Понедельник, 10:41 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Математика и геометрия

Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.
[ Скачать с сервера (91.0Kb) ] 01.07.2013, 18:01
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
«Занимательная математика»
для 5 класса

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Занимательная математика» включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.
В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.
Курс «Занимательная математика» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.
Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой.

Формы работы различны:
 Коллективная работа с теоретическим материалом.
 Коллективная работа по практическому материалу: измерение на местности, вычисления, выдвижение гипотезы и экспериментальное её доказательство или опровержение и др.

Цели курса:

• Развивать начала математического и логического мышления.
• Расширять кругозор учащихся.
• Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в целом математики.
• Формировать умения решать нестандартные задачи на движение.
• Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.

Задачи курса:

- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

- практика решения олимпиадных заданий.
Планируемый результат и способы его определения:

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.

Данный курс направлен на:
 развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
 последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
 формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
 формирование общеучебных умений и навыков;
 развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;
 развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.

Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий с целью применения на практике полученных теоретических знаний.
В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в пятом классе: комбинаторные задачи, логические задачи, практические геометрические задания.
Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели:
 умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы;
 умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;
 умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;
 умением применять теорию в решении задач;
 умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Задания подбираются в соответствии с определенными критериями и должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся.
Программа курса рассчитана на 34 часа. Рекомендуемый режим обучения - 1 час в неделю.
На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Формой итогового контроля является тестовое задание с практической работой.

Межпредметные связи :

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для дальнейшего изучения геометрии, а также учащиеся могут использовать их в дальнейшем при изучении математики, информатики.

В результате изучения курса, учащиеся должны:

знать/понимать:
 историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;
 понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на плоскости;
 способ измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях;
 виды симметрии и ее роль в жизни человека;

уметь:
 использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;
 анализировать полученную информацию;
 планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;
 выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;
 решать комбинаторные задачи;
 выполнять задания на клетчатой бумаге;
 различать такие понятия, как точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, симметричные фигуры;
 применять все наиболее известные меры длины для вычислений;
 измерять высоту окружающих предметов;
 решать геометрические головоломки;
 измерять площадь области, используя различные методы.



Тематическое планирование курса

№ Тема Количество
часов Форма
контроля
1 Первые шаги в геометрии. 1 Лекция, работа со справочной литературой
2 Конструирование. 2 Практическая работа, работа в группах.
3 Геометрические головоломки. 2 Практическая работа, самостоятельная работа.
4
Задачи на разрезание и складывание
фигур. 4 Работа в группах.
5 Решение логических задач. 6 Самостоятельная работа,
работа в группах.
6 Решение комбинаторных задач. 4 Взаимопроверка, самостоятельная работа.
7 Задачи со спичками. 2 Практическая работа, работа в группах.
8 Поиск закономерностей. 4 Самостоятельная работа, тестирование.
9 Ребусы. 3 Математический диктант.
10 Магические квадраты. 3 Самостоятельная работа.
11 Творческий проект. 2 Индивидуальное задание, зачёт.
10 Итоговое занятие. 1 Тестирование.

Методическое обеспечение

1) И.Л.Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г
2) Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», «Учитель» 2006г. Волгоград
3) «Математика 5-8 классы игровые технологии на уроках», Издательство «Учитель»2007г Волгоград
4) Газета «Математика в школе» Издательского дома «Первое сентября»
Категория: Математика и геометрия | Добавил: Milena15
Просмотров: 3889 | Загрузок: 359 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА