить, почему записи под номерами 2, 4, 6, 7 не являются предложениями. В записях под номерами 2, 4, 6 не все слова связаны между собой, в записи 7 не закончена мысль, кроме того, в записях 4 и 6 нарушена пунктуация).
При несовпадении выводов детей возможна дискуссия. Это приветствуется педагогом; происходит обсуждение, в результате которого рождается истина.
- Исправьте ошибки и запишите правильные предложения, отметьте опасные места.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

II. Работа по учебнику. 1 34
Словарно-орфографическая работа.
Запись слов сказ, сказка, рассказ в тетрадях.
– Что общего у этих слов? (Один корень, близкое значение – «что-то сказывается, рассказывается».) Выделите корень.
– А чтобы понять разницу между ними, соедините стрелками слова и их значения.

сказ повествовательное произведение небольшого размера, художественное изложение событий.
рассказ повествование (рассказ) о вымышленных героях и событиях, часто с волшебством
сказка повествование, ведущееся от лица рассказчика

– Подчеркните опасные места в слове рассказ.
– Объясните с опорой на состав слова рассказ написание в нём 2 букв С.
Запишите в квадратных скобках звуковой состав слов сказ и сказки – [скас], [скаск,и].
Один или два ученика выполняют на доске.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно написать звуковой состав?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты написал всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
ТОУУ - технология оценивания учебных успехов

III. Творческая работа
- Вернемся к пунктуации в конце предложений. О каких знаках мы говорили в начале урока? (Мы говорили о точке, о вопросительном и восклицательном знаках)
- Давайте представим эти знаки в виде сказочных человечков с глазками, с ручками, с ножками... Вы же знаете, что у сказочного персонажа, как и у каждого человека, есть свой неповторимый характер, которым он отличается от всех остальных. Поэтому предварительно нам нужно выяснить характеры знаков препинания.
Как вы думаете, какой тогда характер у сказочной точки? На кого она может быть похожа? Я думаю, что она умеет выслушать, ей все интересно.
– Мне кажется, что она сама любит рассказывать, наверное, она похожа на старушку в очках, потому что она умная и все знает.
– А я думаю, что она маленькая озорная девочка, потому что она самая маленькая из всех знаков препинания.
Восклицательный знак – Мне кажется, сказочный восклицательный знак любит все красивое.
– Да, наверное, он художник или поэт.
– Скорее всего, он любит музыку и природу.
-Закройте глазки, мысленно представьте вопросительный знак. Какой у него характер? Чем отличается он от точки? Мне он представляется очень любопытным, все время что-то спрашивает. У него большой нос, который он везде сует.
- А на кого он похож?
- Я думаю, что он похож на Незнайку, он же ничего не знает.
– Может, это учитель на уроке задает вопросы детям.

- Фантазировали вы замечательно! А кто хочет выразить свои фантазии в рисунках. Сделайте это дома.
Рисовать можно любой из знаков на выбор, но можете нарисовать их и все вместе.
В этом нам помогут цветные карандаши и фломастеры.

ΙV. Итог урока.
- Вернёмся к нашему плану. Всё мы выполнили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
- Предположите, чем мы будем заниматься завтра на уроке?


V. Домашнее задание.
Н. Упр. 2 из раздела «Это ты знаешь и умеешь» – написать все предложения, кроме первого и последнего.
П. Дополнительно к 1-му заданию: подобрать по одной загадке и пословице и записать в тетрадь.

- Всем спасибо за урок. Желаю приятно провести перемену.

Деятельность учеников:
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
– Читать предложения с разной интонацией.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.


Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Категория: Начальные классы | Добавил: irysha
Просмотров: 2309 | Загрузок: 299 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА