Воскресенье, 17:15 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Речевая готовность к школе
13.10.2016, 15:29

Речевая готовность к школе
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребен¬ка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем пол¬ноценнее будет приобретенная письменная речь. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной и устной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.
У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школь¬ными методами. Поэтому очень важно выявить даже са-мые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обу¬чения грамоте.
Показатели правильного развития речи
1. Правильность произношения звуков.
2. Умение различать звуки речи на слух.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
4. Состояние словарного запаса.
5. Сформированность грамматических систем.
6. Владение связной речью.
ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ
До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых зву¬ков, причем особенно недопустимо наличие в его речи полных ЗВУКОВЫХ замен (тина СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Та¬кого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.
УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ.
Четкое различение на слух всех звуков речи явля¬йся одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение опре¬делить (то есть "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответ¬ствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличенни на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть напи¬сана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ
Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющий его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анали¬зом слов. Простейшие формы такого анализа становятся "доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи существительные, глаголы, прилагательные, чис¬лительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинитель¬ные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.), которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.
СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующи¬ми в языке закономерностями словоизменения и сло¬вообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов но различным грамматическим катего¬риям (по родам, числам, падежам, временам и т ль) без изменения при этом основного значения слова. На-пример, слова СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, по стол при этом так и остается столом. При словообразо¬вании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, - образуются так называе¬мые однокоренные слова. Так, слова СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.
Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования — лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.
Проверка сформированности у ребенка грамматиче¬ских систем важна потому, что даже очень большой сло¬варный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющи¬мися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правиль¬ного построения предложений необходимо умение грам¬матически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевре¬менно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности. При этом в одних случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в процессе специального исследования.
ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
Под связной речью принято понимать такие раз¬вернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложении) высказывания, которые позволяю! человеку четко н последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школь¬ного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необ¬ходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятель¬ной практической деятельностью ребенка в процессе ко¬торой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связ¬ная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепен¬но формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4—5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода "материальная база" для нее — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, "перескакивает" на другую, с совершенно новым содер-жанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких "рас¬сказах" выражены слабо или даже полностью отсутству¬ют, что затрудняет их понимание.
Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, пе¬редают реальные события (факты), что делается или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого во¬ображения, благодаря чему рассказ о реальных событи¬ях может "обрастать" какими-то дополнительными дета¬лями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными, и сюжетны¬ми. Описательный рассказ заключается в простом описа¬нии реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет ника¬ких событии, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: "Медвежонок маленький, неуклюжий, лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост..." В сюжетном рассказе имеют¬ся завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента), и заверше¬ние "происшествия", или так называемая развязка; собы¬тия здесь должны передаваться в определенной времен¬ной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.

Категория: Логопеду | Добавил: lana822
Просмотров: 99 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА