Понедельник, 22:07 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры у младших дошкольников с нарушением речи
19.12.2016, 11:09
Развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры у младших дошкольников с нарушением речи

Разработано
учителем-логопедом
Крыловой А.Ю
2016г.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Одно из основных условий нормального развития ребенка - своевременное и полноценное формирование речи. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка – обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации.
Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивается и активизируется словарь. В процессе развития речи у детей появляется интерес к звучащему слову, что существенно влияет на понимание обращённой к ребёнку речи и на развитие его собственной.
Канадским нейрохирургом Пенфилдом было установлено, что в коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной, а рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Сейчас у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. С развитием науки и техники многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины. Раньше взрослым вместе с детьми большую часть домашних дел приходилось делать вручную — стирать и отжимать белье, перебирать крупу, подметать и мыть полы, вязать, вышивать. Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры".
Каждый с детства помнит такие игры, как: “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила”, “Этот пальчик – дедушка, этот пальчик бабушка”…
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, не требуют большой предварительной подготовки, они понятны для детей.
Пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт педагога с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков.В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма и речи.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, укреплению мышц рук, развитию речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Приведем пример пальчиковых игр по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

Лексическая тема «Осень»

"Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы,(загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
"Листики"
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)
Ветер бросил на тропинку.
«Осень»
Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем
ладошки вместе, затем соединяем пальчики)
Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками. как крылышками)
Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)
Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)
Река покрывается льдом в ноябре – ( сжимаем ручки в замок)
Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой)

Лексическая тема «Зима»
Снежок
Раз, два, три, четыре,
Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили,
«Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий,
Чертим руками круг
Очень гладкий,
Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий.
Грозим пальчиком
Снеговик
Мы слепили снежный ком Лепим двумя руками комок,
Шляпу сделали на нем Соединяем руки в кольцо и кладем на голову,
Нос приделали и вмиг Приставляем кулачки к носу,
Получился снеговик Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.
Снежный ком
Взяли дети белый ком, Изображаем ком
Будем строить снежный дом Движения, изображающие лепку снежков
Мы польем его водой, Имитируем движения
Домик будет ледяной "поливаем водой"
Ком за комом мы кладем, Ставим кулачок на кулачок
Вот и вылепили дом Рисуем в воздухе ладонями домик

Лексическая тема «Весна»

Цветочек
Вырос цветок на весенней полянке, Неплотно соединяют ладони
Нежную голову робко поднял. Поднимают руки перед собой
Ветер подул - он качнулся неловко, Покачивают ладонями перед собой
Вперед и назад, налево, направо Вперед и назад, налево, направо

Бегут ручьи
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из под старой травки
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
Уже глядит цветок.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. Раскрылся колокольчик
Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".
Динь-динь, пришла весна.

Солнышко
Посадили зернышко, Нажать на центр ладони пальчиком
Выглянуло солнышко. Кисти сжимаем и разжимаем по очереди
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти! Ладони вместе, руки двигаются вверх
Появляются листочки, Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно
Распускаются цветочки. Кисти разжимаем по очереди.

Лексическая тема «Лето»
Бутончик
Каждый бутончик
(Складывают ладони вместе)
Склониться бы рад.
Направо, налево, вперед и назад
(Делают наклоны в соответствии с текстом)
От ветра и зноя бутончики эти
(Локти соединяют в стебель)
Спрятались живо в цветочном букете
(Качают руками)

На лужок
На лужок пришли
(Сгибать пальцы рук в соответствии с текстом)
Зайчата, медвежата,
Барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.

Солнышко
Солнышко проснулось
(Сжимают ладошку в кулачок.)
Сладко потянулось.
(Поднимают кулачок вверх.)
Лучикам пора вставать
(Разжимают по одному пальчику)
Раз, два, три, четыре, пять.
Категория: Логопеду | Добавил: Сакура
Просмотров: 241 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА