Пятница, 23:48 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Система логопедической работы со специалистами специальной (коррекционной) школы интернат VIII вида
28.04.2013, 16:48

Система логопедической работы со специалистами специальной (коррекционной) школы интернат VIII вида

Е.А. Ржиханова,

Республиканское государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»,

город Черногорск

Как показывает практика, у многих поступающих в специальное (коррекционное) учреждение VIII вида детей отмечается ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, имеются стойкие речевые нарушения. С целью повышения эффективности результатов логопедического сопровождения нами разработана модель взаимодействия учителей-логопедов и педагогов начальных классов.

Цель: сочетание коррекционно-развивающей работы с ребёнком и консультативной работы со значимым взрослым, выработка единых требований к детям с речевыми нарушениями.

Такое взаимодействие создаёт оптимальные условия для интеграции логопедической работы в образовательный процесс.

Логопедическая работа в начальных классах нашей школы условно делится на 4 этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа зависит от выявленных в процессе обследования и диагностики речевых и психофизических особенностей ребёнка, его развития и коррекции. Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов.

1 этап – ориентировочный.

В течение учебного года (с вновь прибывшими из общеобразовательных школ учениками)

Задачи этапа:

-определять уровень общего и речевого развития каждого обучающегося;

-оказывать консультативную помощь родителям вновь прибывших детей.

2 этап – диагностический.

1 – 15 сентября

Задачи этапа:

-определять структуру и степень выраженности речевых нарушений у школьников;

-планировать соответствующую коррекционную работу.

В первые две недели сентября учитель-логопед проводит полное обследование состояния речи обучающихся школы и знакомит каждого учителя с результатами. Учитель-логопед уточняет изменения и дополнения в учебной программе по письму, чтению, развитию речи, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приёмами.

Затем учитель-логопед приступает к планированию коррекционной работы по устранению недоразвития письменной и устной речи. При этом обязательно учитываются программные требования по письму, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Следовательно, учитель-логопед стремится, чтобы его работа имела преемственные связи с программой в данном классе.

Кроме того, на данном этапе планируем следующие мероприятия:

-совместное проведение родительских собраний;

-участие учителя-логопеда в работе ШМО учителей начальных классов;

-консультации учителя-логопеда для учителей;

-участие в работе ПМПк и др.

3 этап – коррекционный

15 сентября – 15 мая

Задачи этапа:

- корригировать речевые нарушения;

- развивать устную и письменную речь до уровня, на котором

ребёнок мог бы успешно обучиться в школе.

Длительность данного этапа для каждого ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.

В это время взаимосвязь учителя-логопеда и учителя становится всё более тесной. Учитель-логопед периодически информирует учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года).

На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребёнку, какие звуки нужно произносить правильно.

Учитель с помощью учителя-логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребёнку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы с коммуникацией.

На уроках письма учитель включает упражнения по развитию фонематического восприятия. Учитель, как и учитель-логопед, тоже учит различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; учит соотносить звуки и буквы; производить звукобуквенный анализ. Чтобы детям было интересно, - все эти упражнения учитель проводит в виде дидактических игр. Некоторые из таких игр учитель-логопед предлагает учителю применять на своих уроках.

Программа обучения в начальных классах насыщенна, её усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому логопед не даёт заданий сверх программного материала, не перегружает обучающихся дополнительной информацией.

Учитель-логопед и учитель начальных классов предъявляют единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом учитывают:

- структуру нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);

- возрастные особенности детей;

-программные требования к ученикам с учётом возможных

специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей

помощи для их предупреждения;

- индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

- закрепление знаний и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

- придание обучению воспитывающего характера;

- всестороннее развитие личности ученика.

Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма учитель-логопед один раз в четверть проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

В целях пропаганды логопедических занятий мы ведём индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи обучающихся. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителей начальных классов осуществляется также на методических объединениях, совещаниях, где совместно с педагогами решаем разнообразные организационные вопросы, изучаем передовой опыт. Мы выступаем с докладами, проводим дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов. Учитель-логопед, как и учителя начальных классов, является членом ПМПк, на заседаниях которого коллегиально рассматриваем причины неуспешности детей и разрабатываем пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

4 этап – оценочный

15 мая - 29 мая

Задачи этапа:

-подвести итоги логопедического сопровождения;

-провести анализ коррекционной и учебно-воспитательной работы;

-определить перспективы дальнейшей деятельности.

Результатом содружества учителя-логопеда с учителями начальных классов становятся повышение успеваемости и качества знаний обучающихся, имевших на начало учебного года речевые нарушения. Творческое сотрудничество помогает формировать у педагогов школы информационную готовность к работе с детьми с речевыми недостатками, способствует профессиональной компетентности учителей, создаёт оптимальные условия для организации преемственности в работе учителя-логопеда и педколлектива, повышает качество работы учителя-логопеда.

Такой подход позволяет разрабатывать пути психолого-медико-педагогического сопровождения, устранять причины неуспеваемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Категория: Логопеду | Добавил: Бокс
Просмотров: 3275 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА