Воскресенье, 06:20 

Дипломы с моментальным получением здесь -->>

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
[ Скачать с сервера (348.5Kb) ] 10.02.2018, 16:08

Программа коррекционного курса

«Альтернативная коммуникация»

для реализации СИПР обучающейся на дому                   по АООП для детей с умственной отсталостью                     (вариант 2)  

 

 

 

                

                                        

Разработчик:

Милосердова Е.И., учитель-логопед                                                                                                                                                                                                                   ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для                                                                                     обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Ознакомлен:

                          _____________________________________  

Ф.И.О. родителя (законного представителя)

            Дата:

05.09.2017 г.

       

 

 

 

 

2017-2018  уч .г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  • Цель курса
  • Общая характеристика коррекционного курса
  • Система организации коррекционного курса

 

  1. Личностные и предметные  результаты освоения программы

коррекционного курса

 

  1. Формирование базовых учебных действий

 

  1. Система оценки достижений обучающегося  планируемых результатов освоения программы коррекционного курса и формирования сферы жизненной компетенции 

 

  1. Календарно-тематическое планирование

 

  1. Материально-техническое обеспечение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

          Данная программа предназначена для коррекционно-логопедического  сопровождения ученицы  1 «В» класса, обучающейся  по специальной индивидуальной программе развития (СИПР)  для детей  с выраженной интеллектуальной недостаточностью  и множественными нарушениями в развитии. По заключению ЦПМПК №2241 от 21.04.2016 ребенок имеет тотальное психическое недоразвитие, нарушение  опорно-двигательного аппарата.

          Цель курса – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

 

       Общая характеристика коррекционного курса:                                                               

          У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графическое изображение)  могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

            

           Коррекционный курс включает следующие разделы:

  1. Коммуникация:
    1. Коммуникация с использованием вербальных средств
    2. Коммуникация с использованием невербальных средств
  2. Развитие речи  средствами вербальной и невербальной коммуникации:
    1. Импрессивная речь
    2. Экспрессивная речь
  3. Чтение и письмо
    1. Предпосылки к осмысленному чтению и письму
    2. Начальные навыки чтения и письма

 

    1. Коммуникация с использованием вербальных средств:
  • Установление зрительного контакта с собеседником
  • Реагирование на собственное имя.
  • Приветствие собеседника звуком (словом).
  • Привлечение к себе внимания звуком (словом).
  • Выражение своих желаний звуком (словом).
  • Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).
  • Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).
  • Выражение благодарности звуком (словом).
  • Прощание с собеседником звуком (словом).
    1. Коммуникация с использованием невербальных средств:
  • Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
  • Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);  приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.
  • Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).      

2.1.  Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):

  • Реагирование на собственное имя.
  • Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
  • Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
  • Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
  • Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
  • Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
  • Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
  • Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
  • Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
  • Понимание простых предложений.
  • Понимание сложных предложений.
  • Понимание содержания текста.
    1. Экспрессивная речь  (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить  предложения, связные высказывания)
  • Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
  • Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов.
  • Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.)
  • Называние собственного имени.
  • Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
  •             Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
  • Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
  • Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
  • Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
  • Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.
  • Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
    1. Предпосылки к осмысленному чтению и письму:
  • Узнавание (различение) образов графем (букв).
  • Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
    1. Начальные навыки чтения и письма:
  • Узнавание звука в слоге.
  • Соотнесение звука с буквой.
  • Узнавание графического изображения буквы в слоге.
  • Называние буквы.
  • Чтение  простого  (гласного) слога.
  • Написание буквы.

 

           Описание места коррекционного курса в учебном плане:                                                                    

В соответствии с учебным планом ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» программа коррекционного курса  рассчитана на реализацию в течение  33 учебных недель (из них – 3 диагностических занятия в начале, середине, конце года) в объёме 2 занятия  в неделю (всего  - 66). Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка от 20 до 25 минут.

Далее смотреть архив материала

Категория: Логопеду | Добавил: Администратор
Просмотров: 164 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломы с моментальным получением здесь -->>

Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА