Пятница, 10:48 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Использование методики ТРИЗ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
[ Скачать с сервера (53.5Kb) ] 18.07.2016, 15:59

Использование методики ТРИЗ
в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Сегодня перед педагогами встает проблема уменьшения мотивационной потребности в общении. В век компьютеризации угасает живое общение, снижается уровень развития речи у детей. Недостатки речи особенно ярко проявляются во время обучения в школе. Современному обществу нужны люди интеллектуально, смелые, самостоятельные, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Сформировать эти качества позволяет использование методики ТРИЗ.
Ее основателем в 1956г. стал советский инженер Генрих Саулович Альтшуллер. Он считает что любой желающий может научить изобретать. Цель ТРИЗ – непросто развить фантазию детей, а научить мыслить системно с пониманием происходящих процессов, дать в руки инструмент по практическому воспитанию детей качеств творческой личности, способной понимать единства и противоречия окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Изначально в основу обучения были заложены 4 основных стадии:
1. Поиск сути и истины. Ребенок учится осознавать что любой окружающий его предмет может использоваться по разному.
2. Поиск противоречий в самом предмете. На этой стадии анализируется что в нем полезно и хорошо, а что является лишним.
3. Разрешение противоречий. Ребенок учится самостоятельно выдумывать нестандартные пути решения поставленных проблем.
4. Развитие творческого воображения и мышления. Ребенок сам придумывает ситуации где присутствует противоречие. Для этой стадии были разработаны различные методики в состав которых входят: рисование, конструирование, лепка и безусловно игра.
В своей работе мы используем игры «Хорошо – плохо» (которое учит находит в предметах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, активизировать словарь), «Кто, что умеет делать» (развивает творческие воображения, называется любой предмет, например – телевизор, обогащается глагольный словарь), «Кто, где живет». Игра «Теремок», развивает аналитическое мышление, фразовую речь, выделяет общие признаки путем сравнения.
«Маша растеряша», играют двое или более детей, назначается ведущая – Маша.
Маша: «Ой»
Дети: «Что с тобой?»
Маша: «Я потеряла предмет (Нож), чем я теперь буду хлеб резать?»
Обозначается одна функция предмета. Другие игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба (пилой, леской, хлеборезкой, отломить)
«Аукцион», позволяет выделить дополнительные ресурсы – предмета, например линейки.
Для чего нужна линейка? Измерять расстояние, использовать место указки, метать в цель.
«Чем был, чем стал?» развивает аналитическое мышление.
1. Вариант, называется материал: стекло, дерево , металл
Стекло сплав разных материалов, дети называют что из него сделано.
2. Вариант, называют предмет, а дети называют из чего сделан.
«Кто кем был, кто кем (чем) будет?» (лошадь – жеребенком, дуб – желудем, яйцо – цыпленком, птенцом, черепахой, змеей, яичницей, ребенок – мальчиком, мужчиной, дедушкой)
«Что (кто) это, кем (чем) может быть?» находятся два противоположенных значения предмета и объяснения (что может быть одновременно и горячим и холодным (утюг, чайник, плита), легким и тяжелым (снег, перо, птица)).
«Да нетка» развивает логическое мышление, отгадать предмет по вопросам.
Ну и наверное ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок, решается множество методических проблем, от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей до ассоциативного мышления. Составляется табличка опора.

На что похоже? Чем отличается?
На балерину Не живой
На зонтик От дождя не укроет
На гриб Не съедобный

Получалась загадка: Как балерина, но не живой. Как зонтик, но от дождя не укроет. Как гриб, но съесть его нельзя. (Волчек).

Что делает? Что такое же?
Летает Птица
Скачет Заяц
Стучит Сердце

Разделив каждую пару выражением «Но не» или « Как» получим: Летает, но птица. Скачет, но не заяц. Стучит, но не сердце.

В городе загадочных частей, живут странные предметы, одни любят разобраться на части и выглядывают из своих домиков, другие высунут наружу нос и хвост, а иные вообще оставят только след. Детям говорят «Жил ленивый художник, ходил по городу, увидел пустые дома и решил нарисовать загадки и поселить их в домиках. Начал рисовать и бросил. Так не дорисовал целую улицу.». Интересно выглядит когда всем предлагается один фрагмент рисунка (усы, лапы, ухо, итд.). У каждого он превращается во что то свое.
Молчаливые загадки. Как нарисовать животное, не рисуя его? Хвост торчащий из за будки, след зайца, след кота, пролитая сметана, животные по частям.
Город загадочных дел. Позволяет увидеть функции предметов, развивает воображения (я и дыротык, и спиночес, и тестораскатка, и трубокрут, и рисовалка.) Кто же я ? (карандаш).
Город противоречий. Что может быть твердым и жидким? Холодным и горячим?
Игра «Красная шапочка» позволяет развить воображение и фантазию (как бы могла спастись бабушка?) помимо игр используются вопросы. Как перенести воду в решете? (заморозить) Что общего у дерева и травы, у бумаги и коры дерева?
Применяются задания которые перед теми ставятся изобретательская задача (придумай игрушку в которую хотелось бы играть всегда, что бы не было скучно. Придумай сказку или собственную историю).
Методы которые используются при работе по системе ТРИЗ:
1. Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на два направления:
• Эмпатию – детям предоставляется возможность в качестве объекта проблема ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах.
• Фантастическая аналогия отвечает за все что находится за гранью реальности и тут можно предложить самые невероятные выходы из данной ситуации.
2. Метод факальных объектов – заключается в том что к определенному предмету или явлению пытаются подставить свойства и характеристики ему не подходящие на первый взгляд.
3. Метод Робинзона – когда ребенок ищет применение любым, даже ненужным на первый взгляд предметам.
Включение технологий ТРИЗ в логопедическую работу с детьми с ОНР помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения.

Категория: Логопеду | Добавил: 1111
Просмотров: 145 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА