Воскресенье, 14:16 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Использование игровой технологии В.В. Воскобовича в развитии речи дошкольников
16.12.2017, 16:26

Использование игровой технологии В.В. Воскобовича в развитии речи дошкольников. «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка  вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире.  Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский  
Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». Цель методики – развитие познавательно-творческих способностей детей 2-7 лет в игровой деятельности. Деятельность детей в игровых ситуациях является результативной. Ребенок всегда получает результат от действий с различными предметами, что способствует не только развитию мелкой моторики пальцев рук, но и становлению речемыслительной деятельности, в более старшем возрасте – координации действий «глаз-рука».  Уже малышам 2-4 лет предлагаются творческие задачи и проблемные ситуации (понятно, что у детей еще недостаточно опыта., чтобы решить проблему достоверно), однако малышам дается возможность высказать свое мнение и предложить разные варианты решения, пусть и самые фантастические. В игровом общении детей друг с другом и со взрослым развивается коммуникативная культура, создается ощущение свободы и комфорта. Дети дают ответы на вопрос взрослого, называют составленные из частей предметы: посуда, одежда, животные, сочиняют про них простые рассказы.  В возрасте 5-7 лет воспитанники могут придумать названия составленным предметным силуэтам, описать их, рассказать о назначении предметов, сочинить рассказ, например, «Какой бывает сказочная зима?». В детской деятельности используются игры на буквенный анализ слов (отмечу, что сначала слова подбираются таким образом, чтобы совпадало их звучание и написание), составление букв из частей по графическому образцу, придумывание и видоизменение слов. Коллективное составление слов из заданных букв развивает у детей умение самостоятельно принимать общее решение, учитывать мнение других, слушать и слышать другого. Развивающие игры и пособия Вячеслава Вадимовича можно условно разделить на три группы по целям развития. Первая -  игры, направленные на математическое развитие. («Квадраты Воскобовича», «Шнур затейник», «Геоконт»). Вторая группа – игры, в которых ребенок решает логические задачи с использованием звуков, букв, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. (Конструктор букв», «Складушки», «Теремки Воскобовича» «Яблонька»). И третья группа – универсальные пособия («Коврограф «Ларчик», «Игровизор»).  Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствует требованиям ФГОС. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребёнка. Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. Воскобовича, во многом совпадают. Разработано перспективное планирование по неделям для всех возрастных групп. Как указывает сам автор, это игровая технология, т.е. можно использовать лишь отдельные пособия для решения тех или иных задач. Сейчас более подробно остановимся на играх для развития речи.  Практически в каждом детском саду есть учитель-логопед, с которым Вы успешно взаимодействуете. И первое, чему учится ребенок на логопедических занятиях – артикуляционная гимнастика. «Квадрат Воскобовича» - пособие, которое поможет ребенку запомнить упражнения, путем создания картинок-символов, а также будет способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-пространственной ориентации. Универсальное пособие «Игровизор» позволяет проводить графические диктанты на слух, производить фонематический анализ слов. К данному пособию предусмотрены приложения для развития речи: "Лабиринты букв 1: гласные", "Лабиринты букв 2: согласные". 
Отличным тренажером для составления сказок является «Геовизор». На пленке пособия имеются отверстия на направляющих стрелках – своеобразная система координат. Когда ребенок освоит данную систему координат, взрослый сможет проводить графические диктанты. Ребёнок выполняет задания самостоятельно, ориентируясь на точки, которые проговаривает воспитатель. К получившемуся изображению ребёнок дорисовывает детали, чтобы получился какой-либо образ. После выполненной работы ребёнок рассказывает, что у него получилось. При составлении описательного рассказа о получившемся образе ребёнок использует слова-определения, глаголы, сравнения. «Шнур-затейник» Продевая шнурок через кнопку и закрепляя его, ребенок "вышивает" узоры, цифры, буквы, слова, различные предметные силуэты по схеме, с помощью словесного диктанта или собственной фантазии. Это прекрасное пособие для развития мелкой моторики, слухового внимания, для закрепление зрительного образа буквы, обозначающей изучаемый звук. Игра «Геоконт» развивает сенсорику, мелкую моторику, логику, фантазию. Согласно определенным заданиям, ребенок натягивает резинки на гвоздики так, что создает предметные силуэты, геометрические фигуры, буквы - по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу. Для закрепление лексических тем можно прикрепить на поле «Геоконта» различные изображения и попросить ребенка соединить только те, которые подходят к данной теме. Подобным образом можно закреплять произношение звуков.  Эталонные конструкторы «Фонарики», «Чудо-соты», «Чудо-крестики» позволяют конструировать различные изображения из основных геометрических фигур. По образцу или по замыслу ребенок создает изображение, описывает что это. Подходит для закрепления лексических тем, например, транспорт. Можно создать целый город сказочной техники и составить рассказ о персонажах, которые там живут. Тем самым решается сразу несколько задач. Игра «Забавные буквы» это карточки с образами букв алфавита, которые развивают фантазию ребенка, помогают ему запоминать буквы в игровой форме, выполнять задания с гласными буквами. Дети знакомятся с акробатами и шутами Арлекином, Орлекином, Урлекином и другими. «Конструктор букв» - помощник дошкольника в формировании первых навыков чтения. Ребенок не просто запоминает внешний вид буквы, а «создает» ее своими руками и слышит от взрослого ее название. Таким образом, в обучении задействованы все виды памяти. Эта игра способствует быстрому усвоению правильного облика буквы, поэтому является отличным пособием для логопедических занятий Игры - эрудиты «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка» Ребенок продевает шнурок сквозь отверстия, закручивает его вокруг отдельной буквы и из таких букв составляет слова. С помощью указанного в инструкции списка подбирает слова со «звездочкой» и придумывает свои слова. Рационально начинать работу с игры «Ромашка». В данном пособии нет гласных второго ряда, а значит, ребенок сможет самостоятельно безошибочно составить слова, опираясь на их звучание. Игры-шнуровки развивают у детей сообразительность, навыки чтения, обогащают словарный запас и формируют умение творчески мыслить. «Складушки» – это игра, предназначенная для подготовки к обучению детей 3-4 лет чтению. Вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, поете песенки, которые ребенок помогает подпевать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они довольно быстро запоминают их. Пособие выполнено в виде книжки, на каждой странице которой - яркая картинка и песенка. На диске озвучены песенки-складушки в авторском исполнении. Это пособие удобно использовать при закреплении правильного произношения детьми того или иного звука. «Теремки Воскобовича». Пособие для подготовки к обучению чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков с гласными на гранях, которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. А из 
нескольких "теремков" можно составить слово. На первом этапе игры ребенок знакомится со звуками и буквами. На гранях первого кубика белого цвета живут буквы Б, П, В и Ф. Ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. Затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке: бабочка, попугай, волк, филин и т.д. Далее подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами. В синем кубике живут А, О, У, Э, Ы(гласные, показывающие твердость звука), в зеленом – Я, Ё, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость гласного звука). На втором этапе учимся составлять слоги. Вкладываем в первый "терем" кубик с буквой А и читаем получившийся слог: "Па". На третьем этапе можно составлять и читать простые слова.  Устройство кубиковтеремков позволяет превратить процесс обучение чтению в серию игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» в «мёд»ом «Читайка на шариках» Эффективное средство речевого развития ребенка, тренировки навыков слогового и глобального чтения. Ребенок загибает один уголок с буквами и составляет слово. Загибает другой уголок с буквами, составляет новое слово. Таким образом с помощью данного пособия можно составить и прочитать 128 слов. Данное пособие способствует расширению активного словаря детей названиями предметов и объектов ближайшего окружения; позволяет уточнить термины «слог», «звук» и представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими, состоять из одного или нескольких слогов. Можно составлять предложения с использованием прочитанных слов.  Развивающая среда «Фиолетовый лес» и ее персонажи увлекут ребенка в мир сказки, в котором дети легко и успешно освоят навыки составления предложений различной сложности, а в дальнейшем рассказов и увлекательных сказок. Это лишь некоторые варианты использования игровой технологии для развития речи. Педагог может самостоятельно придумывать, дополнять, усложнять задания в зависимости от поставленных целей. Каждая игра технологии обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления. Таким образом, используя развивающие игры Воскобовича В. В., можно добиться положительного результата в речевом развитии детей. 
 
Список использованной литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. 2. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (ранний и младший возраст) / Т.Г. Харько. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 208 с. 3. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (для детей 5-7 лет) / Т.Г. Харько. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 304 с. 
 
Учитель-логопед  МБОУ Одинцовской СОШ №3 Цветкова Е.С. 

Категория: Логопеду | Добавил: Администратор
Просмотров: 293 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА