Пятница, 14:09 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
05.01.2017, 10:22

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В настоящее время, по исследованиям ЮНЕСКО, растет количество  детей, имеющих речевые нарушения (алалия, дизартрия, ринолалия, дислалия и др.). Одним из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия. При дизартрии нарушена вся произносительная сторона речи, что отличает ее от других нарушений речи. Полноценное восприятие фонем необходимо для правильного произношения, а также овладение в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи.                                                                                                               Успешность обучения грамоте зависит от понимания ребенком звуковой и смысловой стороны слова. Звукопроизношение, чтение и письмо -связывающие формы речевой деятельности. а именно звуко - буквенного анализа. Понятие   звуко - буквенный анализ  и синтез включает в себя дифференциацию звуков при восприятии на слух и в произведении; выделение фонем, осмысленное овладение места звука в слове,  умение вычленять звуки и определять их последовательность в которой они стоят в слове.                                                                                                                     Следовательно, для того, чтобы устранить нарушения звуко - буквенной структуры слова, необходима специальная коррекционная работа по развитию фонематического восприятия и слуха. Для овладения навыками звуко - буквенного анализа и синтеза, представляется возможным обучение детей дифференцировки фонем родного языка на слух. Если не проводить профилактику нарушений звуко - буквенного анализа и синтеза, представляется возможным обучение детей дифференцировки фонем родного языка на слух. Если не  проводить профилактику нарушений звуко - буквенного анализа и синтеза слов в дошкольном возрасте, это может привести к дисграфии.                                                                                                       Основной целью развития звуко - буквенного анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи является работа по коррекции нарушений звуко - буквенного анализа и синтеза и выявление эффективности коррекционной работы.                                                                                            На этапе развития звуко - буквенного анализа и синтеза ставятся следующие задачи:                                                                                                     - Определение средств коррекционной работы;                                                     - Дифференцированное использование средств коррекционной работы в зависимости от уровня сформированности звуко - буквенного анализа и синтеза.                                                                                                                        I раздел коррекционной работы - артикуляторный (подготовительный). Этот раздел предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и легких в артикуляции в целях развития фонематического восприятия и звуко - буквенного анализа. Эти звуки детьми часто воспроизводят неотчётливо, с вялой артикуляцией, смешивают между собой или используют в качестве заместителя отсутствующих звуков. Проводятся фронтальные занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Постепенно  логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия поставленные к этому времени исправленные звуки.                                                    II раздел коррекционной работы - дифференцировочный , состоящий из двух этапов.                                                                                                          На первом этапе дифференциации происходят сравнение каждого правильного произносимого звука на слух со всеми артикуляционного или акустически близкими звуками.                                                                                На втором этапе после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциации, уточняется дифференциации  гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего зависит внятность  речи и анализ звуко - буквенного состава слова.                                                                                                                        III раздел коррекционной работы - формирование звукобуквенного анализа и синтеза. В этот этап входит:                                                                        - формирование представления о линейной последовательности и количестве звуков в слове;                                                                                           - выделение первого гласного звука из начала слова;                                             - формирование умения делить слова на слоги;                                                      - анализ и синтез обратного слога;                                                                           - выделение последнего согласного в слове;                                                  - выделение начальных согласных в словах;                                                    - выделение ударных гласных из положения после согласных;                     - анализ и синтез прямого слога;                                                                           - полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков и двухсложных с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки;                        - полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных, двухсложных с закрытым слогом, трехсложных слов, происхождение которых не расходится с написанием;                             - преобразование слов путем замены отдельных звуков;                              - знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова;                                     - полный слого - буквенный анализ слов.                                                             Для определения уровня сформированности звуко - буквенного анализа и синтеза используют следующие критерии оценки:                                                        - выделение звука на фоне слова (в словах со стечением согласных, в многослоговых (простых) словах с местоположением звука в начале или середине слова);                                                                                                              - определение первого и последнего звука в слове;                                       - анализ слов со стечением и без стечения согласных;                                   - определение местоположения звука в начале, середине и конце слова.       В результате развития звуко - буквенного анализа и синтеза в зависимости от сформированности можно охарактеризовать уровни звуко - буквенного анализа и синтеза следующим образом:                                                   У детей с нарушениями речи имеются несформированность звуко - буквенного анализа и синтеза, что является фактором возможным к недоразвитию фонематического восприятия и слуха, звукопроизношения, развитию словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Пробелы, имеющиеся в развитии фонетики, лексики и грамматического строя и связной речи являются значительно серьезным препятствием в усвоение программы детского сада и в дальнейшем общеобразовательной школы. Решающая роль в развитии речи принадлежит способности ребенка производить анализ звукового состава слова. Дошкольники осознают, что речь состоит из слов, слова - из слогов, слоги - из звуков речи; учатся выделять звуки речи из целого слова, объединять звуки в слоги, слоги в слова, а слова - в предложения; овладевают понятиями: "предложение", "словосочетание", "слово", "слог", "звук", "буква"; понимают, что звуки в слове расположены в определеной последовательности.  Дети с нарушением речи усваивают такой материал со значительными трудностями.  Для успешной коррекционной работы по звуко - буквенному анализу и синтезу является разработка программы, включающая интегрированный подход к работе логопеда, ориентированный на взаимосвязь направлений в коррекции речи звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического восприятия и слуха, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.

Категория: Логопеду | Добавил: Администратор
Просмотров: 162 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА