Понедельник, 18:14 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Работа учителя-логопеда и воспитателя по реализации лексических тем.
16.03.2014, 18:03
Работа учителя-логопеда и воспитателя
по реализации лексических тем.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом.
Исследование состояния речи дошкольников в начале 2010-2011 учебного года показали, что 70% детей подготовительной к школе группе имеют нарушения речевого развития разной тяжести.
Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопедов речевых групп. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. Так как в настоящее время не существует коррекционной программы для работы логопунктов, то логопед в своей работе должен опираться и владеть современными технологиями. В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах в массовые дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта. Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. В то же время правильно организованная логопедическая помощь дошкольникам в условиях логопункта позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы широкий круг детей, использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его целостным и комплексным.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ДО. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделим одно из положений:
«Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. В логопедических группах в течение года изучается несколько лексических тем, это является наиболее эффективным способом преодоления лексической недостаточности детей имеющих тяжёлые нарушения речи.
Учитывая специфику коррекционно - образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья не правомерно поднимать вопрос о переносе существующей комплексно – тематической модели из специализированных групп в массовые. То, что хорошо для одной категории детей, неприемлемо для другой.
В то же время комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса способствует объединению и взаимосвязи всех участников данного процесса.
Поэтому цель моей работы – повысить эффективность коррекционно-логопедической работы в рамках реализации комплексно-тематического планирования в ДОУ.
Задачи:
• Организовать взаимосвязанную работу с воспитателями;
• Планировать и проводить логопедические занятия с учетом лексических тем;
• Использовать на логопедических занятиях многофункциональные дидактические игры.

Организация работы логопеда и воспитателей.
Для организации совместной работы с воспитателями были проведены консультации: «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя», «Речевой уголок в группе», «Игры в развитии фонематических процессов».
В соответствии с комплексно-тематическим планированием в ДОУ был составлен перспективный план логопедических пятиминуток, начиная с групп младшего возраста. К каждой лексической теме был подобран материал для развития мелкой, общей и артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса, речевая гимнастика. Логопедические пятиминутки провожу сама еженедельно, а воспитатели закрепляют материал в течение недели не только в процессе НОД, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять упражнения, закреплять правильное звукопроизношение, одновременно обобщать знания детей о проходимой лексической теме.
В работе с воспитателями групп, дети которых посещают логопедические занятия, использую тетради взаимосвязи. В тетрадях находятся экраны звукопроизношения группы, список детей, зачисленных на логопункт. В них же еженедельно прописываю задания для индивидуальной работы по развитию звуковой культуры речи. Помощь воспитателя на подготовительном этапе постановки звука и на этапе автоматизации незаменима и позволяет ускорить процесс коррекции звукопроизношения. Для того, чтобы воспитателям было легче запомнить и контролировать поставленный звук у каждого ребенка, использую наклейки-напоминалочки.
Перед воспитателями стоит задача создания и обновления развивающей среды в группе. В соответствии с лексическими темами изменяется содержание речевого уголка: подбираются игры и упражнения, речевой и картинный материал. Такие игры как, «Один - много», «Большой – маленький», «Назови ласково», «Чудесный мешочек» и др., воспитатели используют в свободной деятельности, на прогулках, в индивидуальной работе, меняя их содержание в зависимости от лексической темы.
Мы также понимаем необходимость совместной работы педагогов и родителей. Поэтому вместе с воспитателями проводим систематическую работу с родителями по реализации лексических тем. С этой целью мы используем письменные консультации, выставки литературы, картотеки домашних заданий и игр.
Учет лексических тем на логопедических занятиях
При проведении индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий также опираюсь на тематическое планирование ДОУ. Для автоматизации поставленных звуков была изготовлена картотека лексического материала. Она позволяет использовать лексический материал конкретной темы для автоматизации любого из звуков, а также ускорить процесс подготовки к занятию. Для развития фонематических процессов, мелкой моторики, речевого дыхания, голоса также использую речевой и картинный материал лексической темы недели.
Сделать занятия интересными по содержанию и занимательными, эмоциональными по форме помогают загадки, которые подобраны по лексическим темам.
Использование на логопедических занятиях многофункциональных дидактических игр.
Учитывая, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, на своих занятиях широко использую игры и игровые приемы. Это способствует повышению мотивации к логопедическим занятиям, особенно на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Использование многофункциональных дидактических игр позволяет логопеду на занятии решать одновременно несколько задач: автоматизация поставленного звука и развитие лексико-грамматических категорий, что особо актуально в рамках комплексно-тематического планирования.
Для автоматизации поставленных звуков были изготовлены такие дидактические игры, как «Посчитай-ка», «Один – много», «Чего не стало» и др. Использование этих игр позволяет решать такие задачи: коррекция звукопроизношения, развитие грамматического строя речи, а также обобщение и закрепление данной лексической темы.
Игры «Микки Маус в гостях у ребят», «Разложи по полочкам», «Подбери слово к схеме» и др. способствуют развитию фонематических процессов. Игра «Звуковые домики» помогает дифференциации поставленных звуков. Они также проводятся с использованием картинок лексической темы.
С помощью игр «Найди, что спрятано», «Сложи картинку» можно обогатить словарь существительными лексической темы, обобщающими понятиями, развивать психические процессы (зрительное восприятие, логическое мышление).

Проведя обследование речи детей, я увидела что проделанная работа способствовала повышению уровня речевого развития. Особенно заметных результатов удалось добиться в развитии лексико-грамматической стороны речи. Одной из причин этому послужила совместная работа всех педагогов по реализации комплексно-тематического планирования в ДОУ.
В результате всей работы были достигнуты определенные успехи:
• Построена система совместной работы учителя-логопеда и воспитателей.
• Созданы условия для успешной работы по лексическим темам, как в логопедическом кабинете, так и в группах.
• У детей повысился уровень речевого развития. Значительно вырос активный и пассивный словарь, улучшились функции словоизменения и словообразования.
Категория: Логопеду | Добавил: Леена
Просмотров: 1542 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА