Вторник, 21:57 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Комплексное психолого - логопедическое обследование детей в условиях реабилитационных центров.
17.09.2014, 22:11

Комплексное психолого - логопедическое обследование детей в условиях реабилитационных центров.

Важнейшим направлением деятельности современных реабилитационных центров для детей с двигательными и комбинированными нарушениями является, помимо медикаментозного воздействия, построение адекватного коррекционно-развивающего процесса, направленного на:
Снижение (коррекцию, компенсацию) двигательного, речевого и интеллектуального дефекта ребенка.
Формирование коммуникативных навыков, а также, навыков социальной и бытовой адаптации.
Формирование у родителей адекватного отношения к многогранности дефекта ребенка для более эффективного включения его в социальную среду.
Психолого - логопедическое обследование детей с комбинированными нарушениями в условиях реабилитационных центров выявляет у многих из них недостатки в развитии познавательной сферы совместно с речевым дефектом, а также низкой физической работоспособностью.
Исходя из слов Л.С. Выготского, который писал, что: "дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений", можно говорить, что не существует отдельных речевых нарушений, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения вследствие межсистемных связей. Все это вместе образует сложный психологический вид отклонений в психическом развитии детей, где одним из главных симптомов являются речевые нарушения.
У детей с комбинированными нарушениями, даже при нормальном интеллекте, нередко наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в неё процессов:
недостаточный объём запоминания материала,
неустойчивость внимания,
отвлекаемость,
истощаемость психических процессов,
снижение уровня обобщения;
нарушения связного развернутого высказывания.
Со стороны эмоционально-волевой сферы у таких детей ( например, с детским церебральным параличем) могут наблюдатся следующие особенности:
повышенная возбудимость,
раздражительность или заторможенность,
замкнутость,
обидчивость, плаксивость, страх,
частая смена настроения.
Поэтому, главной целью комплексного обследования детей логопедом и педагогом-психологом в реабилитационных центрах является создание такой модели взаимодействия, при которой выявляется уровень высших психических функций ребенка со сложной структурой дефекта для составления объективного психолого - логопедического заключения и дальнейшего включения ребенка в реабилитационный цикл.
Реализация этой цели строится на системном подходе в оценке состояния психических и речевых функций ребенка. Важнейшим условием для этого является согласованность действий психолога и логопеда при обследовании и дальнейшем составлении заключения.
Важно отметить, что при комплексном психолого - логопедическом обследовании решаются следующие задачи:
Установление актуального уровня психического и речевого развития.
Состояние когнитивной и эмоционально – волевой сферы ребенка.
Определение нарушений развития (определение первичного дефекта, его влияния на другие системы).
Выявление зоны ближайшего развития ребенка.
Психолого – логопедическое обследование начинается со сбора анамнеза, который включает в себя данные об особенностях доречевого, раннего речевого, психического развития ребенка. Выясняется время появления гуления, лепета, первых слов, простых фраз, а также состояние психо - моторного развития. Собираются данные о состоянии слухового и зрительного анализаторов.
Также обследуется строение органов артикуляционной моторики, состояние мышц оральной и мимической мусклатуры в покое, в речевой деятельности, в мимических движениях. Важнейшим этапом обследования является оценка понимания обращенной речи, пассивный словарь, понимание смыслового значения слова, действия, простого и сложного сюжета, лексико-грамматических конструкций, определение последовательности событий, а также причинно - следственной зависимости. Оценивается владение ребенка навыком связного высказывания, умение классифицировать и обобщать.
Уровень речевого развития выявляется при обследовании экспрессивной речи ребенка. Здесь учитывается сформированность лексической, грамматической, фонетико – фонематической сторон речи, состояния слоговой структуры слов.
Таким образом, можно выделить следующие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и педагога-психолога в реабилитационных центрах:
1. диагностики (логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);
2. коррекционно - развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога - психолога активизируется речевое высказывание детей);
3. совместные занятия с детьми;
4. работа с родителями, (тренинги, консультации, организация информационных стенов, и.тд.).
Таким образом, при совместном психолого - логопедическом обследовании оцениваются особенности познавательной деятельности, речь, внимание, память, мышление, сенсорные функции (слуховое и тактильное восприятие), а также состояние эмоционально – волевой сферы ребенка.
А итогом комплексной диагностики является составление психолого – логопедической характеристики ребенка и определение основных направлений коррекционной работы.
Очень важно учитывать, что что тесная взаимосвязь логопеда и психолога в условиях реабилитационных центров может быть возможной при условии совместного планирования работы и чётком распределении задач каждого специалиста.

Категория: Логопеду | Добавил: khabalova007
Просмотров: 626 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА