Вторник, 04:17 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Музыка, ритмика

Возможности формирования в младшем школьном возрасте навыка аналитического мышления в процессе восприятия музыки Лукина Ирина Владимировна
04.07.2013, 11:40
Возможности формирования в младшем школьном возрасте навыка аналитического мышления в процессе восприятия музыки
Лукина Ирина Владимировна
Преподаватель теоретических дисциплин ДШИ «Этос»
г. Волжский

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других пспихических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Мышление младшего школьника наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие и представления. Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста еще весьма элементарна. Но с развитием мышления связано возникновение таких важных возрастных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведение следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность
На основе вышеизложенного становится очевидным, что оптимальным для начала педагогического руководства развитием музыкального мышления может быть признан младший школьный возраст. Именно для младшего школьного возраста учебная деятельность становится ведущей. В ее рамках ребенок «усваивает основы теоретического сознания и мышления людей. В процессе такого усвоения у младшего школьника возникают главные психологические новообразования - содержательная рефлексия, анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения, как познавательных процессов ребенка, так и всей его... личностной сферы»
Новообразования не возникают автоматически, для их формирования необходима соответствующая деятельность. А умение действовать во внутреннем плане (планирование), анализ, самосознание (рефлексия) есть не что иное, как важнейшие компоненты мыслительной деятельности. Для их возникновения необходима стимуляция именно мышления во всех его формах.
Для ее решения в этом возрасте складывается целый комплекс
необходимых психологических предпосылок. Г.С. Тарасов приводит следующие «наиболее типичные... показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:
- моторная активность;
- чувственное восприятие или сенсорно-перцептивная активность;
- интеллектуально-волевая активность;
- мотивация и эмоционально-выразительная активность» .
Можно сказать, что в этом возрасте становится активным весь комплекс «психического строительного материала», необходимый для формирования музыкального мышления: сенсорно-перцептивная активность обеспечивает богатое слуховое восприятие; моторная активность позволяет прожить, «отработать» движениями разного типа и уровня метроритмическую и, шире, временную природу музыки; эмоционально-выразительная активность служит залогом эмоционального переживания музыки; и, наконец, интеллектуально-волевая активность способствует как возникновению внутренней мотивации, так и целеустремленному «прохождению всего пути» процесса музыкального мышления.
Именно к семи годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей. Музыкальное восприятие-мышление в период от начала 4-го до конца 7-10 года жизни развивается в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки, и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка.
Рассматривая восприятие как активную познавательную деятельность, в которую включается прошлый опыт в виде знаний и представлений, особенности восприятия у детей объясняются не возрастом как таковым, а ограниченностью детского опыта, недостаточностью временных связей в жизненном опыте ребенка, а отсюда затрудненностью в обобщениях, преобладанием нерасчлененного восприятия. Наблюдения за развитием детского музыкального восприятия показывают, что «углубление восприятия в собственно музыкальную сферу идет у детей естесственным, исторически проверенным путом – от комплексного жанрово-ситуационного впкчатления к дифференцированному восприятию музыкальных произведений».
Творческое музыкальное восприятие отличается осмысленностью, в нем возрастает роль интеллекта, способного расшифровать язык музыкального искусства. Усвоение этого языка всегда требует дополнительных усилий и зависит от накопленных слуховых представлений.
В младшем школьном возрасте преобладает сенсомоторный характер музыкального восприятия. Дети бывают в состоянии довольно точно определить эмоциональный склад музыки, дать ей образное объяснение, а благодаря свойственной им наблюдательности услышать отдельные детали музыкальной речи, оттенки исполнения. Наибольшее значение в музыкальном восприятии детей данного возраста имеют такие особенности звучания, как громкость и темп, исходя из которых ребенок и представляет себе содержание музыки. Но при систематическом и целенаправленном музыкальном воспитании, особенно в условиях специального музыкального образования дети довольно быстро начинают накапливать музыкально-слуховые впечатления, расширяется база знаний о музыке и ее выразительных средствах, поэтому уже на начальном этапе обучения (1 - 4 классы ДМШ) они способны к осмыслению и анализу значительно более многообразных средств музыкальной выразительности и осознанию их связей с содержанием музыки.

Литература
1. Восприятие музыки. Под ред. Максимова В.Н. – М., 1980
2. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.
4. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.
5. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.
6. Хрестоматия по возрастной, педагогической психологии. Сост. Дубровина И.В. – М., 1998.
Категория: Музыка, ритмика | Добавил: irina9796
Просмотров: 748 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА