Мерецков Кирилл Афанасьевич Катуков Михаил Ефимович Николай Федорович Ватутин Ива́н Степа́нович Ко́нев Рокоссовский Константин Константинович Василевский Александр Михайлович Гео́ргий Константи́нович Жу́ков Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин Круги Луллия - бесплатно! Упражнение №6 «Поиск слова» Упражнение №5 «Чёрно-красная таблица» Упражнение №4 «Собери числа» Чтение с карандашом для развития скорочтения Великая Отечественная война (коротко) О традиции зажигать вечный огонь Блокада Ленинграда Берлинская операция Белорусская наступательная операция «Багратион» Сталинградская битва Битва за Москву

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


16:03
Юлия Александровна Туренко
Белгородский государственный национальный
исследовательский университет (НИУ «БелГУ») ,
магистрант 3 курса,
Белгород,
Наталья Алексеевна Зинченко
Белгородский государственный национальный
исследовательский университет (НИУ «БелГУ») ,
доцент,
Белгород

Персонализация обучения математике в выпускных классах

В настоящее время в образовании уделяется большое внимание его совершенствованию. Разрабатываются различные программы. Например, благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» запустил программу «Цифровая платформа персонализированного образования для школы». Целью программы «Платформа новой школы» является формирование в школе парадигмы персонализированного компетентностного образования. Цель новых разработок – конкурентоспособность современного российского образования.
Одним из главных советский психологов, кто занимался теорией персонализации, является А.В. Петровский. Он раскрывает персонализацию как существование личности за счёт «идеальной» её представленности в сознании других людей, что обусловливает специфику их эмоциональной и когнитивной сфер и поведенческой активности [5].
А.В. Петровский рассматривает личность не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а как человека, определяющего себя через группу, через социум [5]. Человек в деятельности транслирует свою личностность другим, иногда неосознанно удовлетворяя свою потребность в персонализации. Поэтому для учителя важным компонентом является понимание состояния каждого обучающегося в классе. Современный учитель должен уметь делать определённые выводы и разрабатывать индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика.
Ю.В. Громыко в качестве инструментальной функции персонализирующего образования ставит инициацию личностного роста ученика, преобразование им самого себя [3].
Одним из педагогических условий, способствующих обеспечению персонализации образовательного процесса, является изменение содержания образования с учётом принципов обобщённости и фундаментальности знаний, проблемности содержания обучения, открытости, конструктивности знаний, гуманизации содержания образования [3]. Персонализированное обучение отличается от традиционного, которое осуществляется согласно единой образовательной стратегии, без учёта индивидуальных особенностей и склонностей обучающихся. Персонализированное образование направлено конкретно на обучаемого и адаптировано к каждому индивидуально [4].
«Целью персонализации в школах является максимальное развитие образовательного и личностного потенциала каждого учащегося, повышение эффективности учебного процесса для каждого ученика и для образовательного сообщества в целом», - отметила Елена Казакова, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель программы фонда «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе».
По А.А. Согоян эффективность учебно-воспитательного процесса в школе зависит преимущественно от организационно-педагогического влияния. Значит, учителю в первую очередь нужно подобрать такую систему методов, которая будет способствовать максимальной познавательной активности учеников. Здесь недостаточно ограничиваться оптимальным выбором группы методов. Более важным является то, как эти методы применяются и какую функциональную систему они образуют [2].
В [6] А.А. Согоян показывает, что совместная учебно-познавательная деятельность учащихся на занятиях по математике позволяет эффективнее реализовать потенциал персонализированного обучения, имеющего гуманистическую направленность.
В настоящее время входит в практику много аспектов, связанных с персонализированным обучением математике в средней школе. Несмотря на то, что эта тема требует дальнейшего исследования, все её авторы отмечают, что за этим подходом кроется будущее в практике обучения.
Персонализированное обучение, несмотря на достаточно недавнее появление в теории российского образования, уже широко внедряется и в практику. Не только городские школы, гимназии, лицеи переходят на новую, современную модель обучения, но и сельские школы.
В МБОУ «Курасовская СОШ» Ивнянского района Белгородской области действует программа «Одарённые дети», которая включает в себя работу с одарёнными обучающимися. К каждому ученику выбирают персонализированный подход, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути. Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы каждый ученик мог проявить свои возможности по своим интересам и склонностям в разных сферах деятельности.
Так, в 2016-2017 учебном году в школе были введены индивидуальные учебные планы с целью углубленного изучения обучающимися тех предметов, которые нужны им при дальнейшем обучении в учебных заведениях. В начале 2018-2019 учебного года в школе также было проведено исследование профессиональных предпочтений и склонностей среди обучающихся 10 класса. Классный коллектив был разделён на 3 группы с учётом пожеланий обучающихся. Классы с профильным изучением предметов:
Профиль Группа Предметы на профильном уровне
Универсальный 1 Русский язык, биология
Универсальный 2 Химия, биология
Универсальный 3 Русский язык, математика (алгебра и начала математического анализа, геометрия)

В 2019-2020 учебном в 11 классе продолжают реализовываться учебные планы универсального профиля. Математику на базовом уровне изучают 4 ученика, на профильном – 2. Базовое изучение математики предполагает занятия в объёме 4 часа в неделю, профильное - в количестве 6 часов.
Математику базового уровня изучают те ученики, которые не планируют дальнейшее обучение связывать с математическим направлением. В данном случае учитель должен дать необходимые для усвоения предмета знания, научить навыкам решения задач и подготовить к сдаче ЕГЭ базового уровня. Профильное обучение математике направлено на углубленное изучение предмета. Обучающиеся должны уметь самостоятельно устанавливать связь между различными математическими понятиями, анализировать, обобщать и делать выводы.
Занятия по подготовке к ЕГЭ по математике также проходят отдельно. Небольшое количество старшеклассников в группе помогает успешно спланировать и организовать персонализированное обучение. Учитель может найти подход к каждому обучающемуся, подобрать необходимые задания индивидуально для каждого и отработать определённые темы в соответствии с возникающими трудностями.
В настоящее время школьное обучение ещё испытывает некоторые трудности по изменению, внедрению новых технологий и методов обучения. Однако незначительные шаги, которые уже сделаны в практике обучения, дают надежду на скорую перестройку российского образования. Любой учитель-предметник должен понимать свою ответственность за обучение и воспитание молодого поколения и делать всё то, что от него требуется. Тогда непременно новые теории останутся существовать не только в лекциях и методических пособиях, но и в реальной практике обучения.

Список источников
1. Грачёв, В.В. Персонализация образования: монография / В.В. Грачёв. – М.: Изд‐во СГИ, 2005. – 200 с.
2. Согоян, А.А. Совместная учебно-познавательная деятельность учащихся на занятиях по математике в аспекте гуманизации персонализированного математического образования / А.А. Согоян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. - с. 37-44.
3. Громыко, Ю.В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъем сознания и личностный рост / Ю.В. Громыко // fictionbook.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/antropologicheskie_matricyi_xx_veka_l_s_/read_online.html?page=5 (дата обращения: 26.09.2019).
4. Кондратенко, А. Автоматизированная обучающая система персонализации обучения /А. Кондратенко // Высшее образование в России [Электронный ресурс]. – URL: http:// https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizirovannaya-obuchayuschaya-sistema-personalizatsii-obucheniya/viewer (дата обращения: 03.10.2019).
5. Концепция персонализации А.В. Петровского: основные положения [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberpedia.su/6x454a.html (дата обращения: 17.09.2019 г.).
6. Согоян, А.А. Система методов обучения, способствующая гуманизации персонализированного школьного математического образования / А.А. Сагоян // Перспективы развития современной школы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.naukapro.ru/new2007/1_005.htm (дата обращения 18.09.2019).
Категория: Математика и геометрия | Просмотров: 33 | Добавил: julia03081995 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА