Понедельник, 16:25 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Районный семинар-практикум для учителей-логопедов образовательных учреждений
[ Скачать с сервера (226.9Kb) ] 17.01.2014, 06:24
Подготовила и провела учитель-логопед I квалификационной категории Низамова Юлия Кимовна
Районный семинар-практикум для учителей-логопедов образовательных учреждений.
Тема:
«Основные направления коррекционной работы
по профилактике и коррекции оптической дисграфии»
Цель: обобщение педагогического опыта.
Форма проведения: районный семинар-практикум.
План:
1. Обзор литературы по данной теме.
2.Теоретическое обоснование проблемы.
3.Просмотр открытого логопедического занятия на тему «Дифференциация б – д».
4.Самоанализ и анализ логопедического открытого занятия.
5.Рефлексия.

Ход семинара-практикума.
1. Обзор литературы по данной теме.
Слайд №1
- Здравствуйте, я учитель-логопед МОБУ СОШ №4 Низамова Юлия Кимовна.
Изучив литературу (список литературы прилагается) пришла к выводу, что дисграфия (или нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.
Тема семинара-практикума: «Основные направления коррекционной работы
по профилактике и коррекции оптической дисграфии».
Слайд №2
Я работаю в основном с детьми, у которых нарушена письменная речь.
2.Теоретическое обоснование проблемы.
Известно, что для успешного овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематической стороны речи (звукопроизношение, слуховая дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез), лексико-грамматического строя речи и достаточное развитие неречевых процессов (пространственные представления, зрительный гнозис, мнезис; анализ и синтез).
Слайд №3
Недостаточное развитие (или несформированность) перечисленных компонентов языковой системы находит более или менее отчётливое выражение в письме в разных видах работ (списывание, самостоятельной письмо, диктант), что проявляется в так называемых стойких (без специальной коррекционно-логопедической помощи не исчезают), хронических (сохраняются в течение многих месяцев) ошибках, которые свидетельствуют о специфическом нарушении письма - дисграфии.
Слайд №4
Чтобы выбрать путь коррекции необходимо изучить классификацию дисграфии. Согласно современной классификации выделяют следующие виды дисграфии:
артикуляторно-акустическая дисграфия;
Суть её состоит в следующем: ребёнок, имеющий нарушение звукопроизно-шения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

акустическая дисграфия;
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

аграмматическая дисграфия;
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребёнок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
• пропуски букв и слогов;
• перестановка букв и (или) слогов;
• недописывание слов;
• написание лишних букв в слове (бывает когда ребёнок, проговаривая при письме, очень долго «поёт звук»);
• повторение букв и (или) слогов;
• контаминация - в одном слове слоги разных слов;
• слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);

оптическая дисграфия.
Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Слайд №5
Рассмотрим подробнее оптическую дисграфию.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
• Искажённое воспроизведение букв на письме
• Замены и смешения графически сходных букв
Слайд №6
Выделяют литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей.
Слайд №7
Оптическая дисграфия (зрительная по другой терминологии) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка, прежде всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает. В истории человечества буквы приобрели такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, выделилась специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме.
Слайд №8
Актуальность предложенного семинара-практикума заключается в том, что среди обучающихся возросло число детей с такими нарушениями.
При обследовании и выявлении обучающихся 1-2 классов по методике Елецкая О. В. и Горбачевская Н.Ю. «Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи» были выявлены следующие трудности:
 недостаточная сформированная способность ориентироваться в пространстве,
 нарушения зрительной памяти и переключения зрительного внимания,
 нарушение зрительно-моторной координации,
 «корявый» почерк,
 нахождение начала строки,
 удержание строки,
 сползание букв со строки,
 разнородные по ширине и высоте буквы с различным наклоном,
 ориентировка в тетрадном листе.
Слайд №9
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
 недописывание, пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв;
 замены букв, которые состоят из разного количества одинаковых элементов: и – ш, ц – щ;
 замены букв, элементы которых по-разному расположены в пространстве: ш – т, д – в, д – б;
 замены букв, имеющих дополнительные элементы: и – ц, ш – щ, п – т, х – ж, л – м;
 зеркальное написание букв: с, э, ю;
Всё это выше сказанное, оказывает негативное влияние на успеваемость в освоении навыков письма и чтения, а также на формирование личности детей.
Слайд №10
При устранении оптической дисграфии большую значимость имеет методика Р.И. Лалаевой. Она построена с учётом нарушенных операций процесса письма, его механизмов. При устранении оптической дисграфии логопедическая работа проводится по следующим направлениям:
- формирование зрительного восприятия и узнавания формы, величины и цвета (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;
- расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений (ориентировка на собственном теле и в окружающем пространстве);
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- дифференциация смешиваемых при письме букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях и связных текстах).
При коррекции оптической дисграфии необходимо развивать у ребёнка зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, что даст ему возможность заметить различия в начертании смешиваемых или неправильно ориентируемых им в пространстве букв.
В процессе непосредственной работы над различением букв широко используются такие приёмы:
- складывание букв из составляющих их элементов;
- переделка одной буквы в другую;
- лепка смешиваемых букв из пластилина;
- письмо смешиваемых букв в воздухе;
- вырезывание букв из бумаги или картона;
- обводка контуров букв.
Слайды №11-14
Упражнения для формирования целостного образа буквы и слова
Работа с буквами. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их.

Это упражнение развивает способность узнавания букв русского алфавита, изображенных несколькими способами, что необходимо при чтении текстов художественной литературы.
1. Перечёркнутые, зашумлённые;
2. Найди такую же;
3. Выбор частей целого;
4. Недописанные буквы;
5. Наложенные;
6. Творческая работа с буквой.
Предлагаемые упражнения обладают высокой разрешающей способностью относительно коррекции нарушений зрительно-предметного восприятия. Кроме того, предложенный материал (буквы) способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза, дифференциация гласных-согласных, возрастает уровень произвольности, концентрации внимания, памяти, развивается воображение.
Работа со словом.
1. Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка
2. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.
3. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.
4.“Игра в прятки”: Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
5.“Мнимое слово”: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик.
6. Филворды – найти в квадрате слова
Эти упражнения формируют способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а так же развивают словесную память, повышают мотивацию.
Представленные виды заданий являются хорошим средством по профилактике и коррекции оптической дисграфии.
Все эти упражнения преследуют цель: привлечь внимание ученика к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание.
Представляю вашему вниманию логопедическое занятие по оптической дисграфии с использованием зрительных аналогий, воспитания зрительно - пространственных ориентиров и анализа.
Дифференциация смешиваемых при письме букв в такой последовательности:
- многократное написание изолированных букв;
- написание букв в отдельных слогах, словах, включающих смешиваемые буквы;
- написание букв в предложениях, насыщенных смешиваемыми учениками буквами;
- написание смешиваемых букв в обычных текстах.

3. Просмотр открытого логопедического занятия на тему «Дифференциация б – д» (Приложение №1).

Это интересно! Слайд №15
По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается у 5–15% младших школьников и у 3–7% детей от 10 до 16 лет. Великие дисграфики: Марк Фарадей – великий физик и математик Ханс Кристиан Андерсен Альберт Энштейн Линдон Джонсон – Американский президент Карл XVI Густав – Шведский король. Том Круз.

4. Самоанализ и анализ логопедического открытого занятия (Приложение №2).
- Подведём итоги нашего семинара-практикума.
По итогам семинара-практикума участникам предложено заполнить анкеты (Приложение №3).

5. Рефлексия
“Дело в шляпе”
- Мы будем с вами передавать друг другу шляпу, музыка заканчивается и тот, у кого в руках осталась шляпа, высказывает своё мнение о представленной проблеме. Мне было приятно познакомить вас со своей работой, а что интересного, полезного вы для себя узнали, какие приёмы хотели бы использовать в своей работе.
Оценка семинара-практикума коллегами.
Ёлочку нужно украсить разными шариками.
Вам понравился семинар-практикум, вы выбираете красный шар.
Если же вы считаете, что потеряли время, то выбираете жёлтый шар.
Под музыку все украшают ёлочку, то есть оценивают данное мероприятие.
- Я думаю, что эта встреча принесёт пользу в нашу совместную работу по профилактике и коррекции оптической дисграфии.
- Мне было приятно с вами работать, всем большое спасибо!

Литературы
1. Аманатова М.М. Дифференциация букв по оптическому сходству.// «Школьный логопед», 2006, № 11
2. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. - СПб: Дельта,1997.
3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. - СПб: Речь,2005.
4. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. - М.:АСТ: Астрель: Транзиткнига,2006.
5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб: ИД «МиМ», 1997.
1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.:Владос, 2001.
2. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. - СПб: Каро,2004.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, М. Просвещение, 1997.
7. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. - М.,1999.
 Известные дислексики: http://www.dyslexia-dysgraphia.ru/genius.html
 www.logoped.ru
 www.logoped-isanina.ru/дисграфия
 http://gmo-logo.uni-dubna.ru/files/egorovaO.htm
 www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=51578336%
 www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=46578928%
 www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=4668088%
 www.BestReferat.ru/referat-137071.html29%
 www.superinf.ru/view_article.php?id=3719%
 otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00087299_5.html16%
 otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00227830_4.html15%
 www.complexhelp.ru/logoped/vidy-disgrafii14%
 www.complexhelp.ru/logoped/ispolzovanie-kompiutern...hicheskogo-razvitiia6%
 www.maglogoped.ru/content/narusheniya-chteniya-i-pisma13%
 logosha.com/article1.html13%
 nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/programma...loviyah-cvl-detskaya13%
 nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/ustraneni...isgrafii-i-disleksii8%
 nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/st...icheskaya-disgrafiya1%
 revolution.allbest.ru/pedagogics/00290027_3.html9%
 festival.1september.ru/articles/637610/8%
 festival.1september.ru/articles/313959/4%
 do.gendocs.ru/docs/index-84036.html?page=167%
 www.u-mama.ru/forum/kids/1-3/120345/4.html3%
 www.logoped-isanina.ru/дисграфия
Категория: Логопеду | Добавил: ULI
Просмотров: 1136 | Загрузок: 136 | Рейтинг: 1.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА