Суббота, 05:33 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Подборка речевых игр и попевок для развития чувства ритма пометодике Карла Орфа
[ Скачать с сервера (58.9 Kb) ] 11.02.2019, 16:41

Подборка речевых игр и попевок для развития чувства ритма пометодике

Карла Орфа

Подборка речевых игр и попевок для развития чувства ритма по методике Карла Орфа

Подборка речевых игр и попевок для развития чувства ритма по методике Карла Орфа

. Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с методикой практика-новатора Т.Э.Тютюнниковой.
Меня заинтересовал ряд приёмов, объединённых идеей обучения через творчество. Это:
1.Музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами).
2.Игрысозвуками.
3.Речевоемузицирование.
4.Импровизированноедвижение.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
•шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
•притопы (всей стопой ,пяткой, носком);
•щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами.
Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей.
Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.
Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами.
Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных….):
•детских музыкальных инструментов,  голоса;
•приобретение опыта звуковых ощущений;
•изучение способов получения звуков;
•развитие тембрового слуха как основы для звуковысотного;
• приобретение навыков музыкальной композиции

Подборка речевых песен и игр для работы по программе «Методика Карла Орфа»
Задачи: Формировать ритмический и интонационный слух, навыки инструментального сопровождения речи. «поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки» (работа всей группой одновременно);

Задания, которые для предлагаю выполнять детям на музыкальном занятии
• «сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу);
• «будь дирижёром» – ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, солирующих по очереди;
• «подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение»;
• «попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»;
• «поговори со своим соседом, расскажи ему что-нибудь» – диалоги инструментов;
• «сыграем вместе» – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне игры на инструменте (фортепиано, ксилофона) взрослого.
Приведённые словесные побуждения относятся и к играм голосом, к речевомумузицированию. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой остинато. Ритмичноедекламирование текста становится речевым музицированием при условии творческого игрового подхода. Чем разнообразнее речевая ритмика, тем богаче предпосылки для развития полиритмического слуха.
Каждое занятие мы начинаем с игровых упражнений на основе речевогомузицирования. Так, например, в младшей группе весь цикл «Игрушки» Агнии Барто мы превратили в небольшой спектакль, в котором дети с удовольствием участвуют в передаче образов бычка, зайки, козлёнка… Ритмично произносимые слова сопровождаются жестами, а это способствует установлению координации между словесным и несловесным общением.
Речь основана на движении. Ритмизованную речь называют логоритмикой, а жест, сопровождающий или заменяющий слово, – логопластикой. Жест вносит в речевое музицирование театральные возможности, превращая его в театрализованную игру.
Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества.

«МЫШКИ». ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СЦЕНКА

Вышли мышки как-то раз, ш-ш;

поглядеть, который час: ш-ш, Ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш.

Раз, два, три, четыре! Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон: Бом! Бом! Бом! Бом! Бом! Бом! Бом!

Убежали, убежали, убежали мышки вон!

«Колокольцы бубенцы» русская народная песня

Колокольцы – бубенцы раззвонились удальцы. Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон?

 

«Семейка Ермолая»

Как у деда Ермолая вся семейка небольшая:

 только сам да сама ,только кум да кума.

 Да два сына с усами, да две дочери с косами

Да две внучки на печи Уплетают калачи.

«ТРА-ТА-ТА» РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОТЕШКА

Тра-та-та, тра-та-та! Вышла кошка за кота!

За Кота-котовича? За Петра-Петровича.

Он усат, полосат, в ушах кисточки висят,

Ну, не кот, а просто – клад!

ТАРЯ – МАРЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОТЕШКА

ТаряМаря в лес ходила В лес ходила?

ТаряМаря шишки ела? Шишки ела?

Шишки ела вам велела Шишки ела нам велела? Да! Да?

А мы шишек не едим Таре Маре, Таре Маре отдадим

ФОКУС – ПОКУС ПОТЕШКА

Фокус, покус, тра-ли-ва-ли.

Едет мышь на самосвале

Ты чего же это мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

«ЗАЙЧИК» РЕЧЕВАЯ ИГРА

Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал! Быстрый зайчик убежал!

 

ОРА – ОРА СЧИТАЛКА

Ора, ора, ора – ра!

 Три фасольки, два боба, Два боба

Побежал я в огород! В огород!

 Положил их прямо в рот. Вот!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ К.Орфа

"ИМЕНА"

Лена, Катя, Миша, Вова и Иван
Забрались с ногами на диван.
Лёша и Петя, Натали и Глеб
Уплетают свежий белый хлеб.
Уплетают вместе белый хлеб.

Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит.д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.

"РАБОТНИКИ"

Катя и Мишенька встали с утра
Сразу у них закипели дела:
Кошку помыть и постричь воротник,
Катя успела и брат озорник.

Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.

"КОЛОКОЛЬЦЫ"

Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы
Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон

Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметьмаленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.

"МЫШКИ"

Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час:
Раз, два, три, четыре!
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
Бом, бом, бом, бом!
Убежали, убежали, убежали мышки вон!

Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т.д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т.д.

"РЁВА"

Не плачь, не плачь.
Куплю калач
Не вой, не вой,
Куплю другой
Не реви. Не реви,
Куплю сухари!

Модель даёт возможность разнообразно и плодотворно поработать над звучащими жестами. Каждую строфу лучше повторить дважды (вначале как эхо: педагог-дети) Дразнилка может разыгрываться по разным сценариям: плакса сидит в кругу и заливается горючими слезами. Предлагаю детям подобрать инструмент, который будет "плакать". Другой вариант: дети жалеют плачущего.

"ФОКУС-ПОКУС"

Фокус покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале
Ты чего же это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!

Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш!, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном.

"ТУТТИ-ФРУТТИ РОНДО"

Фини, лимо, банакос,
Киви, персик, абрикос
Тутти-фруттити-ри-ти-ри-та, ти-ти!Скажите детям, что они должны отгадать, какие фрукты спрятались в стихах. Дляигры и движения можно использовать детские стульчики, кегли и другие предметы.

 

 

 

Игры-сказки Карла Орфа

 

Игры, сказки с использованием методики Карла Орфа.

 ПРИШЛА ВЕСНА 1 мин 40 сек.

 

Серёжу разбудили яркие солнечные лучи.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКА
Ура - обрадовался Серёжа – можно идти гулять!
КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА
Во дворе Серёжа увидел большую коричневую бабочку.
Он побежал за бабочкой, зацепился за кочку и упал.
БАРАБАН (БЫСТРО) / ПУСТАЯ КОРОБКА ИЛИ ХЛОПОК
Серёжа посмотрел на кочку: это была кротовая кучка земли, и в неё заползал дождевой червяк.
КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО) /ОРЕХИ В ЛАДОНЯХ
Крота Серёжа не увидел, кроты живут под землёй, и роют своими сильными лапами длинные-длинные норы-коридоры.
ПОСКРЕСТИ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ
Серёжа встал на ноги, отряхнул штаны
ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ
и огляделся: невдалеке у забора росли жёлтые цветы,
они были похожи на маленькие солнышки.
МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК
Наберу для мамы букет цветов – сказал Серёжа.
И он нарвал для мамы цветов.
КОЛОКОЛЬЧИК
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.
ТРЕУГОЛЬНИК / ПОДВЕШ-Я БУТЫЛКА, БОКАЛ
И каждый раз, когда Серёжа смотрел

на цветы, он вспоминал, что

пришла весна.

 

Далее смотреть архив материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Логопеду | Добавил: Администратор
Просмотров: 35 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА