Воскресенье, 01:09 
Заказ документов

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Музыка, ритмика

Методический доклад
[ Скачать с сервера (10.3Kb) · Скачать удаленно () ] 12.03.2013, 10:34
Методический доклад
Тема : «Совершенствование работы над образным содержанием произведения в классе фортепиано»

Бондаренко Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования
МОУ «Гимназия г. Надыма».

Важнейшим условием всестороннего развития творческой личности юного музыканта в процессе получения им музыкального образования является развитие его образного мышления, воспитание восприимчивости к языку музыки, способности к эстетическому переживанию. Эти свойства осуществляются различными способами, но среди них весьма важным фактором является организация творческой деятельности ученика, воспитание у него умения в различных звукосочетаниях услышать, понять и передать тончайшие оттенки музыкального содержания.
Поэтому деятельность педагога должна быть направлена не только на освоение учеником технических навыков игры и чтения нотного текста, но и на подбор таких сочинений, которые легко воспринимаются, особенно на начальных этапах обучения, на последовательную работу по «расшифровке» музыкального смысла исполняемых пьес и обучению этому своих учеников. В связи с этим представляется чрезвычайно актуальным для педагога, с одной стороны, подобрать соответствующий репертуар, с другой – так организовать свою работу с учащимся, чтобы ему был понятен весь спектр образного содержания исполняемого сочинения.
Педагогический репертуар чрезвычайно богат произведениями, соответствующими этим заданиям. Но постоянно изменяемая звучащая атмосфера вокруг каждого нового поколения молодых музыкантов требует привлечения новых сочинений, более близких им по кругу образности, средствам музыкальной выразительности, по времени создания. Это осознают современные композиторы, пишущие для детей, создавая яркие, привлекательные пьесы.
Непосредственному обучению детей игре на фортепиано обычно предшествуют их музыкальные впечатления, полученные от восприятия музыки. Активное, творческое восприятие порождает потребность в собственном воспроизведении музыкального произведения, в его исполнении, а затем иногда и в создании собственного сочинения. Также наблюдения показывают, что более заинтересованно исполняют музыку те ученики, которые любят слушать её, понимают скрытые в звуках оттенки содержания. Они знают о разнообразии возможностей, которые заключены в музыкальном произведении и стремятся воспроизвести их. Чем внимательнее и напряжённее вслушиваются молодые музыканты в звучание сочинения, тем острее они переживают услышанное и больше смысла вкладывают в его воспроизведение. И с тем большим интересом они овладевают профессиональными двигательными навыками, работают над техникой, стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений считается одним из важнейших этапов обучения игре на фортепиано. Это начало творческого процесса освоения музыкального произведения. В него также входит и умение понимать весь спектр музыкального содержания: предметную, эмоциональную и логическую стороны, воплощённые средствами музыкальной выразительности. Без творческого импульса эти стороны могут остаться разрозненными и обеднёнными.
Комплексное развитие умения воспринимать музыкальное произведение во многом зависит от умения ученика воспринимать произведения других видов искусства: живописи, скульптуры, литературы, поэзии, хореографии. Каждый из них обладает собственной спецификой художественного языка, но все они в целом способствуют формированию навыков эстетического восприятия действительности, способности творческого её осмысления.
Другой важный момент в развитии творческого воображения ученика связан с необходимостью формирования у него широких ассоциативных связей. Обобщенность музыкального содержания, специфика его развертывания во времени требуют (от исполнителя, слушателя) постоянной концентрации внимания, узнавания этапов движения и умения следить за музыкальными «событиями».
Как известно, на основе точного знакомства с материалом начинает работать творческая фантазия исполнителя. Важность такого подхода подчеркивал известный педагог Г.Г.Нейгауз. К подобной работе педагог должен постоянно привлекать своих учеников, если он хочет развить в них подлинную музыкальность, а в дальнейшем самостоятельность музыкального мышления.
При начальном знакомстве ученика с предлагаемым ему для изучения произведением, учитель должен хорошо представлять себе суть данного произведения, каждую деталь его содержания и способов его воплощения. Выяснив это для себя, необходимо провести по этому пути познания и своего ученика, помогая ему в освоении нового музыкального мира.
Для этого целесообразно выполнить цепь определённых действий, направленных на последовательное изучение нового произведения. Ведь в каждом из сочинений воплотилась особая музыкальная информация, научить понимать которую необходимо каждого молодого музыканта. Кроме того, важно показать ученику алгоритм работы над изучаемым произведением, который он затем сможет перенести на другой объект изучения.
Примером такой работы может послужить освоение пьес из определённого сборника, предназначенного для исполнения юными пианистами. Распространённая в европейской музыкальной культуре практика создания «Детских альбомов» или сборников для начинающих музыкантов, имеющая почти трёхвековые традиции, продолжается и в настоящее время. В современной педагогической практике в последние десятилетия появилось много новых сборников, предназначенных для молодых музыкантов различного возраста. Произведения, входящие в них, подразумевали упрощённую технику исполнения, но воплощали понятный ребёнку образный смысл, основанный на его жизненном или предварительном музыкальном опыте.
При этом необходимо, жанровое разнообразие того или иного сборника отвечало психологии детского восприятия, ярко эмоциональному характеру детского воображения. Важнейшей особенностью таких сочинений является возможность для юного музыканта самому воплотить этот богатый мир. Для него должно быть характерно не столько стремление к техническому совершенству исполнения, сколько сохранение детской непосредственности и свежести чувств, стремление к развитию образного, ассоциативного мышления, соединение как яркой образности, зримой конкретности музыки, так и чёткой конструктивности её формы. Музыкальное содержание пьес должно отражать и психологический опыт ребёнка, и смену эмоциональных состояний, и качество музыкальных преобразования. А особенности музыкального языка связывать эти пьесы со многими произведениями, как прошедших эпох, так и с музыкальной стилистикой ХХ века.
Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что процесс развития образного мышления ученика, происходящий на уроках по специальности, по сути, является развитием его личности, расширением его музыкального и культурного кругозора. Объёмность понятия «образное мышление» определяет включение в него многих компонентов мыслительного процесса: умения следить за логикой развёртывания мысли, понимать все оттенки её содержания, наделять их собственной фантазией, образными представлениями.
Интенсивность способности одушевлять исполняемую музыку можно повысить, если целенаправленно работать над усвоением закономерностей музыкального языка, привлекать параллели с другими видами искусства, в частности, слово.
Образное мышление ученика есть такое свойство его сознания, которое предполагает принципиально новое отношение к музыкальному исполнению. Восприятие и воспроизведение музыки здесь – следствие работы связей аналитического плана. Музыкальный образ исполнителя-художника – это чаще всего та обобщённая «картина», панорама поля его воображения, которая «руководит» непосредственным исполнением через эстетические эмоции.
Педагог должен учитывать, что музыкально-образное мышление сильно зависит от способности ученика проникать в эмоциональное содержание музыкальной пьесы. И хотя отмечают различные типы музыкального мышления: с преобладанием эмоционально-чувственного или абстрактно-логического отношения к исполняемой музыке, важно направлять внимание ученика на совершенствование менее развитой способности.
Кроме того, работать над развитием эмоционально-образного мышления ученика надо так же постоянно и систематически, как это происходит по отношению к музыкальной предметности, то есть, как систематически изучается и выучивается то, что зафиксировано в нотах.
Художественный эффект от развития образного мышления ученика зависит от того, насколько высвобождена и развита способность сознания молодого исполнителя к воссозданию авторского замысла, к пониманию им всех оттенков художественного содержания, к претворению музыкальной образности исполняемого сочинения. А привлечение современных пьес, созданных для исполнения детьми, расширяет возможности развития их творческих способностей.
Категория: Музыка, ритмика | Добавил: tatyana1955
Просмотров: 352 | Загрузок: 252 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2009 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА