Воскресенье, 18:54 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Музыка, ритмика

Методическая работа ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ
[ Скачать с сервера (121.7Kb) ] 22.01.2015, 13:17
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени А. И. Баева» Северного района Новосибирской области

Подготовил:
Сандзюк Елена Сергеевна,
преподаватель хоровых дисциплин

Планирование, организация и анализ опытно-экспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков
Опытно-экспериментальная работа проводилась с младшим хором, муниципального казенного образовательного учреждения «Северной детской школы искусств им. А. И. Баева» в течение одного полугодия.
В эксперименте участвовали 20 учащихся в возрасте 8-10 лет, поделенные на 2 группы: контрольную и экспериментальную.
В связи с темой выпускной квалификационной работы перед нами стоит задача – на практике проверить выдвинутую нами гипотезу. Мы полагаем, что процесс успешного и эффективного развития вокально-хоровых навыков будет более действенным, если учитывать специфику работы с учащимися инструментальных отделений и подбирать соответствующие данной специфике приемы и методы.
Экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный (завершающий) этапы.
Задачи констатирующей части опытно-экспериментальной работы:
- выявить состояние работы по изучаемой проблеме в практике дополнительного образования детей, отношения родителей к постановке данной проблемы;
- провести педагогическую диагностику уровня сформированности вокально-хоровых навыков младших школьников, разработать научно-методическое обеспечение для реализации комплексной образовательной программы;
- определить методы и приемы работы, повышающей эффективность развития навыков младших школьников.
На данном этапе использовались задания и вопросы, содержание которых позволило диагностировать уровень развития вокально-хоровых навыков детей как экспериментальной, так и контрольной группы.
Для диагностики исходного уровня вокально-хорового обучения младших школьников были выбраны следующие методы: беседа, индивидуальное прослушивание (песня, система заданий, состоящая из различных упражнений и попевок).
В качестве критериев были взяты структурные компоненты по А. Н. Стуловой, которые могут быть рассмотрены как показатели становления вокально-хоровых навыков, необходимые для художественно-выразительного исполнения хоровых произведений, эмоционально-осознанного отношения детей к музыке и развития их творческого потенциала [51, с. 138].
Таким образом, показателем уровня развития вокально-хоровых навыков являются: 1) певческое дыхание, 3) звукообразование, 4) артикуляция, 6) слуховые навыки, 7) навыки эмоциональной выразительности исполнения.
В соответствии с данными показателями были выявлены три уровня развития вокально-хоровых навыков: низкий, средний, высокий.
Оценка каждого показателя проводилась по десятибальной системе. Каждая цифра означала определенный уровень: 1-3 – низкий, 4-6 – средний, 7-10 высокий.
В понятие «звукообразование» входят: атака звука, качество тембра (резонирование, чистота (наличие призвуков), степень напряженности звучания голоса, полетность – высокая певческая форманта), звуковысотный диапазон.
Певческое дыхание характеризуется такими показателями как: стремление сохранить вдыхательную установку при пении, что создает ощущение опоры звука на дыхание; умение регулировать подачу дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука (динамический диапазон); владение постепенным и экономным выдохом (продолжительностьфонационноговыдоха).
В понятие «артикуляция» входят: качестводикции, разборчивость, осмысленность, грамотность произношения), ровность тембра на различных гласных на всем диапазоне.
В понятие «слуховые навыки» включены следующие способности: чувство ритма, звуковысотный слух, чувство лада, а также: чистота интонирования, восприятие качества певческого голоса (вокальный слух), оценка учащимся качества певческого исполнения и самооценка, музыкальная память.
Низкий уровень. Звукообразование характеризуется придыхательной атакой (звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха) или твердой (голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха), сиплым, глухим, бедным, напряженным, крикливым тембром, звуковысотным диапазоном меньше квинты. Певческое дыхание предполагает: наличие шумного поверхностного вдоха при помощи поднятия плеч (ключичное дыхание), отсутствие опоры на дыхание, звук не выдерживается на одной высоте, а постепенно затухает, короткий фонационный выдох. Артикуляция характеризуется наличием вялых артикуляционных движений, неразборчивой дикции, или наоборот, слишком энергичной работы губ, языка, нижней челюсти, излишне открытого звучания гласных. Слуховые навыки подразумевают: низкие слуховые способности, точность звуковысотного интонирования плохая; отсутствие музыкальной памяти. Навыки эмоциональной выразительности предполагают безразличное отношение кпевческойдеятельности, эмоциональная ограниченность, исполнение не выразительное (мимика — вялая, движения - скованы, эмоциональный настрой не соответствует содержанию песни).
Средний уровень. Звукообразование характеризуется: мягкой атакой звука, но не постоянной, случаются «подъезды»; бедным тембром, не всегда ровным, но не напряженны; звуковысотным диапазоном квинта-октава. Певческое дыхание предполагаетналичие опоры на дыхание, но сохранение ее лишь на не продолжительное время;исполнение упражнения с постепенным затуханием голоса, среднюю продолжительность фонационного выдоха. Артикуляция подразумевает не всегда разборчивую дикцию; но гласные не «пестрят» на всем диапазоне. Слуховые навыки характеризуются следующими признаками: точность звуковысотного интонирования средняя; при наличии каких-либо слуховых представлений и музыкальных знаний, учащийся не может их применить в новой ситуации, непродолжительная музыкальная память. Навыки эмоциональной выразительности предполагают нестабильный интерес к певческой деятельности, при эмоциональной отзывчивости исполнение недостаточно выразительное (мимика — вялая, движения - скованные, однако внутренний настрой передает содержание исполняемого произведения.
Высокий уровень. Звукообразование характеризуется следующими признаками: мягкая атака, звук без призвуков, берется «сверху»; тембр достаточно насыщенный, звонкий, не напряженный; звуковысотный диапазон больше октавы. Певческое дыхание предполагает хорошую опору на дыхание, выдерживание звука на одной высоте без затухания; пение упражнений воспроизводится ровным по силе голосом, постепенным и экономным выдохом. Артикуляция характеризуется четкой разборчивой дикцией, ровным тембром на всех гласных на всем диапазоне. Слуховые навыки характеризуются точностью звуковысотного интонирования; умением тонко слышать и ориентироваться впевческомзвучании, способностью слышать особенности звука: степень округления, его позицию (высокую или низкую), яркость и т.д.; хорошей музыкальной памятью. Навыки эмоциональной выразительности предполагают интерес к певческой деятельности, развитость эмоционального восприятия, владение широким спектром эмоциональных состояний и чувств, способностьсопереживатьи иметь личное отношение к музыке, мимика, жест, движение, внутренний настрой от понимания смысла и содержания исполняемого произведения.
Анализ полученных данных в ходе констатирующего эксперимента выявил преобладание среднего и низкого уровня, что явно не достаточно для планируемого нами результата. Самые низкие показатели дети получили за звукообразование, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности исполнения.
Наблюдения показали, что все компоненты вокально-хоровых навыков у разных детей проявлялись в различных качествах. Один и тот же ребенок мог иметь высокий, средний и даже низкий уровень по разным заданиям. С такими детьми намечалась систематическая, планомерная работа.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента следует формирующий этап опытно-экспериментальной работы.
В формирующем эксперименте решались следующие задачи:
- выявить лучшие физические качества голоса;
- обучить приемам пения, навыкам интонирования и выразительного исполнения на основе эмоциональной отзывчивости – обогащение тембровых красок голоса, музыкального слуха;
- применить определенные методы и приемы работы, повышающей эффективность развития вокально-хоровых навыков.
На основании выдвинутой нами гипотезы, поставленных задач и теоретико-методологического анализа результатов констатирующего эксперимента было определено содержание данного исследования. Занятия состоялииз занимательных упражнений на формирование и развитие певческих навыков, таких как певческое дыхание, артикуляция, звукообразование, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности.
Для решения задач эксперимента разработана программа, состоящая из учебно-тематического плана, теоретического и практического блоков, методического обеспечения, планируемого результата. Теоретическая часть включает в себя изучение строения голосового аппарата, творчества композиторов-песенников, жанров вокальной музыки, манер исполнения произведений, истории музыки, знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего и т. д. Практическая часть предусматривает развитие вокально-хоровых навыков с усложнением подбора музыкального материала; обучение приемам вокального исполнения, восприятие и анализ музыкальных произведений.
Это вызвало необходимость разработки и внедрения модели развития музыкальных способностей младших школьников с учетом выделенных нами педагогических условий (см. схему 1).

Далее смотреть архив работы
Категория: Музыка, ритмика | Добавил: tktyf29ktn
Просмотров: 897 | Загрузок: 86 | Рейтинг: 4.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА