Пятница, 03:49 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Музыка, ритмика

Статья
01.02.2014, 17:29
Проблемно-творческое обучение на уроках музыки
«За 15 лет мне удалось собрать со всего мира методы и технологии, способные зажечь Творчество в нужный момент. Эти искры помогают мне избегать отчаянных моментов творческой пустоты, создавать пространство для Музы, держать мое Вдохновение активным, создавать собственные инструменты и организовать свои проекты от идеи до необходимого или до неожиданно высокого результата!» (Елена Арих).[10]
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями и современными методами, направленных на развитие интеллектуально-творческой личности, при всем их многообразии. Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы и перед музыкальным образованием массовой школы.
В сущности, главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, в том числе творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Среди современных инновационных образовательных технологий можно выделить: креативное обучение, проблемное, личностно-ориентированное, контекстное, модульное, виртуальное и др. Все эти модели имеют отношение и к инновационному процессу в музыкальной педагогике.
На сегодняшний день, проблема использования технологий проблемно-творческого обучения, практически не изучена и не достаточно подробно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе. В практике школы, в частности на уроках музыки, должного внимания она не получила и требует дальнейшего изучения, научного обоснования, разработки фундаментальной методической базы. [3]
Проблемно-творческое обучение синтезирует проблемное и креативное обучение. И среди новых моделей обучения наиболее полно отвечает специфике урока музыки в школе. Сказанное объясняется тем, что избрав проблемно-творческий метод, как один из ведущих в преподавании, учитель влияет на 3 составляющие образования: обучение, воспитание и развитие.[7, c.232]
Само по себе проблемное обучение не новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Сократ, Руссо, Дистерверг, Ушинский. Многими вопросами проблемного обучения занимаются М.И. Махмудов, М.А.Данилов, С.Н. Скаткин.
Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. [2].
Творческое обучение, связано с самостоятельными действиями и предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений, и направлено на формирование личности, всегда способной к поиску. По мере творческого развития учащихся происходят определенные качественные изменения психики: перестройка психических функций, становление качеств, присущих творческой личности.
Проблемно-творческое обучение предполагает введение нового в деятельности учащегося, тем самым формирование творческого нешаблонного мышления, развитие за счет максимального раскрытия их природных способностей, что является одними из основных целей инновационной деятельности. Проблемно-творческое обучение, помогает учащимся не просто получать знания, но и применять их на практике, становиться творцами и созидателями.
Стоит остановиться на принципиальном отличие творческой деятельности и предметной, но что и обращали внимание многие философы и психологи.
В частности, Я.А. Понамарев считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и. т. д.) и результата. Творческая активность, в отличие от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением "побочного продукта", который и является в итоге творческим результатом. [5, c.28]
Суть креативности (творческости) как психологического свойства сводится, по Я.А. Понамареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычайное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна. [4, с.8]
Цель креативной педагогики состоит в том, чтобы преобразовать любой предмет в творческий учебный процесс, который воспитывал бы творческих учащихся (учащихся «на всю оставшуюся жизнь», умеющих и любящих самообучаться) — намного более эффективных, чем выпускаемые традиционной школой.
Андрей Алейников, автор концепции креативной педагогики, отметил: «…..обучаемый переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности), а традиционный (основной) учебный материал переводится из ранга предмета освоения в ранг средства достижения некоторой созидательной цели».[10]
Вывод, что проблемно-творческое обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем. Размышления о новой интерпретации хорового произведении,
индивидуальное понимание характера и образности музыки – все это должно осуществляться через проблемно-творческий подход.
Рассмотрим ряд общих рекомендаций и принципов, на которые необходимо опираться, конструируя на уроке проблемно-творческие ситуации для творчества.
Говоря о развитии творчества, Э. Де Боно формулирует следующие принципы:
Выделение необходимых и достаточных условий решения задачи.
Развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода.
Развитие способности видеть многофункциональные вещи.
Развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы.
Развитие способности к осознанию стереотипной (привлекательной, навязанной авторитетом) идеи и освобождения от ее влияния.[4, c.12]
Близки и в чем-то дополняют эти принципы требования к приемам стимулирования творчества, предложенные Торренсом.
Содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные (на определенные короткие промежутки времени).
Возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций.
Обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность.
Обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей. [9]

Что же необходимо, чтобы учащиеся хотели войти в проблемную ситуацию, как активизировать творческое мышление? Часто педагог сталкивается с тем, что учащиеся буквально «не желают входить в проблемную ситуацию, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Действительно в ряде случаев ученик, скорее готов скорее выслушать то, что расскажет о произведении учитель, нежели сам захочет анализировать чувства и ощущения, сочинять импровизировать, создавать что-то новое. Не научившись самостоятельно мыслить, а тем более мыслить творчески, учащиеся часто избегают излишнего напряжения и «мозгового беспокойства».
Если учитель музыки хочет, чтобы ученик самостоятельно выполнял то или иное творческое задание, он должен сделать все от него зависящее, чтобы обучаемый сам захотел именно этого.
И начать надо с самой цели урока, лучше всего, когда она выдвигается самими учащимися либо учителем, но с обязательным принятием ее большинством класса.
Далее, чем сильнее ученик хочет достичь чего-либо, чем большим желанием он горит, тем больше творческих идей, необходимых для достижения дано цели проецирует его мозг.
Следующим стимулом творческого мышления, является срочная потребность в решении важной проблемы, что является мощным толчком к высвобождении креативности. Чем важнее стоящая перед учащимися проблема и чем учащийся сильнее вовлекается в ее решение, тем быстрее растет творческая созидательная сила.
Мощным стимулом для творческой активности на уроке являются вопросы, стимулирующие и возбуждающие ум, - продуманные, провокационные, проникающие в суть проблемы. Чего мы хотим добиться? Каким путем пытаемся этого достичь? Нет ли возможности найти иные решения? Как мы поступим, если выбранный нами способ окажется ошибочным? Вопросы такого рода высекают изрядную искру скрытой креативности.
Методическими основами проблемно-творческого обучения на уроках музыки являются:

1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства, посредством творческой деятельности.

2. Открытие неизвестного, нового.
Проблемно-творческая ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемно-творческого музыкального задания. [1, с.147]
Остановимся на некоторых методах проблемно-творческого обучения, позволяющих эффективно осуществлять педагогический процесс.
Одним из элементов проблемно-творческого обучения является наглядность. К примеру, педагог на собственном примере показывает ученику несколько примеров качественного исполнения произведения и не качественного. Выходом из сложившейся проблемной ситуации является поиск учеником среди представленных примеров - правильного. Таким образом, на первоначальном этапе ученик применяет формы мышления: сравнение, анализ, обобщение, и, в заключении, на своем уровне мышления дает педагогу, а самое главное себе, определенный вывод.
Формирование познавательной активности может проходить также методом рисования музыки. На своих уроках я использую метод рисования музыки как способ постижения образа, его раскрытия, прослеживания параллели между сочетанием цвета и звука (система цвет-звук, цвет-настроение), осознание формы, динамики и мн. др. Использование данной методики, как одного из элементов проблемно-творческого метода, в тоже время позволяет развить послепроизвольное внимание. Можно назвать ряд современных авторов, в трудах которых затронуты интеграционные процессы в системе искусств и на этой основе сделаны важные педагогические выводы. В их числе: Э.Б.Абдуллин, Л.М.Баженова, В.П.Михалев, А.А.Мелик-Пашаев, Г.П.Нестеренко, Г.П.Шевченко, Ю.Б.Алиев, Л.А.Безбородова, Г.М.Цыпин, Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.
Остановимся теперь на исследовательском методе, сущность исследовательского метода состоит в том, что обучающийся ставит в форме исследовательских заданий - проблемы и проблемные задачи, а учащиеся выполняют их совершенно самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск. В этом заключается основная сущность признака исследовательского метода. [6]
В процессе выполнения исследований на уроках музыки у учащихся развивается самостоятельность, формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, художественной, справочной литературой, словарями.
За период исследовательской деятельности учащиеся нередко выполняют творческие задания:
• выразить в стихах гипотезу, проблему, вывод для использования их в презентации;
• подобрать стихи, созвучные музыкальным произведениям;
• написать сочинение по прослушанному произведению;
• проанализировать музыкальные произведения;
• подобрать музыкальные произведения для озвучивания презентации.
Исследуя проблемно-творческое обучение, опираясь на теоретические исследования и практический опыт, можно сделать выводы:

1) проблемно- творческое обучение сочетает рациональное (мышление) и эмоциональное (творчество), таким образом, отвечает специфике музыкального образования в школе;

2) сохраняются основы логического мышления (анализ, синтез, обобщение и сравнение), которые объединяются с опережающим невербальным музыкальным мышлением, а также положительно влияют на развитие мотивации и эмоциональности;

3) Проблемно-творческое обучение возможно применять на разных уровнях музыкального образования (СОШ, ДМШ, СУЗ, ВУЗ), в соответствии с типом учебного заведения (его задачами, структурой учебного процесса, подготовкой учащихся и учетом вариативности в применении на индивидуальных и групповых занятиях;

4) Проблемно-творческое обучение будет эффективным при условии учета конкретных условий: содержание урока, уровень подготовки учителя и учащихся, возрастных особенностей учеников.

Итак, творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельными действиями и предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. По мере творческого развития учащихся происходят определенные качественные изменения психики: перестройка психических функций, становление качеств, присущих творческой личности.
Именно уроки музыки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
Сегодня нужен «мозг-дизайнер», способность находить оригинальные решения и генерировать идеи, уметь учиться и трудиться играючи, с вдохновением, уметь создавать команды для реализации своих идей, быстро находить и решать проблемы, ставить себе цели с учетом чувств и желаний, избегать шаблонных форм мышления.
Логика, исполнительность и одновариантность решений, которые развивают в школе, возможно, хороши в какой-то степени, но сейчас востребованы не логика, а творчество, индивидуальность, креативность, многовариантность выбора, инициатива и созидательность, а не послушная исполнительность и безынициативность. Знания нужны не ради знаний.
Проблемно-творческое обучение, непростой процесс, требующий затрат времени на уроке, но если учащиеся самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как ученики приучаются мыслить, искать, создавать, творить, то есть креативно развиваются.

Список используемой литературы

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Издательство: Владос. Год издания: 2000 г. - 336 стр.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.,1983
3. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. – 2005. - №6. – с.83.
4. Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»: Питер; СПб.; 2009 – с.434
5. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика – Москва : Педагогика, 1976. – 280 с.
6. Рубинштейн М.М. Исследовательский метод в преподавании// Мир.-1926.-№5.- С.35
7. 6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.
8. 7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.
9. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32.
10. Креативные технологии в образовании lenaarich.com/creative-learning/
Категория: Музыка, ритмика | Добавил: tonika24
Просмотров: 772 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА