Вторник, 04:56 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

«Особенности понимания инструкции детьми дошкольного возраста с ОНР»
[ Скачать с сервера (13.7Kb) ] 18.02.2017, 12:16

Автор: Петкевич Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед 1 кв. категории
Тема: «Особенности понимания вербальной инструкции детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Понимание и принятие ребенком речевой инструкции представляет собой сложный процесс, который в себя включает запоминание и усвоение.
Р.С. Немовым описаны приблизительный возраст рамки формирования умения действовать по речевой инструкции, это напрямую связано с развитием внимания. В начале второго года жизни ребенка появляются зачатки произвольного внимания, ребенок может совершать некоторые действия по простой речевой инструкции взрослого. На втором и третьем году жизни данное умение развивается, ребёнку становится доступно выполнение большего количества речевых инструкций с расширением пассивного словарного запаса. В 4,5 – 5 лет ребенок может выполнять какую-либо деятельность опираясь на сложную инструкцию взрослого, проявляя способность направлять внимание под влиянием этой инструкции. В 5 – 6 лет внимание наиболее устойчиво к активной и игровой деятельности, появляется деятельность по самоинструкции.
Опираясь на эти данные, можно сделать вывод что понимание речевой инструкции детьми с ОНР отстает от возрастной нормы, так как у них наблюдаются нарушения в развитии внимания. Детям с общим недоразвитием речи свойственно неустойчивое внимание, нарушение его распределения, нарушение произвольного слухового внимания. Но его мнение довольно субъективно, работа не содержит статистических данных, неизвестно количество испытуемых. Мы считаем, что на понимание ребенком речевой инструкции влияет не только уровень развития внимания.
В трудах Л.С. Выготского написано, что управлять своими действиями и координировать их с другими ребенок учится во время коллективных игр с правилами, которые сопровождаются речевой инструкцией и регуляцией взрослого. Так же во время этой игры ребенок учится подчиняться игровым правилам, преодолевать непосредственные импульсы. Позже данная форма поведения становится формой поведения самого ребенка.
У детей с ОНР наблюдаются некоторые особенности в формировании игровой деятельности. Дети с речевыми нарушениями довольно быстро теряют интерес к игре, из-за многих факторов, в том числе и из-за трудности в понимании словесной инструкции и правил игры. Многими исследователями было отмечено, что дети с общим недоразвитием речи чаще сверстников с нормой речевого развития не соблюдают правила игры, что нередко приводит к конфликтам и отказу от участия в этой игре.
По мнению О.А. Конопкина способность к действию по инструкции, проявляется в овладении различными сложными формами и видами деятельности, такими как анализ картин, схем, удержание в памяти поставленных целей, планировании своей деятельности.
Детям с общим недоразвитием речи, в отличии от детей с нормой речевого развития, сложнее сосредоточить внимание на выполнении заданий при речевой инструкции, им легче выполнять задания при зрительной инструкции. Так же на успешное выполнение задания по речевой инструкции влияет нестабильность темпа работы и его постепенное снижение в процессе.
Детям с ОНР сложно распределить внимание между речью и выполнением задания.
Частичное и неточное понимание инструкции связаны с нарушениями высших психических функций: снижение слуховой памяти, неустойчивостью и распределением внимания, нарушением фонематического восприятия.
При исследовании внимания многие авторы отмечали что дети с общим недоразвитием речи понимают инструкцию неточно и фрагментарно, им сложно сосредоточить внимание на анализе условий задания и определении путей его выполнения.
Так же у детей с ОНР значительно снижена вербальная память и продуктивность запоминания, что негативно влияет на возможность понимания и выполнения сложных речевых инструкций. Дети запоминают инструкцию фрагментарно, пропуская некоторые части, путают последовательность действий.
Наибольшие затруднения вызывает выполнение речевой инструкции, связанной с двигательной активностью. Так как у детей с ОНР наблюдается нарушение общей и мелкой моторики, они обладают неуверенной координацией движений, им трудно выполнять точные дозированные движения, скорость выполнения снижена. Детям сложно, в некоторых случаях даже невозможно сосредоточится одновременно на выполнении действий и удержании в памяти инструкции.
Роль речи в регуляции поведения ребенка на протяжении всего дошкольного возраста увеличивается. Ребенок с нормой речевого развития при выполнении речевой инструкции в старшем дошкольном возрасте проговаривает ее, для лучшего понимания и запоминания, в отличие от детей с общим недоразвитием речи. Дети с ОНР без предварительного обучения этого не делают.
В некоторых случаях ребенок с общим недоразвитием речи не способен сохранить в памяти речевую инструкцию взрослого на протяжении всего выполнения задания из-за негативного отношения к заданному виду деятельности, которое требует от него не только интеллектуального или физического напряжения, но и эмоционального.
В литературе встречаются несколько видов речевой инструкции: простая, сложная и конфликтная инструкции.
Детям с ОНР наиболее просто выполнять простые инструкции, которые содержат в себе одно простое действие, этот вид инструкций не требует удерживать в памяти большое количество информации, в отличие от сложной инструкции. Наиболее трудным видом речевой инструкции является конфликтная. При выполнении детям необходим ее предварительный анализ, понимание общего смысла и последовательности действий.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Дети с общим недоразвитием речи - часто встречающаяся категория детей. Существует множество причин появления у ребенка общего недоразвития речи. Дети данной категории имеют особенности не только в речевом развитии, но и в формировании всех высших психических функций.
- Дети с ОНР имеют множество особенностей и трудностей понимания речевой инструкции. Они запоминают инструкцию фрагментарно, путают последовательность действий при выполнении сложных инструкций, не дослушивают инструкцию до конца. Так же отличительной чертой детей с ОНР, является неумение задавать вопросы, это мешает им попросить повторить инструкцию, если они не поняли или забыли ее.

Категория: Логопеду | Добавил: Зайка)) | Теги: вербальная инструкция, речевая инструкция, ОНР, нарушение речи, инструкция, общее недоразвитие речи, Дошкольный возраст
Просмотров: 215 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА