Вторник, 05:47 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Рабочая программа учителя - логопеда "Коррекция смешанной дисграфии" для обучающихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости
[ Скачать с сервера (54.2Kb) ] 16.12.2016, 10:23

Министерство образования Красноярского края
Управление образованием Емельяновского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3



Рабочая программа
«Коррекция смешанной дисграфии»
для обучающихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости.

Составитель
Учитель-логопед
Жилкова Н.В.

2016-2017 уч. год

Пояснительная записка.

Актуальность и перспективность программы:
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения, в целях повышения эффективности коррекционного воздействия. (Малафеев Н.Н.)
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, лексики, словарного запаса, связной речи), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Поэтому логопедическая работа для детей обучающихся по адаптированной программе с легкой степенью умственной отсталости занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Нарушения речи у детей с системным недоразвитием при умственной отсталости имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Характерны нарушения всех компонентов языка: полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение процесса формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения и словообразования, несформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий), выраженная дислексия, смешанная дисграфия с ведущей:
- артикуляторно-акустической (как говорят, так и пишут, не дифференцируя звуки С-Ш, Ш-Щ, Ц-С, звонкие и глухие согласные, пропуская букв, заменяя гласные под ударением, допуская ошибки в обозначении мягкости согласных Ь знаком и йотированными гласными);
- дисграфией на основе нарушений различных форм языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слитное написание предлогов и слов, раздельное написание одного слова, пропуски согласных при стечениях согласных, пропуски гласных, добавления и перестановка слогов, слов);
- аграмматической (нарушения грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений);
- нарушением словообразования от двух слов и подбор родственных слов;
- недостаточной сформированностью связной речи, что проявляется при составлении предложений, в пересказах, при составлении рассказов по серии картинок и сюжетной картинке, трудность в составлении описательных рассказов.
Исходя из этого, логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом идивидуальных особенностей обучащихся, степени дефекта, а также программы по русскому языку и чтению. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается при использовании дидактического материала в соответствии с темой программы. Такая взаимосвязь необходима с предметами: ознакомления с окружающим миром, развития речи на основе знаний и представлений об окружающей действительности.
Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.

Программа является модификацией (переработкой) нескольких методик:
«Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Л.Н. Ефименковой, «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» А.К. Аксеновой, «Логопедическая работа в коррекционных классах» Р.И. Лалаевой, «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Садовниковой И.Н, «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза» Н.А. Абрамовой.
Так же в программе используются:
- Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза», «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия» авт. Е.Мазанова
- Методическое пособие «Обучение грамоте 1 класс» В.Г. Городецкого,
- Комплект грамматических тетрадей «Простые предложения. Глаголы во множественном числе. Существительные», «Сложные предлоги. Приставочные глаголы. Числительные», Прилагательные. Сравнительная степень прилагательных. Антонимы и синонимы»
Е.М. Косиновой.

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы:
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
- Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 года);
-Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года);
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года с изменениями от 22.12.2008 г.;
- Приказом Минобрнауки России ФГОС образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью от 19.12.2014 №1598 и № 1599;
-Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015№1577;
-Рекомендациями Министерства образования и науки Красноярского края от 17.07.2014 года №5429 (рекомендации для организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ);
-учебный план МБОУ Емельяновская СОШ №3;
- устав школы и локальные правовые акты;
- должностные инструкции учителя-логопеда.

Методологическими основами и теоретическими предпосылками являются зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой и других, которые базируются на учениях Л.С. Выготского, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной речевой деятельности.

Практическая направленность программы:
Представленная коррекционно-развивающая программа является одним из вариантов организации логопедического сопровождения детей с умственной отсталостью (легкой степени), а также детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы. Может быть использована логопедами, дефектологами, педагогами ОУ и носит рекомендательный характер.

Программа логопедических занятий для детей обучающихся по адаптированной программе с умственной отсталостью (легкой степени) имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение, организацию и реализацию работы по программе:
• принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма;
• принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);
• принцип поэтапного формирования умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным);
• принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому);
• принцип системности;
• принцип систематичности.

Цель программы: коррекция смешанной дисграфии у детей умственной отсталости (легкой степени).

Задачи программы:
- формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения.
- учить анализировать слова по звуковому составу;
- определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложении, предложений в тексте;
- производить звуковой, буквенный и слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
- определять ударные и безударные гласные;
- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- дифференцировать приставки от предлогов;
- узнавать слова, обозначающие предметы, действия и признак;
- согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- писать под диктовку текст (20-25 слов), осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами, трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие их интересам.

Адресат:
Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии обусловленной системным недоразвитием речи вторичного характера у детей младшего школьного возраста. Программа адресована для детей, обучающихся по адаптированной программе с умственной отсталостью (легкой степени) 3-4 классов.
Данную программу по коррекции смешанной дисграфии можно использовать в работе как с обучающимися с умственной отсталостью (легкой степени), так и с обучающимися с задержкой психического развития.

Продолжительность программы:
Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся начальных классов имеющих рекомендации ТПМПК для обучения по АОП учащихся с умственной отсталостью (легкой степени), и рассчитана на 2 года обучения: 3-4 класс – по 88 занятий.
Данная программа предполагает как групповую (длительность занятия 40 мин.), подгрупповую (длительность занятия – 30 мин.), индивидуальную (длительность занятия – 20 мин.) формы обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Рекомендуемая наполняемость групп 2-5 обучающихся.
Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, и может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала детьми, группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения, возрастным критериям.
Содержание логопедических занятий согласованно с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и способствует не только коррекции речевого нарушения, но и подготовке детей к усвоению учебного материала.

Требования к результату усвоения программы:
При условии успешной реализации программы у обучающихся будет отмечаться положительная динамика речевого развития. Дети смогут:
- анализировать слова по звуковому составу;
- определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложении, предложений в тексте;
- производить звуковой, буквенный и слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
- определять ударные и безударные гласные;
- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- дифференцировать приставки от предлогов;
- узнавать слова, обозначающие предметы, действия и признак;
- согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- писать под диктовку текст (20-25 слов), осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами, трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие их интересам.

Система оценки достижения планируемых результатов:
При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой, который в свою очередь делится на типы: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Результаты проведенного контроля, диагностики заносятся в речевую карту, карту динамического наблюдения в процессе развития учащихся, бланки тестов.
Углубленная диагностика письменной речи проводится в начале и в конце учебного года по методике И.Н. Садовниковой.

Тематическое планирование 3 класса. (смотреть архив материала)

Тематическое планирование 4 класса. (смотреть архив материла)

Методы используемые при реализации программы.
Работа по программе строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития находится ребенок.
В процессе реализации программных мероприятий ведущей является технология сотрудничества и игровые технологии. Сопутствующими являются ИКТ, элементы пескотерапии. метод дидактических игр, а так же различные развивающие игры и упражнения (в устной и письменной форме).

Требования к условиям реализации программ.
Занятия проводятся в отдельном кабинете, который оснащен аудиомагнитофоном, компьютером.

Список литературы.

1. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
7. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
8. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
10. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
11. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.

Категория: Логопеду | Добавил: nalay83
Просмотров: 284 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА