Пятница, 16:14 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Музыка, ритмика

Тема: Основные технические и художественные задачи, стоящие перед учащимся 4-го класса.
[ Скачать с сервера (10.0Kb) ] 16.04.2013, 12:38
Основные технические и художественные задачи,
стоящие перед учащимся 4-го класса.
Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ.

О.В. Корнеева –
педагог дополнительного
образования по классу скрипка.

Цель. На каждом этапе развития ученика, есть миминум приобретенных музыкально-технических навыков. Эти навыки должны позволить ему с пользой применить их в дальнейшем, и вся система образования ученика в музыкальной школе должна быть направлена на то, чтобы дать ему правильную музыкально-техническую подготовку.
Уровень подготовки ученика обучающегося в четвертом классе, формируется комплексом знаний, умений, навыков. Ученик должен хорошо знать три позиции, уметь свободно и правильно их соединять. После этого можно приступать к изучению IV, V позиции, а к концу учебного года ознакомиться с не сложными упражнениями в более высоких (VI,VII) позициях. Изучаются двухоктавные гаммы с переходом в IV, Vпозиции. Мажор-Ми бемоль (переход в IV позицию), Фа (в IV, V), Ре (в Ш позиции со 2-го пальца). Соль (трёхоктавная - ознакомление).
Минор - ми, фа# (IV, V позиции); ре(Ш позиции). Арпеджио во всех гаммах (тоническое трезвучие и квартсекстаккорды).
Изучение штрихов: деташе, легато, мартеле и их чередование. Ознакомление со штрихом стаккато.
Идёт дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучания, ритмом, вибрацией, двойными нотами, аккордами. Знакомство с флажолетами.
Всё это встречается в изучаемом нами материале.
Начинаем с работы над двухоктавной гаммой Ми бемоль с переходом в IV позицию.
Общими требованиями для всех классов при исполнении гамм являются: 1) чистая интонация; 2) чёткий ритм; 3) хорошее звукоизвлечение; 4) равномерное распределение смычка; 5) плавная смена струн и смычка без толчков и пауз.
Кроме перечисленных общих требований , в каждом классе прибавляются свои специфические задачи и трудности в исполнении гамм.
Часто ученику, играющему уже 3-х октавные гаммы, педагог делает замечания, которые должны были иметь место в самых первых классах.
Какие же упущения чаще всего встречаются в педагогической практике применительно к изучению гамм?
1. Гаммы необходимо играть систематически.
2. Мало используются ритмические возможности. Обычно играют по 4, 8, 12, 24 ноты
легато. Но в старших классах требуется играть как с чётным, так и нечётным
количеством нот на смычек (по 6,8,10 и по 3, 5, 7, 9 нот легато). Это организует
чувство ритма и улучшает качество распределения смычка.
3. Уметь играть разной аппликатурой.
4. Плавная, незаметная смена позиций является одним из главных требований при
изучении гамм.
5. Играя гаммы, не следует высоко поднимать пальцы, стучать ими по грифу; не
играть гаммы с вибрацией.
На гаммах вырабатываются штрихи и разные их сочетания. Надо отметить, что рост исполнительского мастерства не возможен без систематической работы над штрихами. Используя перечисленные требования к изучению гамм, ученик обновляет и улучшает качество их исполнения и приобретает технические навыки.
Изучение штриха стаккато следует начинать на одном звуке, иначе проблемы координации движения рук могут привести к раздвоению внимания ученика и помешать усвоению сложного приёма.
Для работы над штрихом деташе я беру этюд Р. Крейцера №1. Практически на этом этюде можно отрабатывать все виды штрихов. Так же параллельно, в левой руке отрабатываем смену позиций (I-П-Ш).
Обычно играя в быстром темпе деташе, наблюдается «жидкое» звучание, смычек ползает, а работа пальцев левой руки не совпадает со сменой смычка. Для того, чтобы смычек плотно прилегал к струне, следует вначале каждую ноту играть по два раза широко, медленно, плотно и следить за ровным ведением смычка. При удваивании
каждой ноты ученик скорее уловит необходимое для правильного звукоизвлечения ощущение хорошего сцепления со струной; кроме того, при удваивании ноты соответственно удваивается и темп движений правой руки, тогда как движения пальцев левой руки остаётся медленным. При этом гораздо легче проследить за совпадением смены смычка и пальцев.
Далее, играя каждую ноту по три раза, мы этим восстанавливаем правильное метрическое чередование акцентов и штрихов вверх и вниз.
Постепенно темп следует ускорять, затем переходить к игре по одной ноте как написано.
В средней части этюда встречаются переходы из I-ой позиции через открытую струну в Ш-ю позицию. Это не сложно. Затем переход из I-ой позиции во П-ю (до-фа) на струне ля.
Возвращение из второй позиции в первую не сложно. Переход из второй в третью(скольжение четвертого пальца с фа на соль)- промежуточный звук, затем, первый палец ставится на ля третьей позиции(струна ми). Это отрабатывается отдельно. Освоив все эти приёмы можно играть весь этюд, показав конечную цель - исполнение штриха деташе.
Этюд №41 т.П А. Комаровский.
На этом материале отрабатывается штрих легато, cоединение позиций Развивается беглость пальцев левой руки.
Основные требования предъявляемые к этому штриху, - непрерывность звукоизвлечения, точность распределения смычка, чёткость ритма и плавная смена струны. Если с первого раза попытаться всё это сделать, ничего не получится. Всё будет звучать тускло, фальшиво и не ритмично. Поэтому этюд следует играть сначала штрихом деташе широко, медленно, хорошим звуком, ритмично, считая каждую ноту как четверть. Этим достигается хорошее звукоизвлечение и обеспечивается чистое интонирование каждой ноты, особенно при смене позиций и исполнении хроматических последовательностей, которые встречаются в данном этюде. Трудность заключается в чистом интонировании полутонов, в быстром скольжении или подмене пальца (в зависимости от аппликатуры). Чтобы добиться чистого интонирования следует играть первое время медленно, раздельным смычком, выверяя каждый полутон. По мере усвоения чистой интонации можно постепенно прибавлять темп.
Быстрое и чёткое передвижение пальцев при исполнении хроматических последовательностей скользящей аппликатурой достигается постепенно. Необходимо работать в медленном темпе. Палец должен осуществлять скольжение не за счёт предыдущей ноты, а точно в момент наступления следующей, т.е. очень быстро и без слышимого глиссандо.
Далее переходим к работе над художественным материалом. В четвёртом классе ученик должен знать закономерности способствующие поиску выразительного, красочного звука. Именно в соответствии с его слуховым представлением, используя определённые игровые движения, обусловленные спецификой смычковых инструментов, он добивается необходимых результатов. Необходимо постоянно закреплять и углублять знания этих закономерностей, применять их в своей игре. Речь идёт о трёх факторах звукоизвлечения: скорость движения смычка, силе его нажима, и точке соприкосновения со струной.
Так же одним из важнейших средств музыкальной выразительности является вибрация. Планомерно развиваемое чувство художественного вкуса постепенно само приводит ученика к потребности более яркого выражения эмоций. В этом случае легко добиться правильной вибрации, нужно только помочь направить эти колебательные движения в соответствии с индивидуальными качествами руки ученика и неуклонно следить за развитием этого навыка. Все перечисленные задачи стоят перед учеником в работе над пьесой П.И. Чайковского., Грустная песенка. Цель ученика - стремиться к
выразительному, динамически разнообразному исполнению мелодии. Повторяющиеся ноты должны звучать, как пропетые на одно дыхание слоги одного слова. Акценты в конце пьесы следует делать очень мягко, главным образом с помощью вибрато.
Обратить внимание ученика на правильное исполнение аккордов встречающихся в пьесе. В аккордах чаще всего акцентируются верхние голоса. Нижние звуки играются как форшлаг. Для качественного исполнения аккордов необходимо правильно держать смычек, добиваясь упругой эластичности округлённых пальцев и кисти.
Аккорд исполняется ломанным движением смычка, которое при переходе от нижних к верхним струнам должно быть активным, но без лишнего нажима. Затраты смычка на нижние струны должны быть значительно меньше чем на верхние.
Так же в конце пьесы встречается приём игры флажолетом. При игре флажолетом важно добиваться лёгкого касания струны кончиком пальца. Смычек должен находиться ближе к подставке. Этим обеспечивается чистое и прозрачное звучание флажолета.
Следующая пьеса «На улице скрипка играет» - украинская народная песня. Пьеса подвижная, энергичная, требует пальцевой и штриховой подвижности, точности интонирования двойных нот и хроматизмов. Деташе шестнадцатыми нотами требует чёткой координации правой и левой руки, стаккато играется чётко, ритмично. В заключении следует постепенно уменьшать звук, воспроизводя эффект удаления.
Категория: Музыка, ритмика | Добавил: Caper
Просмотров: 1299 | Загрузок: 238 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА