Понедельник, 14:22 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Театрально- игровые технологии , как условие успешного развития творческого потенциала и коммуникативных навыков обучающихся с интеллектуаль
19.04.2013, 06:40

Театрально- игровые технологии , как условие успешного развития творческого потенциала и коммуникативных навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Учитель-логопед

РГОУ «Черногорская специальная

(коррекционная) школа-интернат»:

Ржиханова Е.А.

В рамках экспериментальной площадки «Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей, коммуникативных навыков детей с нарушением интеллекта в условиях школы-интерната» учителя-логопеды ежегодно в начале и в конце учебного года осуществляют логопедическое обследование обучающихся школы-интерната с целью изучения уровней речевой эмоциональности, речевой коммуникации, звуковой стороны речи учеников. Ежегодное логопедическое обследование позволяет своевременно скорректировать коррекционно-развивающую работу, опирающуюся на использование средств театрально-игровой деятельности.

1. Изучение уровня речевой эмоциональности

Принимая участие в театрально-игровой деятельности, дети должны научиться активно пользоваться мимическими мышцами, уметь на основе одного предложения показывать разный эмоциональный настрой, уметь в диалоге выражать эмоции героев предложенного четверостишия. (Приложение 1.)

Данный уровень речевой эмоциональности предполагает умение детей:

Критерий оценки звуковой стороны речи

Баллы

Уровень развития речевой эмоциональности

1.

1-3 классы. Чёткое воспроизведение предложенного образа.

4-6 классы. Чёткая регуляция темпа речи, речевого дыхания и различных эмоций посредством мимики и жеста при изображении различных эмоциональных конструкций.

7-9 классы. Умение выражать эмоциональное состояние героя, оформлять смысловые отношения между частями фразы, связывать эмоциональную последовательность четверостишия.

3

Высокий

2

1-3 классы. Недостаточное воспроизведение предложенного образа.

4-6 классы. Нечёткая регуляция темпа речи, речевого дыхания и различных эмоций посредством мимики и жеста при изображении различных эмоциональных конструкций.

7-9 классы. Недостаточное умение выражать эмоциональное состояние героя, оформлять смысловые отношения между частями фразы, связывать эмоциональную последовательность четверостишия.

2

Средний

3.

1-3 классы. Не использует произвольную мимику.

4-6 классы. Не доступны изображения различных эмоциональных конструкций.

7-9 классы. Не умеет выражать эмоциональное состояние героя, оформлять смысловые отношения между частями фразы, связывать эмоциональную последовательность четверостишия.

1

Низкий


Результаты проведённой диагностики эмоционального состояния обучающихся в начале 2011-2012 ученого года свидетельствуют о том, что за год работы в рамках эксперимента у детей с интеллектуальным недоразвитием происходит развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

2​ Изучение уровня речевой коммуникации

Изучение коммуникативных умений детей осуществляем методом наблюдения за свободным общением: обращаем внимание на характер общения; инициа​тивность; умение вступать в диалог, поддерживать и вести его; слушать собеседника, понимать; ясно выражать свои мысли. (Приложение 2.)

Оценка коммуникативных умений проводится с учётом сле​дующих критериев:

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1

Ребёнок активен в общении, умеет слу​шать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последо​вательно выражает свои мысли, пользу​ется формами речевого этикета

3

Высокий

2

Ребёнок слушает и понимает речь, учас​твует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое

2

Средний

3

Ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невни​мателен, редко пользуется формами ре​чевого этикета, не умеет последователь​но излагать свои мысли, точно переда​вать их содержание

1

Низкий


Сравнительный анализ результатов общей оценки коммуникативных умений детей имеет положительную картину. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Театрализованная игра изменяет отношение ребёнка к себе, к способам общения со сверстниками, взрослыми.

3​ Изучение состояния звуковой стороны речи

Совершенствование состояния звуковой стороны речи предполагает умение детей правильно дифференцировать звуки. Для проверки умений дифференцировать звуки ре​бёнку предлагаем картинки, в названии которых встреча​ются оба дифференцируемых звука - с, с - ш, б – п, г - к, л - р), и картинки, названия которых отличаются одним зву​ком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произноше​ния отмечаем не только отсутствие или замену зву​ков, но и отчётливость, ясность произношения, их дифферен​циацию, особенности темпа речи, речевого дыхания (Приложение 3).

Оценка коммуникативных умений проводится с учётом сле​дующих критериев:

Критерий оценки звуковой стороны речи

Баллы

Уровень развития звуковой стороны

1.

Правильно, отчётливо произносит все звуки родного языка. Умеет дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошо регулирует темп речи и речевое дыхания

3

Высокий

2

Неустойчиво и недостаточно чётко произносит и дифференцирует звуки

2

Средний

3.

Дефектное произношение звуков, отсутствует их дифференциация. Не регулирует темп речи и дыхание

1

Низкий


Результативность уровня развития звукопроизношения на начало учебного года обучающихся школы-интерната показывает положительную динамику состояния звуковой стороны речи. Полное или частичное устранение речевого дефекта способствует созданию мотивации общения детей, связанной с творческой деятельностью, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

Заключение об уровне речевой сформированности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляем на основе суммарной оценки развития трёх обследованных сторон речи.

На основании ежегодного мониторинга логопедического обследования можно сделать вывод, что использование театрально-игровой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности более успешно способствует развитию речевой активности обучающихся, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Приложение 1


Оценка речевой эмоциональности

1-3 классы

Применяем сюжетную картинку «Клоун» для выявления способности детей показывать мимическую выразительность

4 -6 классы

Предложение:

Я сегодня пришёл в школу.

Ученик произносит: шёпотом, громко, весело, грустно, возмущённо, жалобно, удивлённо, с любопытством, одними губами.

7 – 9 классы

7 класс

- Воробей, чего ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь?

- Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

8 класс

Утром дед

Спросил у внучки:

- Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

- Я не белоручка!

9 класс

Ёлочка, ёлка

Колкая иголка,

Где ты выросла?

- В лесу.

Что ты видела?

- Лису.

Приложение 2

Оценка речевой коммуникации

1-3 классы

Обследование коммуникативной функции речи и способов реализации речевых средств в процессе диалога.

Как тебя зовут? ……………………………………………………………………………………………..

Как зовут твою маму? Папу? ………………………………………………………………………………

Где ты живёшь? …………………………………………………………………………………………….

Какие у тебя любимые игрушки? …………………………………………………………………………

Где работают твои родители? …………………………………………………………………………….

4-6 классы

Обследование коммуникативной функции речи и способов реализации речевых средств в процессе игровой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

7-9 классы

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на поезде»

Приложение 3


 Оценка звуковой стороны речи

Категория: Логопеду | Добавил: Бокс
Просмотров: 788 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА