Понедельник, 07:03 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Музыка, ритмика

конспект занятия "Артикуляция и дикция в работе с текстом"
20.06.2018, 05:15

Пояснительная записка
Наше слово, обращенное к аудитории как в речи, так и в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Самая главная проблема, с которой сталкиваются большинство вокалистов – это дикция. Эта проблема связана с тем, что у многих вокалистов при пении образуется «каша во рту», или наоборот, все четко, понятно, но при этом эмоция до слушателя не доходит, стираются границы смысла песни. Дикция – это качество произношения слов (отчетливость), манера выговаривать слова. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. «Рваная» дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении. К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: «Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза - уже речь» [7].
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с одним из приемов развития дикции на занятиях по вокалу.
Задачи:
• познакомить педагогов с артикуляционной гимнастикой;
• развить дикцию педагогов, используя игру «Скороговорки в картинках».
Данный материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, педагогам организаторам в дальнейшей профессиональной деятельности, для развития чёткой дикции своих воспитанников. Так как дикция важна не только для певцов, но и для любого человека, которому предстоит общаться. Иначе говоря — всем.
План-конспект занятия «Скороговорки в картинках»
Тема занятия: «Скороговорки в картинках»
Цель: развитие артикуляционного аппарата учащихся через отработку правильного произношения скороговорок.
Задачи:
- обучать пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале;
- обучать правильному произношению скороговорок;
- развивать певческий и артикуляционный аппарат;
- воспитывать внимательное и ответственное отношение к совместной творческой деятельности.
Тип занятия: закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков.
Форма организации: групповая, с использованием игровой деятельности.
Участники: учащиеся 8-10 лет, 4 год обучения.
Техническое обеспечение: ноутбук, проектор, экран.
Оборудование: стулья, стол, игра «Скороговорки в картинках», кубик, карточки с цифрами.
Основные этапы занятия:
I. Организационный этап. Приветствие.
II. Основной этап. Сообщение темы, постановка цели. Разогрев артикуляционного аппарата. Игра «Скороговорки в картинках».
III. Заключительный этап.
Ход проведения занятия
I. Организационный этап.
Педагог приветствует детей, предлагая аплодисментами поприветствовать друг друга, улыбнуться и настроиться творчески и дружно поработать.
II. Основной этап.
Педагог сообщает тему занятия, продолжаем работу над артикуляцией и дикцией. Знакомит детей с новыми скороговорками, которые ещё не использовали в работе над дикцией. Но перед тем как приступать к знакомству, педагог задаёт детям вопрос: с чего всегда начинается каждое ваше занятие? Дети отвечают. Затем приступаем к первому этапу работы – разогрев артикуляционного аппарата. Детям предлагается встать в линию, лицом к зеркалу, руки на пояс. Дети работают у зеркала. Проводится артикуляционная гимнастика для разогрева артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика
1. Покусать кончик языка.
2. Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая
всю поверхность.
3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
4. Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и
левую щеки.
6. Пощелкать языком меняя объем рта так, чтобы звуковысотность
щелчка менялась.
7. Покусать нижнюю губу по всей длине, тек же верхнюю.
8. Закусить щеки боковыми зубами.
9. Провести надавливающий массаж лица от корней волос до шеи.
10.Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев.
11.Положить указательные пальцы на мышцы под глазами, поднимать
лицевыми мышцами пальцы как гантели.
12.Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и
помассировать их, открывая рот.
После того как проведена артикуляционная гимнастика педагог предлагает перейти к следующему этапу работы и поиграть в игру «Скороговорки в картинках». (Приложение 1.). Объясняет правила игры. Предлагает обратить внимание на экран, на котором изображено игровое поле, где изображены кружочки с цифрами. Под каждым кружочком спрятана скороговорка. На какой кружочек попадёт каждый из вас, нам помогут определить специальные карточки и кубик. Подбросив кубик, выпадет число от 1 до 6, если выпало число 1, то берём первую карточку, если выпало число 6, то отсчитываем шестую карточку. На этих карточках обозначены цифры, эта цифра и будет ваш ход на нашем игровом поле. Нажав на кружок, вашему вниманию, откроется спрятанная скороговорка. Ваша задача: 1) первый раз прочитать её очень медленно, чётко проговаривая все буквы. 2) второй раз – я задам вам темп, и вы в этом темпе попробуете прочитать данную скороговорку. Осталось определить очерёдность ходов, сделаем это с помощью простой жеребьёвки (дети тянут жетоны с номерами). Дети выполняют задание.
III. Заключительный этап.
Педагог подводит итог, задав детям вопросы:
1. Для чего таким юным вокалистам как вы нужны скороговорки?
2. Как вы думаете, чёткая дикция нужна только вокалистам или может ещё кому-нибудь пригодиться? Дети дают ответ.
Далее педагог предлагает выполнить следующее домашнее задание: вместе с родителями разучить те скороговорки, которые каждому достались, заодно проверить, как они справятся с этим! Выполнив это нетрудное домашнее задание, можно будет включить эти новые скороговорки в дальнейшую работу по совершенствованию дикции.
В заключении занятия педагог благодарит детей, предлагает подарить друг другу аплодисменты за отличную, плодотворную, дружную работу. На этом занятие окончено.

Список литературы
1. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки. [Текст] / Ю.Б. Алиев. – Москва: Владос, 2005. – 431 с.
2. Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. [Текст] / Г.И. Анисимова. – Москва: Академия развития, 2007. – 96 с.
3. Винокур, Г.О. Русское сценическое произношение. [Текст] / Г.О. Винокур. – Москва: ЛКИ, 2009. – 88 с.
4. Дмитриев, Л.Б. Голосовой аппарат певца. [Текст] / Л.Б. Дмитриев. - Москва: Музыка, 2004. – 35 с.
5. Исаева, И.О. Эстрадное пение: экспресс-курс развития вокальных способностей. [Текст] / И.О. Исаева. – Санкт-Петербург: Астрель, 2007. – 320 с.
6. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. [Текст] / И.Р. Калмыков. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.
7. Куракина К. Основы техники речи в трудах К.С. Станиславского. [Текст] / К. Куракина. – Москва: «Всероссийское театральное общество», 2005. – 196с.
8. Сухин, И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. [Текст] / И.Г. Сухин. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 78 с.

Категория: Музыка, ритмика | Добавил: Мяча
Просмотров: 69 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА