Среда, 15:46 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Коррекция дисграфии у учащихся с ЗПР
11.12.2018, 18:06

Программа коррекции дисграфии у младших школьников с ЗПР посредством развития языкового анализа и синтеза

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза составлена на основе методического пособия Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза».
При составлении программы использованы системы и методы коррекционной работы, предложенные Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, Т.А. Ткаченко.
Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза, путём проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
В процессе коррекционно-педагогической работы используются следующие принципы:
– последовательность и поэтапность, учитывающая формирование речевых навыков в онтогенезе;
– систематичность и доступность, обеспечивающаяся функциональной и иерархической взаимосвязью отдельных операций;
– комплексность, осуществляющаяся путём воздействия на письменную речь, в том числе через познавательные процессы;
– принцип индивидуализации, учитывающий объём предлагаемого материала, приёмы работы, темп изучения, сроки реализации программы в зависимости от индивидуальных психологических особенностей ребёнка);
– принцип опоры на межанализаторные связи, предполагающий воздействие через слухоречевой, зрительный, речедвигательный анализаторы.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
1. Коррекция дисграфии на основе развития фонематического анализа и синтеза.
2. Коррекция дисграфии на основе развития слогового анализа и синтеза.
3. Коррекция дисграфии на основе развития навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова в предложении.
4. Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.
1. Коррекция дисграфии на основе развития фонематического анализа и синтеза.
Логопедическую работу необходимо начинать с заданий на узнавание и вычленение гласного звука из ряда гласных; узнавание начального гласного в ударной, а затем в безударной позиции; узнавание гласного звука в середине слова. После того, как дети научатся свободно оперировать с гласными звуками, следует перейти к работе с согласными. Предлагались следующие задания: узнавание согласного звука на фоне слова, вычленение первого согласного звука из слова, узнавание последнего согласного в слове, узнавание согласного в середине слова и др.
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, Р.И Лалаева предлагает следующую последовательность проведения логопедической работы:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.
2. Вычленение первого и последнего звука из слова.
3. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
4. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове).
Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводилась в тесной связи с обучением письму.
Формируя навыки фонематического анализа и синтеза слов у детей с ЗПР, необходимо значительное внимание уделялять коррекционной направленности обучения: максимальному уровню материализации умственных действии на начальных этапах обучения, использованию различных внешних опор и привлечению нескольких анализаторных систем в обучении детей, доступности и постепенному усложнению лексического материала в фонетическом, артикуляционном и структурном отношениях.
2. Коррекция дисграфии на основе развития слогового анализа и синтеза.
Фонематический анализ открытого и закрытого слога предлагается вести в следующей последовательности.
1. Анализ обратного или закрытого слога (АП, УМ ...). Сначала выделяют гласный звук, а затем согласный после него.
2. Анализ открытых слогов (ПА, МУ...). Проводится с теми же звуками, но в обратной последовательности.
3. Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков (АП-ПА, УМ -МУ...).
При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагается учащимся следующие задания:
– отхлопать или отстучать слово по слогам,
– сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево или слева направо.
В работе по выделению гласного звука из слога предлагаются слоги различной структуры с различными гласными. Используются следующие задания:
– назвать только гласный звук слога;
– поднять букву, соответствующую гласному звуку слога;
– записать только гласные буквы слогов; придумать слог с соответствующей гласной;
– определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву;
– придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.
Далее следует работа по выделению гласных звуков из слова. Сначала предлагаются односложные слова различной структуры. Дети определяют, какой гласный звук в слове и его место. Составляется соответствующая графическая схема слов. Дальше идёт аналогичная работа на материале двусложных и трехсложных слов.
Использовались следующие упражнения: назвать гласные звуки слова; записать на схеме только гласные данного слова; выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки; разложить картинки под гласными буквами, предварительно дети называют эти картинки; разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы; придумать слова по различным графическим схемам, на которых написаны гласные буквы.
Закрепление действий слогового анализа и синтеза проводилось с использованием следующих заданий: повторить заданное слово по слогам, сосчитать количество слогов; определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру; разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии; назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога; выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать.
На последнем этапе работы предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухо-произносительных представлений:
– придумать слова с одним, двумя, тремя слогами;
– придумать слово с определённым слогом в начале слова;
– придумать слово с определённым слогом в конце слова;
– определить количество слогов в названиях картинок (без предварительного их проговаривания);
– поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки.
Логопед демонстрирует картинку, не называя её; по сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слово из одного, двух, трёх слогов. Полезными являются также упражнения, с использованием букв разрезной азбуки, запись слогов:
– составить слоги из букв разрезной азбуки;
– изменить порядок звуков в слове, назвать полученный слог.
Речевые материалы подбираются с учётом постепенного усложнения структуры слов.
3. Коррекция дисграфии на основе развития навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова в предложении.
На начальном периоде обучения нужно использовать слова, в которых написание аналогично звучанию:
– двусложные слова с открытыми слогами: вата, лиса;
– трёхсложные слова с открытыми слогами: машина;
– односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот;
– двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: лимон, кабан;
–двусложные слова со стечением в середине слова: банка, ручка, ночка;
– двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине: чайник, капкан, зайчик;
– трёхсложные слова с закрытым слогом на конце слова: лимонад, коридор;
– трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце: автобус, автомат;
– трёхсложные слова с двумя стечениями согласных: матрешка, гармошка;
– односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд, лифт;
– двухсложные слова с двумя стечениями: звезда, кружка;
– четырёхсложные слова: черепаха, пирамида.
4. Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.
Выделяют пропуски, перестановки и вставки слов, нарушения количественного и качественного состава предложения, нарушение границ предложений, отсутствие границ предложений.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста предусматривало:
– знакомство с предложением – определение основных признаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения;
– дифференциацию словосочетания и предложения;
– развитие анализа структуры предложения – определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении;
–знакомство с предлогами – определение их значения, знакомство с написанием предлогов;
– знакомство с приставками – определение их значения; знакомство с написанием приставок;
–дифференциацию предлогов и приставок;
– знакомство с текстом – определение основных признаков текста; дифференциацию отдельных предложений и текста; определение последовательности предложений в тексте.
Развитию языкового анализа и синтеза на уровне предложения способствует выполнение следующих заданий:
– определение количества слов в предложении,
– составление схем к заданным предложениям и предложений к определённой схеме,
– определение места слова в предложении,
–соединение частей разорванных предложений,
– выделение границ предложения в тексте,
– анализ деформированных предложений,
– включение в предложение пропущенных слов,
– распространение предложений и др.
Одним из основных направлений логопедической работы является анализ структуры предложения, предполагающий умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. С целью формирования и развития этого умения нами были использованы такие задания как:
– определить границы предложения в тексте;
– придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов;
– придумать предложение с определённым количеством слов;
– увеличить количество слов в предложении;
– составить предложения из слов, данных в беспорядке или деформированные предложения;
– составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях.
Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста осуществляется посредством таких упражнений как:
– составление рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний;
– чтение деформированных текстов, в которых существительные заменены картинками;
– составление рассказов по опорным сигналам по серии картин, по одной картине, по заданному началу или концу;
– определение порядка следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности;
– составление рассказов по схемам и др.
Развёртывание многоуровневой системы помощи младшим школьникам с ЗПР при формировании у них компонентов языкового анализа и синтеза включает в себя следующие этапы:
– этап совместного пошагового выполнения действия по речевой инструкции учителя-логопеда на основе полной материализации структурных элементов действия и его ориентировочной основы в виде схемы выполнения действия;
– этап совместного пошагового выполнения действия по наглядной программе на основе внешнего проговаривания каждой выполняемой операции и ориентировочной основы действия;
– этап совместного выполнения действия по наглядной программе с переходом от пошагового выполнения программы к его более свёрнутым формам на основе внешнего проговаривания основных (опорных) выполняемых операций после уточнения ориентировочной основы действия;
– этап самостоятельного выполнения действия по интериоризированной (внутренней) программе на основе внутренней речи без внешних опор с возвращением к наглядной программе при затруднениях при сформированной ориентировочной основе действия;
– этап самостоятельного выполнения действия по внутренней программе на основе представлений при полностью сформированной ориентировочной основе действия с возможностью его переноса на новый материал.

Категория: Логопеду | Добавил: paramonova1980
Просмотров: 78 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА