Понедельник, 22:17 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Сказкотерапия в коррекционно – развивающей работе логопеда
02.03.2019, 16:48

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 105» г. Чебоксары

 

Сказкотерапия в коррекционно – развивающей работе логопеда.

 

Сказка занимает одно из важных мест вразвитии, обучении и воспитанииребенка.А такжеявляется эффективным средством в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, поскольку основной принцип сказкотерапии- целостное развитие личности ребенка.

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой, «сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия – это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности»(3).Сказкотерапия занимает одну из ведущих ролей в логопедии при коррекции речевых нарушений. Ведь в процессе рассказывания и драматизации сказок можно решить множество задач, таких как развитие фантазии, развитиекрасивой и выразительной речи. Сказкиявляются мощным стимулом для активности ребенка, формирования его творческих способностей и эмоциональности. Наряду с формированием активного словарного запаса, происходит работа над словоизменением и словообразованием.Все это приводит к тому, что общение с ребенком становится более интересным и радостным как для самого ребенка, так и для его окружения. Сказкотерапиястимулирует речевую активность тревожных и застенчивых детей.Сказки можно применять при автоматизации и дифференциации звуков в связной речи, при формировании связной монологической речи у детей дошкольников. В этом хорошо помогают логосказки, в которых есть и лексическая, и грамматическая нагрузка (авторы Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская). Работая со сказкой, логопед может развивать просодическую сторону речи: тембр голоса, его силу, темп, интонацию, выразительность (например, используя чистоговорки, скороговорки, приемы подражания: «скажи как папа – медведь, мама - медведь» и т.д.).В работе с логопатами можно использоватьсказкотерапию в виде настольного, пальчикового театра, театра на фланелеграфе, а также большое количество иллюстраций, интерактивных игр.

Работа со сказкой включает несколько этапов: чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение; рисунок отрывка сказки (наиболее понравившийся или значимый для ребенка); само проигрывание сказки в ролях

Работая со сказками, можно использовать сказки по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, по предметным картинкам или предметам. Также сказки,в основе которых лежит личный опыт ребенка или сказки,придуманные как результат фантазии ребенка.

Конечно, невозможно проводить коррекционную работу без участия родителей.Поэтому необходимо объяснять и разъяснять родителям, чтосказкииграютогромную роль в развитии и формировании речи ребенка, становлении его личности, поэтому необходимо читать сказки всей семьей.

Язык сказки считается самым доступным для детей, поэтому работать со сказкой детям интересно и легко.

Таким образом, можно сказать, что сказкотерапия – это уникальный и эффективный метод, который обеспечивает комплексное воздействие на речевое развитие ребенка.

Пример фонетической сказки:

Сказка о Веселых звуках

В синем море - океане, на острове «Тралли– Валли», а вы там случайно не бывали?  жили звуки, которые не умели петь, а только свистеть, шипеть и даже рычать.

Но однажды приплыл кораблик, в котором путешествовали другие звуки. И вот на берег вышли радостный и весе­лый –А, угрюмый – У, удивляющийся - О, игривый, улыбчивый – И, медлительный, рассудитель­ный Э, упрямый– Ы. Их было шесть. Звуки были разными, но очень друж­ными, так как все они любили петь.

Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько, вы­соко, и низко: По одному и парами:

-АУ, ОИ, ЭЫ!

По трое (трио):

- АУО, ИЭЫ!

И даже хором:

- АУОИЭЫ!

А встречал их хмурый звук Х.

Понравились ему их волшебные песни. И попросил он научить его петь, потому что грустно жилось на острове.  Звук А подбежал к звуку Х и они весело «заахали». Подбежал звук О, и они «заохали». Подбежал звук У, и они «заухали». Подбежали остальные звуки, взялись за руки и стали петь вместе. Другие жители острова тоже научились петь веселые песни. Так вот и подружились звуки и стали жить дружно и весело.

 

 

 

 

Литература:

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005
  2. Васькова О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство Детство – пресс» 2012
  3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006
  4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2006
  5. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
  6. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
  7. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников/О.А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, 2006

 

Категория: Логопеду | Добавил: Администратор
Просмотров: 45 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА