Среда, 07:01 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Математика и геометрия

Внеклассное мероприятие по математике "Софья Ковалевская - царица наук"
[ Скачать с сервера (304.4Kb) ] 24.11.2013, 19:00
Цели и задачи: - познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Софьи Ковалевской (не только как математика, но и как писательницу, поэтессу, художника)
- воспитывать чувство патриотизма, причастность к судьбе своей страны и ее будущему
- активизировать познавательные, коммуникативные, творческие способности учащихся через коллективную деятельность
Форма проведения: калейдоскоп открытий.
Участники мероприятия: учащиеся 7-го и 8-го классов, родители, классные руководители.
При подготовке и проведении использованы информационные технологии.

Ход мероприятия:

I) Теоретическая часть(30 минут)

1) Вступительное слово учителя.
Сегодня мы говорим об удивительной женщине – С.В.Ковалевской – жемчужине России. Ее еще называли “математическая шкатулка”, “царица наук”, “огонек”. Облик этой замечательной женщины многогранен.
Сейчас мы посмотрим презентацию об этой женщине, которую подготовили Ваши товарищи.
2) Презентация “Софья Васильевна Ковалевская” прилагается (файл Софья Васильевна Ковалевская.ppt)
3) Учитель: То же перо, которое писало в руке Софьи Васильевны сложные математические формулы, писало стихи и повести, романы и драмы, театральные рецензии и литературно – критические очерки.
Повесть «Нигилистка», драмы «Борьба за счастье», «Воспоминания детства», роман «Приват – доцент», повесть «Горе побежденным», фантастическое произведение «Когда не будет больше смерти». Это малая часть того, что написала Софья Васильевна.
Говоря о Ковалевской, нельзя не сказать об ее стихах… научное творчество, жизнь в нем, наслажденье им почти не отражены в ее поэтических произведениях.
Тема любви звучит в ее стихах – любви неудовлетворенной и полной трагических нот. Рядом с этой темой – другая: тема одиночества, бремя холодной вечной пустоты.
И сейчас мы вам предлагаем несколько стихов Софьи Васильевны.
Выступление учеников:

***
Ты знаешь в писанье суровое слово:
Прощенье замолит за все человек,
Но только за грех против духа святого
Прощения нет и не будет вовек.

***
… Но не жалко героине
Оставлять места родные.
И не мил ей и не дорог
Вид родимого селенья,
Вызывает он в ней только
Неприязнь и озлобленье.
Вспоминаются ей годы
Жизни, страстных порываний
И борьбы, глухой и тайной,
И подавленных желаний.
Перед ней картины рабства
Вьются мрачной вереницей,
Рвется вон она из дома,
Словно пленник из темницы…

***
Если ты в жизни хотя на мгновенье
Истину в сердце твоем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решеньи своем неизменном
Рок не назначил тебе впереди,
Память об этом мгновеньи священном –
Вечно храни, как святыню, в груди.
Лживые признаки, злые виденья,
Сбить тебя будут стараться с пути:
Против всех вражеских козней спасенье
В собственном сердце ты сможешь найти;
Если хранится в нем искра святая,
Ты всемогущ и всесилен, но знай,
Горе тебе, коль, врагам уступая,
Дашь ты похитить ее невзначай!
……………………………………
Лучше бы было тебе не родиться,
Лучше бы истины было не знать,
Нежели, зная, от ней отступиться,
Чем первенство за похлебку отдать.
Ведь грозные боги ревнивы и строги,
Их приговор ясен, решенье одно:
С того человека и взыщется много,
Кому было много талантов дано.

***
Пришлось ли раз вам безучастно
Бездельно средь толпы гулять,
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?
На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет,
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.
Казалось вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз.
Как много счастья, неги, муки
В них вспоминалося для вас.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить,
Хотелось Вам за каждым звуком,
За каждым словом уследить.
***
Внезапно песня замолчала
И голос замер без следа.
И без конца, и без начала
Осталась песня навсегда.
Как ненавистна показалась
В этот миг кругом вас тишина,
Как будто с болью оборвалась
В душе отзывная струна!
И как назойливо, докучно
Вас всё напев тот провожал;
Как слух ваш, воле непослушный
Его вам вечно повторял.
Внезапно песня замолчала
И голос замер без следа.
И без конца, и без начала
Осталась песня навсегда.

4) Чтение отрывка из “Воспоминаний детства”: “Про лес этот ходили в народе странные легенды, в которых трудно было отличить, где кончается правда, где начинается миф. Водилось в нем, разумеется, как во всех русских лесах, разная лесная нечисть: лешии и русалки; но хотя в существование их мало кто сомневался, однако, по правде сказать, кроме деревенской дурочки Груни да старого знахаря Федота, кажется, никто не видал их воочию. Зато гораздо больше было людей, которые могли порассказать о встрече в лесу с тем или другим недобрым человеком. По слухам, в самой чаще леса существовали целые притоны разбойников, конокрадов и беглых солдат, и не поздоровилось бы становому и исправнику, если бы кому из них вздумалось заглянуть на то, что делается в лесу ночью. Что же касается волков, рысей и медведей, то редкий из местных жителей не имел хоть раз в жизни случая убедиться собственным опытом, что они-то, по крайней мере, несомненно водятся в лесу.”
Учитель: как прост язык рассказа и как близки эти описания нам.

II Практическая часть (20 минут)

Царица наук была человеком многогранным, творческим. Она и рисовала сюжеты из жизни своего народа, шила и вышивала шелками и шерстью различные образы.
И мы, ребята, сейчас с вами тоже займемся творчеством.
1.Группа будет выпускать газету о Софье Ковалевской.
2.Группа получает задание выбрать математические темы, изученные С.В. Ковалевской, которые актуальны сейчас.
И это не случайно, ребята этих групп занимаются углубленным изучением математики.
А 3 и 4 группы будут работать над костюмами 19 века – эпохи, в которую жила и творила Софья Ковалевская (раскрашивать эскизы женских платьев и мужских костюмов).
Ребята этих групп занимаются расширенным изучением изобразительного искусства. Также эти ребята получают задание сравнить платья 19 века и нашего времени. (Файлы с костюмами 19 века и нашего времени прилагаются).

III Итог занятия (10 минут)

1) Газета и плакаты с костюмами 19 века и нашего времени вывешиваются на доску.
2) Выступления руководителей групп – родителей.
а) математические темы, изученные С.В.Ковалевской, которые актуальны сейчас
б) сравнение платьев 19 века и нашего времени
3) Учитель: борьба за право женщины на высшее образование никогда не понималось С.В.Ковалевской, как вопрос ее личной биографии, ее личного успеха и только. Она боролась не только за себя и для себя; нет – она боролась во имя всех женщин, рвавшихся к свету. С самых первых лет своей активной борьбы за это, она считала, что вообще прокладывает дорогу женщине – и в этом высокий общественный пафос ее борьбы и победы. Мы постоянно видим ее помогающей другим молодым женщинам, вырывающимся из быта старой реакционной России. Она не только внимательно и сочувственно следила за “женским вопросом” в России, но и активно содействовала созданию высших женских курсов. Она подавлена, горько обижена и страстно возмущена тем, что строй царской России не дал ей самой возможности преподавать в родной стране.
4) Вопросы к ученикам:
1) Как вы думаете – смогли бы вы пройти такой трудный путь к образованию?
2) Каковы возможности получить образование в наше время?
5) Сегодня мы познакомились с удивительной женщиной, ученым, общественным деятелем, литератором и художником.
Категория: Математика и геометрия | Добавил: 8202065
Просмотров: 117 | Загрузок: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА