Четверг, 09:58 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Математика и геометрия

Связь между чтением, пониманием и способностью решать математические задачи в пятых классах.
15.04.2015, 10:09

Связь между чтением, пониманием и способностью решать математические задачи в пятых классах.


 


 

Статья написана

Нелидовой Татьяной Витальевной

учителем математики высшей категории

НОУ гимназии “Немецкая гимназия ”Петершуле”

Санкт-Петербург


 


 


 

Краткое содержание: Основные этапы работы над текстом задачи.


 


 


 


 


 

Какая существует связь между хорошим умением читать и хорошей успеваемостью по математике учеников пятых классов школ?

Хочу поделиться рядом наблюдений, размышлений и выводов о данной проблеме.

Сухие формулировки объясняют термин “чтение” – как способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использование их содержания для достижения собственных целей, развития знаний, возможностей для активного участия в жизни общества.

Умение читать и понимать прочитанное, т.е. работа с текстовой информацией, в соответствии с ФГОС нового поколения, является одним из ведущих универсальных учебных действий.

На самом деле, уровень умения чтения и понимания прочитанного при обучении математики учащихся пятых классов, имеет гораздо более важное значение, чем кажется на первый взгляд. И данную мысль я пытаюсь довести до родителей учеников при общении с ними.

Четвертый год обучения в школе принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования - умения учиться. Между третьим и пятым классами заканчивается обучение чтению (техники чтения) и начинается чтение для обучения, т.е. использование текстов как основных источников самообразования.

Много лет обучая детей математике в основной и старшей школе, каждый раз получая очередной 5 класс, убеждаюсь, что многие ребята не могут справиться с достаточно несложными заданиями. Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что такая ситуация происходит по ряду причин:

Во-первых, не все учащиеся начальной школы после летних каникул успешно справляются даже с механическим чтением текста.

Во-вторых, многие учащиеся не читают до конца условие задачи.

В третьих, даже, если он дочитал условие до конца, то ему нужен «переводчик» с математического языка на русский, этим переводчиком и является учитель или более продвинутый одноклассник.

В четвертых, ребята часто не могут внятно пересказать условие задачи, объяснить значение каждой величины, о которой идет речь в задаче.

Очень часто ученик подходит с вопросом и очень удивляется, когда ответ на его вопрос мы с ним находим в тексте задания или задачи, которую он не дочитал.

В поисках выхода из сложившейся и многократно повторяющийся ситуации, я решила использовать несколько приемов, а также разбить начало работы над любым заданием на несколько этапов, а именно:

  • Перед чтением текста прошу пятиклассников отметить карандашом, где начинается и заканчивается задание и где находится вопрос, на который должен быть получен ответ в ходе решения поставленной задачи. (Все это пригодится в дальнейшем т.к. ученики 11 класса очень часто, выполняя задания из сборников по ЕГЭ, не видят конца задания, особенно в тех случаях, когда в середине текста есть таблица).

  • Первым прошу прочитать условие ученика, который имеет не очень хороший навык чтения. Медленное чтение данного ученика позволяет остальным учащимся класса внимательнее ознакомиться с задачей, в тоже время читающий сможет хоть немного улучшить свой навык чтения вслух.

  • Задание каждый ученик читает “про себя”, т.к. не все учащиеся могут на слух разобраться с условием задачи.

  • Все вместе читаем каждое предложение по очереди. Переводим с математического языка на русский и делаем остановки для разъяснения и уточнения особенно трудных мест в заданиях.

  • Объясняем все встречающиеся в задаче числовые данные, исходя из условия задачи.

  • Отвечая на мои вопросы по заданию, осмысливаем взаимосвязи между величинами, которые нам встречаются в тексте задачи.

  • Читаем условие задачи еще раз. Теперь читает ученик, который имеет хорошие навыки чтения.

  • Если есть возможность и необходимость делаем пояснительные рисунки или чертежи.

  • Прошу рассказать условие задачи наиболее слабого ученика.

  • Приступаем непосредственно к решению задачи.


 


 

Многим, возможно, может показаться такой путь достаточно длинным, но я каждый раз убеждаюсь, что в начале пятого класса в работе над осмыслением задач спешить не следует. Время, которое я трачу вначале на более грамотное и осмысленное прочтение задач пятиклассниками, с лихвой возвращается позднее в старших классах.

 
Категория: Математика и геометрия | Добавил: olbone
Просмотров: 478 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА