Понедельник, 19:58 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Музыка, ритмика

Программа кружка по музыкально-ритмическому развитию детей 5-6 лет «Задоринки»
[ Скачать с сервера (67.6Kb) ] 05.08.2014, 22:02

Программа кружка по
музыкально-ритмическому
развитию детей 5-6 лет
«Задоринки»
на 2014-2015 уч.год

Руководитель: Чальцева Ю.А.
г. Таганрог
Пояснительная записка

С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с пониженной эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя в танце. Поэтому процесс развития творческих способностей у ребенка замедляется. Проблеме изучения произвольности поведения в процессе развития двигательной активности никогда не уделялось должного внимания.
В связи с этим перед музыкальным руководителем стоит задача формирования двигательной активности детей, развития музыкального слуха, памяти, воображения, посредством освоения ребенком музыкально-ритмических движений и, как следствие, развиваются творческие способности у ребенка, в виде раскрепощенности в движениях, ориентации в пространстве, координации движений. Танец является дополнительным резервом двигательной активности де¬тей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, способствует повышению работоспособности и психологической разрядке.
Наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, изучая законы жизни, ученые-физиологи, ученые-врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных целях. «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).
Особенно ярко проявляется взаимосвязь музыки и движений у детей. Известно, что при помощи движений ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах дети расширяют свои познания о действительности.
В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.
Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Приобщаясь к образцам народной, русской классической и современной музыки, формируется нравственный образ ребенка, развивается музыкальность и художественный вкус, воспитывается любовь к Родине.
Исполняя групповые, парные танцы, участвуя в подвижных музыкальных играх, у детей воспитывается активность, дисциплинированность, чувство коллективизма, умение оценить себя и товарища.
Кружок дополнительного образования «Задоринки» разработан на основе:
• программы А.И.Бурениной « Ритмическая мозаика» (по ритмической пластике для детей 3–7 лет);
• учебно-методическому пособию Фирилевой Ж. Е., Сайкиной Е. Г «Са-фи-дансе» (по танцевально-игровой гимнастики для детей).
Цель программы: формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
• Обучить детей танцевальным движениям.
• Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
• Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
• Формировать умение ориентироваться в пространстве.
• Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
• Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
• Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
• Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
• Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
• Развивать творческие способности детей.
• Развить музыкальный слух и чувство ритма.
• Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:
• укрепление здоровья детей.
Возраст детей и срок реализации программы.
Программа рассчитана на детей – 5-6 лет, воспитанников ДОУ.
Курс программы рассчитан на 1 год - проведение занятий 2 раза в неделю, длительность занятия – один академический час – 30 минут (общий объём – 71 занятия в год).
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.
Нормы наполнения групп – 15 детей.

Форма работы:
Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
На пятом году формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.
На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

Важным условием эффективности реализации программы является опора на следующие дидактические принципы, которые сформулированы в соответствии с современными научными взглядами об основах развивающего обучения в непрерывной сфере образования, формирования у детей деятельностных способностей, а также новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Перечень вспомогательного материала
• музыкально-дидактически игры для развития чувства ритма;
• видеопособия (ритмические игры);
• нотные приложения;
• аудио- и видео-записи;
• схемы танцевальных движений;
• разнообразная атрибутика;
• танцевальные костюмы.
Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:
1. танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:
• игроритмика
• игрогимнастика
• игротанцы
• диско-разминка

2. нетрадиционные виды упражнений:
• игропластика
• пальчиковая гимнастика
• игровой самомассаж
• музыкально-подвижные игры

3. креативная гимнастика:
• музыкально-творческие игры
• специальные задания

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям:
1. Музыкальная игра.
Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т. д. Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
2. Пляски, танцы, хороводы.
Своеобразной формой музыкально - ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.
Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последовательно сгруппировать:
- пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения;
- пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
- свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску;
- хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями;
- детский «бальный танец», включающий разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Лёгкий, оживленный характер музыки сопровождается всё время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа);
- характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец снежинок, танец Петрушки).
В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как детям трудно запомнить их последовательность.
3.Упражнения.
Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.
Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, динамику, метроритм) , передавая это в движениях.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала.
Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в первую очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание движений только тогда будет эффективно, когда оно основано на знании возможностей ребенка, а так же требуется строгий учет его возрастных психофизиологических особенностей. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и навыки.
Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков.
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты.

Показатели успешности детей в музыкально-ритмической деятельности к концу учебного года:
• выразительность исполнения движений под музыку;
• умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
• освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
• способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
• точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

Календарно – тематическое планирование кружка «Задоринки»

Наименование разделов и тем
Кол-во часов, Календарные сроки изучения тем
Репертуар
Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски.
35
Тема 1.1.
Ориентировка в пространстве.
Исходные положения.
Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий)
Специальные упражнения: укрепление позвоночника методом поворотов и наклонов в стороны – «маятник», «месяц», «муравей», «стрекоза», «лисичка», «орешек».
Постановка танца. 9

Сентябрь «Марш» Л.Шульгин, «Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с шумовыми инструментами.
Игра-этюд: (для развития внимания и слуха) «Жмурки с голосом», «Кто ушел?», «Встреча эмоций», «Заряд бодрости».
Упражнение на развитие ориентировки в пространстве: «Горошинки в коробочке»
Комплекс упражнений под музыку «Песенка о лете» Е.Крылатова.
Танцевальная композиция «Любитель – рыболов» М.Старокадомский

Тема 1.2.
Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).
Определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях.
Разучивание позиций ног: «бабочка» (1 п.), « стрекоза» (2 п.), «елочка» ( 3 п.), « стрелочка» (4.п.).
Разучивание позиций рук: «луна» (подг. п.), «кораблик» (1 п.), «звездочка» (2п.), «солнце» (3 п.).
Разучивание видов шагов: спокойная ходьба, «топотушки», боковой приставной шаг, переменный шаг, перекрестный шаг.

6

Октябрь «Нетерпеливые бегуны» С.Руднева, игра «В лесу», «Море волнуется», «Хлопай, топай», прохлопывание ритмических рисунков знакомых песен.
Ритмическая игра: «Повтори как я» (использовать кубики или бубны)

Игровое упражнение на развитие ориентировки в пространстве: «Жуки»
Танцевальные композиции: «Кузнечик» , «Белочка» «Любитель – рыболов» М.Старокадомский
Тема 1.3.
Элементы русской пляски
Ритм, ритмический рисунок.
Ритмические упражнения с музыкальным заданием: (построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга), в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4. 5
Октябрь-ноябрь
Игра «Угадай мелодию», «Поезд» Филиппенко,
Упражнение на развитие ориентировки в пространстве: «Горошинки в коробочке».

Ритмическая игра: «Повтори как я» (использовать деревянные палочки).

Танцевальные композиции: «Кузнечик» «Любитель – рыболов» М.Старокадомский
Тема 1.4.
Контрастные темпы.
Происхождение и особенности русского хоровода.
Положение рук в русской пляске.
Построения и перестроения, орнаментальные хороводы.
Хороводные шаги: переменный, тройной шаг.
Прыжки на двух ногах: подскоки, галоп, «качели», «ножницы».
Танцевальные движения: притоп – веселый каблучок, «ковырялочка» на прыжке, сложный каблучок, сложная «ковырялочка», «гармошечка».
Постановка танца. 6

ноябрь «Вейся, вейся, капуста» р.н.п.
Хороводная игра «Здравствуй, Осень» Витлин.
Ритмические фантазии: гимнастика с мячами «Капли дождя».
Портерная гимнастика: «поплавок», «качалочка», «лягушка».
Игра – упражнение: «Покажи, кто идёт»
Танцевальные композиции: «Кузнечик» В.Шаинский «Разноцветная игра» (с мячиками) Б.Савельев.

Тема 1.5.
Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг.
Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки.
Движение с ускорением, замедлением темп 2

ноябрь «Карусель», «Новогодние хороводы», «Певучий хоровод» Т.Ломова, «Танцуем сидя».
Музыкальная разминка под музыку «Весёлые путешественники» М.Старокадомский
Упражнение: «Весёлые пары» муз. Штрауса.

Тема 1.6.
Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом.
Перепляс.
Танцевальные комбинации русских танцев.
Позиции ног ( закрепление).
Позиции рук (закрепление): «луна», «кораблик», «звездочка», « солнце».
Виды шага (закрепление): «топотушки», хороводный шаг, боковой хороводный шаг, высокий шаг, переменный шаг, перекрестный шаг, шаг с притопом.
Прыжки на двух ногах: подскоки, галоп, «ножницы», вертушка.
3

декабрь Упр: «Ручеёк», «Вертушка», «Волна»,
перепляс «Стенка на стенку»,
Танцевальная композиция: «Разноцветная игра» (с мячиками) Б.Савельев.
Этюд – разминка: «Снежинки и ветер» под муз. «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.
Упражнение: «Поезд» муз. М.Красевой

Тема 1.7.
Танцевальные импровизации.
Танцевальные движения (закрепление): «пружинка», «пружинка» с поворотом, притоп - веселый каблучок, «ковырялочка» на прыжке, сложная «ковырялочка», сложный каблучок, «гармошечка».
Постановка танца и выступление на Новогоднем утреннике. 4

декабрь Р.н.п., игра «Плетень», «Как у наших у ворот» р.н.м., «Затейники» (пляска-импровизация).
Ритмические фантазии: упр. с султанчиками, «Полет радужных салютиков».
Портерная гимнастика (закрепление): «поплавок», «качалочка», «лягушка», «кошечка».
Упражнение: «Мячики» (прыжки и лёгкий бег)
Ритмическая игра: «Молоточки» (с кубиками)

Танцевальная композиция: «Ни кола, ни двора» Н.Ефремов.
Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения. 36
Тема 2.1
Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием.
Полуприсядка, «ковырялочка».
Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне.
Позиция ног (совершенствование)
Позиция рук (совершенствование); разучивание: «кулачки на бочок», «полочка».
Виды шага (совершенствование); ознакомление: галоп вперед, боковой шаг- крестик
Прыжки на двух ногах (совершенствование); ознакомление: боковой галоп лицом и спиной в круг по одному и в парах, «веревочка»
6

Январь
«Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р.н.п.
Разучивание элементов народного танца.
Специальные упражнения: веселый тренинг (« Насос», «Соедини ладошки», «Цапля» ).
Игра-этюд (для развития творческого воображения) «Конькобежцы», «Белые снежинки
Тема 2.2.
Виды хлопков.
Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно.
Позиция ног (совершенствование): 1 – 4, 6 позиций.
Позиция рук (совершенствование): 1 –3 позиций.
Виды шага ( разучивание): семенящий плавающий шаг, хороводный шаг косичка.
Прыжки на одной ноге : «часики», «веревочка.
Танцевальные движения: «моталочка», сложная «ковырялочка» , сложный каблучок,верёвочка, вертушка.
8

февраль Упр. «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Поющие руки» П.Чайковский «Шарманщик поёт»
Портерная гимнастика: «поплавок», «качалочка», «бабочка», «лягушка».
Игра: «Ритмическое эхо»

Жестовые упражнения: «Смотрим в даль», «Удивляемся», «Зовём».

Тема 2.3.
Образные движения.
Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. 4
март
Упр. «Кошка», «Собака», «Лебедь», «Пружина», «Скобка», «Ветер», «Лошадки» С.Руднева.
«Волшебный цветок»
«Танец с обручами» пластический этюд

Тема 2.4.
Характерные движения.
Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др.
Элементы бального танца.
Специальные упражнения: ( для укрепления мышц тазового пояса и мышц ног) «бабочка», «лягушка», «жучок», «зайчик».
Постановка танца.
Творческая игра (для развития выразительности танцевальных движений) «Чарли», «Свободный танец».
7
Март-

апрель Игра «Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть?», танец «Котов и кошечек», танец «Кукол и солдатиков»
«Танец цветов и бабочек»
Разминка под муз. «Вместе весело шагать» В.Шаинский.

Тема 2.5.
Парные пляски. Положения а парах.
Кадрили.
Упражнения на равновесие.
Закрепление позиций ног и рук.
Закрепление видов шагов и прыжков.
Танцевальные движения: закрепление пройденного материала.
3

апрель «Русская пляска» (парами), игра «Смени пару», кадриль «Цветики-лютики», упр. «Ласточка», «Журавль», «Попрыгунчики» анг.н.п.
Танцевальная композиция: «Белые кораблики»
Тема 2.6.
Построения и перестроения группы:
«Воротца», «Звёздочки», «Карусели».
Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног.
4

май Хоровод «Змейка с воротцами» С.Руднева, упр. «Бабочка», «Лягушка», «Собака», «Березка», «Мост» «Рыбка», «Кораблик»
Танцевальные композиции: «Цыплята и курочка» Г.Ворламова. «Всё мы делим пополам» В.Шаинский.
Тема 2.7.
Повторение и подведение итогов.
Конкурс танцоров.
Выступление на «Дне защиты детей» 4

май Упражнения: «Зеркало», «Кто лучше спляшет?»,
игра «Пляши, да не зевай» Е.Трестман,
Танцевальная композиция: «Кот Леопольд» музыка Б.Савельева
ритмич.упр-е «Песенка о лете»

Категория: Музыка, ритмика | Добавил: Юсик41
Просмотров: 1011 | Загрузок: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА