Понедельник, 04:57 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Математика и геометрия

Урок математики в условиях введения ФГОС
[ Скачать с сервера (70.2Kb) ] 04.04.2014, 15:59
Урок математики в условиях введения ФГОС

Козко Оксана Николаевна, МБОУ СОШ № 9 города Читы

Знание только тогда знание,
когда оно добыто усилием
собственной мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой

Какие качества необходимы современному выпускнику?
Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.
• Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,
• другие - о воспитании,
• третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию...
Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
Перед нами ставятся задачи:
• научить получать знания (учить учиться)
• научить работать и зарабатывать (учение для труда)
• научить жить (учение для бытия)
• научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения. Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся. Наряду с этой проблемой учитель должен поставить перед собой задачу: учить своих школьников рассуждать, учить их мыслить. Известно, что ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Основная форма работы – в группах. Она имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
Приведу пример.
Можно предложить учащимся прочитать в учебнике, вдумываясь в определение, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником».
Призыв «вдумайтесь!» для большинства бесполезен.
Чтобы в действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, в котором указать, что и как должны сделать учащиеся.
Создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником».
Ясно, что такое задание учащиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок.
В таком случае учащиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.

Урок: «Доли. Обыкновенные дроби» 5 класс
Ход урока
Стадия вызова
Учитель:
 Ребята, скажите, что у меня в руках? (апельсин)
 Что вы можете про него сказать? (ответы из класса) А из чего состоит апельсин? Как вы думаете, можем ли мы поделить один апельсин на весь класс? Как?
(Разделить апельсин на дольки)
1. На каждой парте перед вами лежит отрывок из рассказа В. Драгунского про Дениску с Мишкой. Есть такие, кто читал эти рассказы? Внимание на текст: Прочитайте его и обсудите в парах.
Я сказал:
- Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну? Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго. Я тогда сказал:
- Сдаешься, Мишка?
Мишка сказал:
- Сдаюсь!
Я сказал:
- Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. – И стал хохотать……
– А как, по-вашему, ребята? Это единственное решение данной задачи?
(Нет! Надо, каждое яблоко поделить на три части и раздать всем троим по две таких части.)
– Хорошо ребята, молодцы! Ответим на вопрос этой задачи в конце урока, а пока давайте рассмотрим ряд следующих задач.

Задача 1. Кусок проволоки длиной 1 м разделили на 2 части. Какова длина одной части? (1 м = 10 дм; 10 дм : 2 = 5 дм)
А можно ли по-другому решить задачу? (Можно, если 1 м поделить пополам получится полметра.)

Задача 2. Кусок проволоки длиной 1 м разделили на 3 равные части. Какова длина одной части? (Если решать задачу первым способом, то получается остаток. 10 дм : 3 = 3 дм (ост. 1 дм); 1 дм = 10 см; 10 см : 3 = 3 см (ост 1) и т. д.)

– Таким образом, ребята эту задачу нельзя решить тем же способом. И сказать, что «решения нет» мы тоже не можем. Так как проволоку уже разделили и у каждой из трёх частей должна быть какая-то длина.

- Так вот решить эти задачи нам поможет тема сегодняшнего урока «Доли. Обыкновенные дроби»

Учитель: Самый первый вопрос, который изучается в курсе математики 5 класса - это натуральные числа. Ребята! Помогите мне! Скажите, какие числа называются натуральными?
А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.
В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части.

Ребята! Подумайте и отгадайте тему сегодняшнего урока!
(Тема урока: «Доли. Обыкновенные дроби»).

В первых учебниках математики (в 7 XVII веке) дроби так и назывались - «ломаные числа» Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает “попасть в трудное положение”.
Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
Вы согласны со мной?

Стадия содержания
 Ребята, что мы еще можем поделить на доли также как апельсин?
 Где еще мы можем применить такое деление? (Отвечают на вопросы все вместе)
 Послушайте задачу: Мама купила арбуз и разделила его на 6 равных частей и дала по одной части бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Посмотрите, на сколько частей мама поделила арбуз? (Мама разрезала на 6 частей, потому что в семье 6 человек, и чтобы арбуз достался каждому)
 Мы можем сказать, что одна часть арбуза, тоже называется доля, так как арбуз поделили на равные части. Что же такое доля? Доля – это каждая из равных частей единицы. Так как арбуз разделили на 6 равных частей, значит, его разделили на 6 долей и каждый получил “одну шестую” долю арбуза, или, короче “одну шестую арбуза”.
 Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут: арбуза – т. е. каждому члену семьи досталась одна доля арбуза.
 Вопрос классу: Что показывает число под чертой?
Число под чертой показывает, на сколько равных частей (долей) разделили одно целое или единицу. - целое разделили на 5 равных частей (долей). Так как же образуются доли? (Когда один предмет или единица измерения делятся на равные части) Что показывает число под чертой? (Число под чертой показывает, на сколько равных долей разделили целое)
Работа индивидуально и затем в парах. У каждого из учащихся на столе квадрат из картона. Задание: поделить квадрат на четыре равные доли любым способом. Затем в парах обсудите полученный результат.
Вопросы к учащимся:
а) Покажите четверть квадрата;
б) Покажите 3/4 квадрата;
в) Покажите половину квадрата

Тема «Умножение обыкновенных дробей»
Начинается со следующего задания:
У:Решим задачу:
За горами, за лесами
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе,
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу.
Знать столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
И. Ершов
У: Определим, какой урожай сняли братья с трех полей, если размеры полей были такими: первое поле длинной км, шириной 2 км; второе поле длиной км, шириной км; третье поле длиной км, шириной км, а урожайность везде одинаковая - тонн с 1 км2.
(Решение задачи разбираем вместе с классом, затем у доски ученик записывает ее решение)
У: Что нужно знать, для того чтобы ответить на вопрос задачи?
Что нужно знать, чтобы найти площадь трех полей?
Можно ли найти площадь каждого поля?
Составьте план решения задачи.
Дополнительный вопрос:
Сколько денег выручили братья за всю пшеницу, если за 1 т они брали руб.?
Умножение десятичных дробей
Найдите площадь прямоугольника. Каждый из нас возьмет с собой визитную карточку
Дано: а = 14,3 см. = 143мм
в = 13,8 см. = 138мм
Найти: S
Решение: S = а*в
S = 143мм*138мм = 19734мм2 = 197,34 см2.
Можно решить короче:
14,3
* 13,8
1144
+ 429
143
197,34
Сколько цифр стоит после запятой в первом множителе?
Сколько цифр стоит после запятой во втором множителе?
Сколько цифр стоит после запятой в произведении?
Ответ: S = 197,34 см2.

Составьте алгоритм умножения десятичных дробей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, математика – это та учебная дисциплина, которая наилучшим образом готова к реализации идей ФГОС. Готов ли учитель? К сожалению, не всегда: сложно дается новая терминология; освоение образовательных технологий и их реализация в образовательном процессе, обновление содержания обучения через подбор специальным образом сконструированных учебных задач, разработка конспектов уроков в новом формате – все это требует серьезных затрат времени, желания и творчества. Учителя и раньше жаловались на малое количество учебных часов по математике для отработки учащимися умений и навыков. Новые образовательные результаты, особенно в части формирования метапредметных умений и навыков, потребуют еще больших затрат учебного времени и личного времени учителя при подготовке к урокам. Впереди - разработка контрольно - измерительных материалов для оценки уровня усвоения метапредметных результатов учащимися. Это еще одна новая проблема, которая сегодня находится в стадии осмысления педагогическим сообществом.
Очевидно, что любые изменения требуют понимания, осмысления и терпения. Успешность во многом зависит от самостоятельности и настойчивости самого учителя. Одной из существенных составляющих успеха в профессиональной педагогической деятельности является стремление быть современным учителем в современной школе.

Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2008. – 21 с.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998. – 360 с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
5. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обу¬чению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.
6. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
7. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002,2006.
8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
Категория: Математика и геометрия | Добавил: OxizZab
Просмотров: 3074 | Загрузок: 306 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА