Воскресенье, 18:43 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ
[ Скачать с сервера (17.2Kb) ] 04.08.2014, 10:09

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ В МАССОВОМ ДОУ



Дети с нарушениями речи – это одна из самых распространенных категорий детей с ОВЗ в дошкольных организациях. И если для работы с детьми с ОНР II-III уровня речевого развития, ФФНР разработано множество программ, методик, технологий, то появление в массовом ДОУ неговорящего (т.е. не владеющих вербальной речью) ребенка вызывает даже у опытных специалистов небольшую растерянность.
Особенно усложняется ситуация в организациях, не имеющих в своей структуре специализированных групп: перед учителем-логопедом возникает непростая задача: в условиях логопедического пункта построить свою работу так, чтобы извлечь максимальную пользу для данного ребенка, при этом не ущемляя права других детей. Здесь мои коллеги могут возразить, сказав, что воспитанники c тяжёлыми, стойкими нарушениями речи, имеющими логопедическое заключение ОНР— I, II уровня речевого развития; системного недоразвития речи не подлежат приёму на дошкольный логопедический пункт, но в соответствии с «Законом об Образовании в РФ» родители имеют право "выбирать… формы получения образования, формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность...», а также имеют права на «…предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции». Создание таких условий - это вопрос времени, а особый ребенок требует помощи здесь и сейчас, и оставить без внимания мы его не можем.
У неговорящих детей большое значение приобретают другие виды коммуникации, в частности, поддерживающая, опорная (жесты и мимика, картинки и символы). Ни родители, ни педагоги ни в коем случае не должны запрещать ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Помните: при появлении речи он станет жестикулировать меньше. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения.
На первых порах в процесс организации коррекционно-образовательной деятельности данного воспитанника необходимо включать игры с использованием заинтересовавших ребенка игрушек. При этом можно использовать инструкции типа "позовем котенка", «покачаем куклу», «покатаем машину» и т.п., вызывающие ребенка на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.
В целях развития слухового восприятия нужно учить отгадывать на слух и повторять неречевые звуки (хлопки, щелчки, стук по столу). Также с целью закрепления ритмической способности, можно просить ребенка воспроизводить эти ритмы. Очень полезны упражнения на пропевание гласных звуков с разной высотой и силой голоса («Как воет большой волк? А как воет маленький волчонок?»)
Обязательно педагог должен уделять внимание развитию понимая речи. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка, это можно осуществлять, используя простейшие инструкции, поручения («покажи ушки», «покажи щечки», «подай карандаш», «принеси красный кубик»).
Важно создание ситуаций, которые эмоционально заинтересовывают ребенка, вызывают побуждение к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных, легко произносимых слов. Например, спрятав игрушечную лошадку в сухом бассейне попросить найти её, сопровождая ситуацию вопросами «Кто это?», «А как она кричит?».
Большое внимание следует уделять работе над пальчиковой моторикой, в том числе с использованием комплекса кинезиологических упражнений, которые позволяют через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Как один из методов кинезиологического направления особого внимания заслуживает Су-Джок-терапия, активизирующая речевое развитие ребенка посредством стимулирования речевых областей в коре головного мозга.
Для развития мелкой моторики и зрительного восприятия, формирования пространственных представлений, различению предметов по форме и цвету необходимы: кубики, конструкторы, мозаики, сборные игрушки. Огромная роль принадлежит работе над артикуляционной моторикой, дыханием, развитием речевого слуха и внимания.
Учитель-логопед обязательно должен знакомить родителей с некоторыми методическими приемами стимулирования появления речи. Эти такие приемы, как диалог, имитация и звукоподражание, стихи, чтение. Постепенно эти задания должны усложняться, что позволяет моделировать общение, занятия, игры и т.д.,
Педагоги и родители, при организации работы с данной категорией детей должны помнить, что кроме непосредственного воздействия на речевую деятельность, коррекционный процесс должен охватывать все формы детской деятельности, учитывая индивидуальность ребенка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие, состояние речевой деятельности, интересы и предпочтения.

Категория: Логопеду | Добавил: Ната31
Просмотров: 815 | Загрузок: 93 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА