Понедельник, 18:31 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
[ Скачать с сервера (24.1Kb) ] 17.06.2014, 21:04
ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства в МЫШЛЕНИИ детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется ПО своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают НОВЫЕ задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи- сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном.
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний — сложнейший и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи - обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.
Рассмотрим, каковы же содержание и особенности процесса формирования связной речи.
Как уже отмечалось выше, с возрастом ребенка совершенствуется его мыслительная деятельность. Ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.
В свою очередь постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.
Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок четырех-пяти лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, т.е. смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют.
Следует отметить, что дети успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целостное высказывание. Однако умение отражать в своих рассказах различные виды связей, выделять зависимость некоторых фактов, явлений и объяснять их у дошкольников надо формировать.
На занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу.
Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи; дети учатся слушать, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.
Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т, д.
Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
В процессе подготовки к занятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе КОТОРОГО углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания.
В процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов.
По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
На занятиях учим ребенка выделять существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения и придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания. Чаще всего рассказы-описания составляются дошкольниками при опоре на восприятие, т. е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти — ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи.
При составлении сюжетных рассказов у детей формируют; умение передавать те или иные события, При этом они на практике осваивают построение рассказа - в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.
Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь па свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других — составляют рассказы на темы из личного опыта (т. е. на материале образов памяти).

ПАМЯТКА
Развитие связной речи у дошкольников.
Направления:
1. Обогащение словаря.
2. Обучение составлению рассказа и придумывание рассказов.
3. Разучивание стихов.
4. Отгадывание загадок.
Эффективность коррекционной работы зависит от следующих условий: -систематичность проведения;
-распределение материала в порядке нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
-чередование и вариативность упражнений;
- воспитание внимания к речи.
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ
Первые небольшие рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.
Например:
- Саша, подойди к столу и возьми красный мяч. - Затем обращаемся к детям:
- Что сделал Саша.
Постепенно задания усложняются. Идет работа по сравнению предметов. Предметы или картинки должны быть перед глазами ребенка. Сначала определяется различия, а затем описание сходных признаков. Далее идет описание предмета (по каждой лексической теме).
-Рассказ по сюжетной картинке;
-Рассказ - рассуждение;
-Творческий рассказ.
ПЕРЕСКАЗ
Используется когда у ребенка фразовая речь.
Виды:
1. Педагог рассказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
2. По наводящим вопросам.
3. По плану.
4. «По цепочке».
5. В лицах.
6. Выборочный пересказ.
7. Краткий пересказ.
8. Творческое пересказывание:
A) придумать продолжение;
Б) составить один рассказ из нескольких текстов;
cool на основе личного опыта по аналогии с услышанным.
Категория: Логопеду | Добавил: olga_orlova
Просмотров: 741 | Загрузок: 64 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА