Пятница, 11:54 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

А что я могу дать детям?
[ Скачать с сервера (17.5Kb) ] 09.04.2015, 09:19
А что я могу дать детям?
Не раз приходится слышать сетования обеспокоенных родителей: «Как воспитывать детей, когда общество больно, когда утрачены идеалы, чувства уважения к людям?»
В самом деле: как? Ведь, чтобы расти нравственно, умственно и физически, ребёнку нужен эталон. С кого ему «строить жизнь», кто сегодня ходит в героях? Об этом – вольно или невольно – задумываются сегодня и учителя, и родители, и сами дети.
Утрата обществом идеалов больно ударила по семье. В педагогической практике всё чаще приходится сталкиваться с тем, что иные родители стремятся дать своим детям установку – приспосабливаться к «обстановке момента», к сегодняшним реалиям жизни. «Сейчас выживают дельцы и циники, - откровенно заявляют они учителям, - а вы настраиваете наших детей на какую-то абстрактную доброту, гуманность».
И вот не очень разборчивые родители уже меняют свою «воспитательную стратегию». Удивительно, но факт: внимание отцов и матерей концентрируется не на том, что ребёнок узнал в школе, насколько интересными оказались знания, полученные на уроках. Их больше беспокоит отметка. Недавно слышала, как один папа выговаривал сыну-второкласснику: «Что мне твои знания. Ты хорошие отметки добывай. Любой ценой». Появились и другие перегибы. Некоторые родители изменили даже тон обращения к детям. В ход пошли грубость, брань, оскорбления. «Соответствующие духу времени» новомодные методы воспитания, на которые некоторые родители делают сегодня ставку, не научат детей отличать добро от зла, совестливость от бесстыдства. Настало время увольнений работающих, и вот уже мама одного третьеклассника, наставляя сына говорит: «С тройками тебе обеспечена в будущем участь безработного».
Жизнь семьи устроена так, что интересы и оценки детей складываются под влиянием мам и пап. Их нравственный облик, их отношение к людям в первые десять лет жизни ребёнка перенимаются у родителей.
Не секрет, что сегодня общение в семье буквально зациклилось на материальном. И это можно понять. Жизнь семьи очень трудна, и речь порой идёт о её выживании. Но есть и сомнение. Дело в том, что подобные разговоры ведутся большей частью в семьях, где имеется немалый достаток. А рядом дети, они дышат тем же воздухом, черпают образцы для подражания, как правило, из взрослых разговоров, поступков, стиля той жизни, которую наблюдают в семье. И начинают «заболевать» теме же «болезнями», которыми страдают взрослые.
Что сегодня надо семье, чтобы решать воспитательные задачи? «Время», - говорят родители. Что ж, можно и согласится. У родителей его действительно часто не хватает. Но давайте поставим вопрос иначе: станут ли наши дети добрее, честнее и порядочнее, если механически увеличить время общения родителей и детей?
Думается, что нет. Здесь многое, если не всё, зависит не от количества времени, а от того, каким содержанием оно будет наполнено. Одно дело, когда общение сводится к кормлению и контролю, к выяснению, как прошёл школьный день и не нахватал ли сын двоек. Другой результат, когда оно помогает ребёнку разобраться в сложном мире, на пороге которого он стоит, утолить духовный голод.
Понимаю, что достичь этого не так-то просто. Здесь многое зависит от того, какую нравственную цель вы ставите перед собой – воспитать в ребёнке щедрость сердца или холодный расчёт. Тут уж или-или. Если хочешь привить доброту и человечность, становись таким сам. Это непреложная истина. «…Всё воспитание, - говорил тонкий знаток человеческих душ Л.Н. Толстой, - сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т.е. самому двигаться, воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их…»
Арифметика воспитания проста – чем больше души вкладываешь в ребёнка, тем больше получаешь милосердия и любви. Эти понятия, составляющие основу нравственной жизни человека, всегда находятся в прямой зависимости. Ребёнку необходимо такое общение, он хочет беседовать и радоваться, переживать боль и сострадание, бороться со злом и собственными недостатками.
Общение с детьми – это труд родителей. Сегодня, когда и взрослые, и дети оказались в ситуации нелёгкого нравственного выбора, ощущается необходимость более содержательного, предметного общения, потребность отцов и матерей помогать детям разбираться в сложной обстановке. Конечно, делать это надо в доступной форме. И не надо бояться, что дети не поймут, что им рано вникать в недетские проблемы.
Приведу любопытный разговор между матерью и сыном лет десяти, свидетелем которого я стала. Проходя мимо кооперативного кафе, мальчик спросил:
- Мама, а, правда, что кооператоры грабят народ?
- Откуда ты это узнал?
- Старшие ребята рассказывали.
- А ты всегда согласен с тем, что тебе говорят, или не всегда?
- Не всегда…
- Ну, вот и молодец! Я так считаю: главное в работе любого человека – то, о ком он думает, прежде всего: о себе или о других. Вот и кооператоры. Они разные бывают. Одни больше о людях думают, другие – о себе и о людях, третьи – только о себе.
- Ну, а каких больше?
- Не знаю, сынок. Пока, кажется, всех хватает…
Вряд ли стоит оценивать диалог мамы с сыном с экономической или политической точки зрения. Порадовало другое: мать не отмахнулась, не оборвала сына, не пыталась навязать ему свою точку зрения (а она у неё наверняка имеется).
Да, говорить на подобные темы с ребёнком непросто. И умение тут требуется и терпение. Но от действительности не уйти. Жизнь вокруг меняется круто. Кто же поможет ребёнку разобраться в ней, как не родители.
Сегодня мы живём тревожно и трудно. Но верится, наступит время, когда будет всё необходимое, что надо человеку для физического существования. А что дальше? Будут ли наши дети, вскормленные только тем, что можно съесть или на себя одеть, духовно богатыми? Помните, у Достоевского: «Ну, вот я наелся, а теперь что делать?». Нет, ничто не может возместить того, что упущено в детстве. Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребёнке сама по себе, а рождается благодаря чутким рукам воспитателей и родителей.
Наблюдая современные семьи, невольно замечаешь два стиля общения. Один определяется желанием родителей вложить в детей свой опыт и свою душу, повести за собой, сделать их лучше, чище, духовно богаче. Здесь не пренебрегают законной потребностью младших в радости, в мажорной окраске бытия. Другой стиль общения рождён равнодушием к детям, душевной ленью, жалобами на усталость. Дети тут как бы лишние, их гонят из дома: «Сходи куда-нибудь, погуляй. Надоело твоё приставание».
Такой уровень общения, а скорее его отсутствие, противоречит самой сущности педагогики. В результате благодатная потребность детей жить полноценной духовной жизнью притупляется и силы уходят на пустое озорство, а порой и хулиганство. Коль нет у родителей желания общаться с детьми, семью связывает лишь еда, одежда да требование вести себя «прилично».
Никто, наверно, не станет оспаривать, что современному ребёнку могут быть нужны модные джинсы и кроссовки, «как у всех». Однако за всем этим должно стоять ещё нечто более существенное – всем этим должна обладать высоко нравственная личность. Ведь давно замечено: там, где вещи начинают господствовать над чувствами, вырабатывается душевная глухота.
Много, очень много проблем накопилось в семейном воспитании, поставленных самой жизнью, изменениями в обществе. Слишком многое наслоилось и а наших душах. И ничего не изменится, если мы, родители, не изменимся сами. Если мы не возьмём на себя заботу воспитать следующие за ними поколения, способные подставить плечо под осевшее общество. Только семья может развивать и передавать духовную память и традиции, светить и греть в труде и в буднях. И прозорливо поступают те родители, которые используют каждую минуту разумного общения с детьми, откликаясь на события радостные и печальные, кто постоянно думает: а что я могу дать детям?
Категория: Начальные классы | Добавил: НАДЕЖДА53
Просмотров: 691 | Загрузок: 33 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА