Среда, 02:23 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Развитие фонематического восприятия у детей с ТНР с использованием специально организованных игр
25.12.2016, 19:32

Развитие фонематического восприятия у детей с ТНР
с использованием специально организованных игр
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 82 г. Белгорода
Царитова Елена Владимировна

Известно, что недоразвитие речи у дошкольников носит системный характер, поэтому в системе речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (психолого-педагогическая классификация Р. Е. Левиной) часто встречается недоразвитие фонематических процессов. Навык фонематического восприятия – это способность различать речевые звуки, дифференцировать существенные и несущественные признаки речевых звуков. Фонематическое восприятие нарушается практически у каждого ребенка с нарушениями речи, тем более что многие из них нуждаются в длительной и целенаправленной отработке навыков фонематического восприятия.
Предлагаемые игры позволяют разнообразить работу по формированию навыка фонематического восприятия; некоторые из них способствуют здоровьесбережению, так как проводятся в движении, а не за столом. Также предложенные игры могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей, то есть использоваться не один, а несколько раз. Многие из этих игр проводятся нами на улице, ведь они не требуют сложного оборудования, их легко организовать. Необходимо заметить, что все предлагаемые игры имеют достаточно высокий уровень сложности, в процессе этих игр у детей развивается не только фонематическое восприятие, но и тренируется умение действовать в соответствие с заданными правилами.
«Парочки»
Задачи: 1. Развивать фонематическое восприятие, умение выделять первый звук в слове, сравнивать существенные и несущественные признаки звуков. 2. Развивать умение запоминать расположение предметов.
Оборудование: набор карточек «парами» - начинаются на один и тот же звук.
Ход: Карточки раскладываются перед ребенком рядами, изображением вниз. Тот кому выпало право первого хода, открывает две карточки. Если они начинаются на один и тот же звук, игрок забирает получившуюся парочку, если нет – кладет карточки на место. Следующий игрок делает тоже самое. И так по очереди до тех пор, пока не закончатся все карточки. Выигрывает тот, кто набрал больше «парочек».
«Найди себе пару»
Задачи: 1. Развивать умение определять первый звук в слове. 2. Формировать умение работать в команде, в соответствие с правилами.
Оборудование: набор карточек «парами» - название пары начинается с одного звука.
Ход: Детям раздается по одной карточке, затем дается задание – «найди себе пару так, чтобы названия картинок начинались с одного звука». Кроме фонематического восприятия в этой игре у детей хорошо развивается навык взаимодействия, так как, удерживая в уме общую задачу, ребенок должен обсудить с другими детьми, кто может образовать пару.
«Магазин»
Задачи: 1. Развивать навык фонематического восприятия, умение выделять звуки в любой позиции. 2. Формировать умение действовать по правилам.
Оборудование: набор предметов – «покупок» и карточек – «денег».
Ход игры: Ребенку предлагается «купить» в магазине любой предмет, расплатившись за него «деньгами» (слово на карточке, в котором есть звук, совпадающий с первым звуком в названии предмета).
«Пройди по дорожке»
Задачи: 1. Способствовать совершенствованию навыка фонематического восприятия, умению выделять заданный звук в любой позиции в слове. 2. Развитие крупной моторики.
Оборудование: две веревки длиной 1,5-2 м (можно использовать скакалки), набор предметов или карточек с определенным звуком, а также для усложнения несколько предметов (карточек), где данный звук отсутствует.
Ход: Веревочки укладываются параллельно друг другу, это «дорожка», по которой нужно пройти. На дорожке расставлены предметы, необходимо собрать только те из них, в которых есть заданный звук, одновременно двигаясь по дорожке.
«Звуковые классики»
Задачи: 1. Развитие навыков фонематического восприятия, умения различать на слух близкие по звучанию звуки. 2. Развивать умение действовать в соответствие с правилами, развивать навык самоконтроля. 3. Автоматизация произношения звуков.
Оборудование: специальное поле (игровое поле расчерчивается на одинаковые квадраты, в большинство из них наклеиваются картинки с определенным звуком; несколько картинок с другими звуками, сложными для дифференци-рования; несколько квадратов оставляются пустыми) – стрелками обозначается направление движения; игровой кубик (лучше с цифрами от 1 до 3); фишки по количеству игроков.
Ход: Определяется очередность хода. Заранее оговариваются правила: «Если фишка попадет в клеточку, где есть картинка с определенным звуком, нужно назвать это слово; если в пустую клетку – нужно придумать слово с этим звуком; если в клетку со словом, где данного звука нет – то, не называя картинку, нужно хлопнуть в ладоши». Затем ребенку предлагается бросать кубик и передвигать фишку по клеткам в соответствие с выпавшим числом и совершать действия исходя из предложенных правил. Если ребенок сделал все правильно, он остается на той клетке, на которую попал, если ошибся – ставит фишку на клетку назад.
«Звуковые ходилки»
Задачи: 1. Развивать навык фонематического восприятия. 2. Развивать умение ребенка действовать по правилам.
Оборудование: специальное поле для игры – на клетки игрового поля от игры-«ходилок» наклеиваются буквы; игровой кубик; фишки по количеству игроков.
Ход: Определяется очередность хода, затем игроки по очереди бросают кубик, ходят по клеткам игрового поля. Игрок остается на клетке только в том случае, если назвал слово со звуком, написанным в клетке.
«Звуковая эстафета»
Задачи: 1. Развивать фонематическое восприятие, умение выделять заданный звук в любой позиции. 2. Развивать умение действовать в команде. 3. Развивать произвольность и навыки самоконтроля.
Оборудование: наборы карточек с определенными звуками, и (для усложнения) несколько карточек с названиями, в которых есть оппозиционные звуки.
Ход: Группа детей делится на две команды, дети выстраиваются на эстафету. Напротив каждой команды устанавливается стул, на котором находится стопка карточек (большинство с требуемым звуком и несколько с оппозиционными). На стуле прикреплена буква, которая должна встречаться в названиях. Первый ребенок из каждой команды по сигналу ведущего добегает до стула, и берет верхнюю карточку. Если в названии встречается требуемый звук, ребенок перекладывает карточку в условленное место (коробочка на стуле), если нет – убирает под стул, затем возвращается к команде. Тоже самое – следующий ребенок, до тех пор, пока не закончатся карточки. Затем ведущий вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания. В первую очередь оценивается правильность отобранных картинок. Если одна из команд выполнила задание быстрее другой, но допустила много ошибок, ей засчитывается проигрыш.
«Звукоежка»
Задачи: 1. Развивать навык фонематического восприятия, умение выделять первый звук в слове. 2. Развитие крупной моторики.
Оборудование: мяч; маска «Звукоежки».
Ход: Тот, кто будет «Звукоежкой», надевает маску, игроки становятся друг напротив друга или (если их несколько) в круг. Игроки кидают «Звукоежке» мяч и называют любое слово, тот кидает его обратно и называет слово без первого звука: дом – «ом», вата – «ата», машина – «ашина», утка – «тка» и т.п. Игра проходит очень весело, ведь детям всегда нравится играть со сло-вами.
«Раз-два-три»
Задачи: 1. Развитие фонематического восприятия, умения определять количество слогов в слове. 2. Закреплять понятие «слог», формировать умение делить слова на слоги.
Оборудование: игровой кубик с цифрами 1-3; набор карточек со словами, в которых 1, 2, 3 слога.
Ход игры: В игре участвуют 2-5 детей, определяется очередность хода (с помощью считалки). Дети по очереди бросают кубик и выбирают картинку, которая соответствует по количеству слогов цифре на кубике. Ребенок должен проговорить слово по слогам, отхлопать количество слогов, доказать, что картинка подобрана правильно. В качестве усложнения можно предложить придумать слова с определенным количеством слогов самостоятельно.
«Фонематический кубик» (игра повышенного уровня сложности)
Задачи:1. Развивать фонематическое восприятие, умение находится звук в слове в определенной позиции, находить или придумывать слова со звуками в определенной позиции в слове. 2. Развивать навыки фонематического анализа.
Оборудование: специальный кубик, который имеет следующие грани: 1 – красного цвета с буквой К; 2 – зеленого с К; 3 – синего с К; 4 – красного с буквой Н; 5 – зеленого с Н; 6 – синего с Н. Значки (в виде кружочков, кар-точек и т.п.) – как награда за правильный ответ.
Ход: Определяется очередность хода, игроки по очереди бросают кубик. Затем ребенок придумывает и называет слово исходя из выпавшей грани кубика. Например: красная грань с К – слово с последним гласным (конец слова), зеленая с Н – слово с первым мягким согласным. За правильный ответ ребенок получает значок. Выигрывает тот, кто получает больше значков. Если ребенку сложно придумывать слова самостоятельно, в качестве упрощения игры можно предложить набор карточек, из которого ребенок выбирает правильные ответы.
«Один звук» (игра повышенного уровня сложности)
Задачи: 1. Развивать навык фонематического анализа, умение выделять звук в начале слова. 2. Активизация словаря по различным темам. 3. Практическое овладение ребенком структурой грамматического построения предложения.
Оборудование: набор любых карточек.
Ход: Карточки раскладываются картинками вниз. Ребенку предлагается вытащить наугад любую карточку, назвать ее, определить, какой первый звук в данном названии. Далее играть можно в двух вариантах. Упрощенный вариант: ребенку предлагается придумать словосочетание, в котором второе слово начинается на тот же звук, что и название картинки. Сложный вариант: ребенок придумывает целое предложение (минимум три слова) по тому же принципу.
Мы надеемся, что предложенные игры заинтересуют специалистов и послужат толчком для творчества, которое так необходимо в работе логопеда.

Категория: Логопеду | Добавил: logoped82
Просмотров: 111 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА