Суббота, 08:19 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Музыка, ритмика

Проектная деятельность на уроках музыки в средних классах
24.09.2018, 15:53

Проектная деятельность на уроках музыки в средних классах.

Автор работы:                                                                                                                                     Ромащенко Лариса Васильевна                                                                                               учитель музыки МБОУ «Гатчинская СОШ №2»

В настоящее время, методу проектов уделяется большое внимание. Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность, т.к.в такой работе, приобретается опыт  поиска информации и самостоятельного анализа ее содержания.

Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно используются и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфолио ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и, конечно, проектная деятельность. Эта педагогическая технология эффективно используется в обучении, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Но в связи с этим появляется ряд вопросов, на которые учителю надо найти ответ, прежде чем начать использовать в своей работе проектную деятельность. А именно: какими должны быть условия при формировании ключевых компетенций? Как формировать эти условия относительно предмета музыка?Какие виды и формы возможно применять? Как адаптировать их к уроку музыка? Как проектная деятельность повлияет на развитие познавательных, творческих способностей, интереса к моему предмету?    

Изучая литературу  по проектной деятельности, я определила   цельсвоей  работы:   «Интегрирование проектной деятельности в образовательный процесс на уроке музыки».  

Наблюдая и анализируя обучение школьников, я пришла к выводу, что им очень нравится заниматься проектной деятельностью в любом возрасте. Урок музыки приобретает иного рода творческий характер: поисковый, исследовательский. Распределение на группы, нестандартная рассадка, свободное общение в рамках сотрудничества, даёт возможность в непринуждённой обстановке получить, усвоить и оценить новые знания, которые со временем можно использовать на других предметах или применять в жизни, т.е. интегрировать. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Подводя итог вышесказанному, метод проектов имеет следующие характеристики: личностно ориентированная направленность; деятельностный метод обучения; обучение взаимодействию в группе; построение на принципах проблемного обучения; здоровьесбережение; развитие умения самовыражаться (рефлексия); формирование навыков самостоятельной деятельности; реализует принцип связи обучения с жизнью, воспитание целеустремленности, толерантности, индивидуализма, коллективизма, ответственности, инициативности, творческого отношения к делу.

Занимаясь проектной деятельностью в средних классах, опираюсь на следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Сотрудничество участников педагогического процесса.

4) Свободное творчество в выборе темы проекта.

         На основе этих принципов сложилась  методическая система работы над проектами. И отсюда выбор основных образовательных технологий:

  1. Технология проектирования.

Она  предполагает самостоятельную деятельность ученика и вовлеченияв решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения. По своей сути проектная деятельность близка к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания.

 Так одна технология предполагает использование другой.

2) Технологии проблемного обучения.

В ходе решения проблемной ситуацииученик получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, проектная деятельность имеет сходство с развивающим обучением.

  1. Технология развивающего обучения.

Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний,  включая в этот процесс учителя. Развивающее обучение – активно – деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, погружаясь в эту деятельность, сознательно ставит цели и задачи, а затем  творчески их достигает.

  1. Информационно-коммуникативные технологии.

В современном мире школьники не мыслят свою жизнь без использования возможностей интернета и компьютера. Применение этой технологии делает обучение современным, т. к.  учитель даёт возможность ученикам показать то, что они умеют, направляет их деятельность и желание работать с интернетом в нужное русло. Так школьники могут представить свои презентации, оформить добытые знания, ну и, конечно же, найти различную информацию (текст, музыку, иллюстрации).

 

Я для себя выделила ряд достоинств проектной деятельности- это группы умений на которые она оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские - социального взаимодействия - оценочные- информационные -презентационные - рефлексивные

Поскольку к проектной работе учащиеся должны быть готовы и чтобы проект был не разовым явлением, а системой, я стараюсь интегрировать проектную  деятельность в образовательный процесс на уроке музыки.                                                               Так,   в рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    умение рассуждать  о музыкальном произведении;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю на уроках музыки развитию приемов логического мышления, навыков устной речи и письменной. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

•   оперирование признаками музыкальных произведений (выделение особенностей произведений, сравнение двух и более произведений, узнавание, выделение общих и отличительных признаков особенностей произведений, выделение главного);

•   классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

•   формулировка определений и объяснение понятий;

•   доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Вовлекая своих учеников в проектную деятельность на уроках музыки, выделяю следующие направления  проектной деятельности:

  • творческие задания;
  • мини-проект;
  • урок –проект;
  • проект-исследование.

Проектный метод может с успехом использоваться на уроках музыки  как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта, а также проект может реализовываться  на нескольких уроках- это зависит от возраста учащихся,  целейи задач педагога.

Урок, реализованный методом проектов на предмете музыка, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа.Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.Учитель, работающий с малыми группами, может: контролировать, организовывать, оценивать работу учеников, участвовать в работе группы, предлагать участникам разные варианты решений, выступать в роли наставника, исследователя или источника информации. Всё это очень важно для школьников среднего звена и они принимают такой метод работы учителя, т.к эта работа проходит в атмосфере сотрудничества и содружества.

Интегрируя в урок музыки проектную деятельность, я вижу, что моим ученикам нравится работать над созданием проекта: создавать и защищать собственный продукт. Во-первых, при подготовке к проекту ребята  самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас слов, открывают для себя много нового, интересного, неизвестного.Во-вторых, выполнение творческих проектов и их защита помогают ребятам научиться адекватно, оценивать свои возможности.                                                                      В третьих,  проектное обучение в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности школьников, формируя ее положительную направленность. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется чувство удовлетворения от достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, что благотворно влияет на личностное самоопределение школьника.

В завершении своей работы по обобщению личного педагогического опыта хочется отметить: интегрирование проектной деятельности в образовательный процесс на уроке музыкипозволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника. Всё это, бесспорно,   оказывает благотворное влияние на сам урок музыки в целом и влияет на обучение, т.к. оно становится интересным . Интересным не потому, что учащиеся развлекаются, а потому, что познают что-то новое в активной форме обучения, в деятельностном подходе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

2.    Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

3.  Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв.             Рос.акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

4. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

5. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)

6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

7. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

      8. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.

9. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.

 10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

 11.Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

12. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.

Категория: Музыка, ритмика | Добавил: Администратор
Просмотров: 86 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА