Суббота, 20:35 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Использование элементов песочной сказкотерапии
[ Скачать с сервера (67.0Kb) ] 08.08.2015, 12:25

Использование элементов песочной сказкотерапии.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песка. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, одним взмахом ладошки изменяя ее направление.
В песочных картинках заложен важнейший психотерапевтический ресурс – возможность созидательного изменения форма, сюжета, событий, взаимоотношения.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка.
Поэтому перенос обычных развивающих и обучающих занятий в песочнице дает дополнительный эффект: повышается мотивационный интерес к знаниям, развитие познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично.
Так как мы работаем в подготовительных школьных группах, покажем несколько фрагментов занятий.
Большинство приемов, игр, упражнений на занятиях по обучению грамоте с использованием песочницы направлено на развитие зрительного внимания и памяти, мышления, творческой фантазии, фонематического слуха и восприятия, анализа и синтеза, графических навыков, связанной речи.
Подбираемый материал и формы его подачи (фигурки, интонированность речи, пропевание звуков) облегчает процесс узнавания звуков в словах. Так можно знакомить детей со множеством звуков. Ребенок учится соотносить звуки с буквами, которые может нарисовать пальцем, палочкой, «вылепить». Знакомясь со звуками и символами в процессе песочных игр он постепенно усваивает понятие звук, слог, слово. Исправлять на песке буквы проще, чем на бумаге.

Методические рекомендации.
Занятия должны проходить в непринужденной обстановке, подобранные задания соответствовать способностям ребенка, формулировки инструкций к играм должны иметь сказочную форму. Негативную оценку действий, идей, результатов следует исключить, поощряя фантазию и творческий подход.

Основные принципы игр на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и т.д., что позволяет сформулировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка происходящим.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, что помогает развитию связанной речи, поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление, формируется грамматический строй речи.

Необходимое оборудование для организации игр на песке.
1. Песочница (50*70*8см) для подгрупповых занятий.
2. Наборы миниатюрных предметов, игрушек, картинок и т.д.
3. Чистый, просеянный песок.
4. Различные варианты жилища.
Практическая часть
«Новые виды работы с малыми фольклорными формами»
Фрагменты занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Тема: «Звук и буква А».
Учитель – логопед: Перед нами пустыня, кругом один песок. А раньше это была прекрасная страна. В стране жила принцесса А (показать фигуры). В море плавали акулы (показ). В садах жили аисты (показ). Но злой дракон уничтожил прекрасную страну, засыпал ее песком. Найти ее могут сильные, смелые люди – археологи.
Мы с Вами превратимся в археологов, будем делать раскопки. В этом нам помогут наши пальцы. Но сначала мы их разогреем П.Г. на выбор.
Давайте, восстановим страну (дети в песке находят фигурки, проговаривают названия, акцентируя на звук А).
Дети строят из песка замок для принцессы, сажают деревья, добавляют фигурки животных.
Чтобы все путешественники сразу узнавали эту страну, нужно отпечатать букву А на песке (дети делают отпечаток буквы, обводят ее пальцем, рядом печатают эту букву, сравнивают).

Тема: «Звук и буква О».
Учитель – логопед: В песчаной, пустнынной стране Лимпопо
Живет одинок прекрасный звук О.
Что делать ребята? Страну как найти?
Как бедный звук О поскорее спасти.
(появляется Гном с буквой О)
В песке дети находят фигурки и картинки, в названии которых есть звук О.
Это дядя Осип. Он разводит животных. Чтобы их не съел волк, постройте забор. За забором будут жить: корова, лошадь, овцы, ослик. В доме кот.
Это тете Ольга. Она выращивает овощи на огороде. У нее растут морковь, картофель, чеснок, горох, кабачок, помидоры, фасоль.
(Дети раскладывают фигурки и картинки, оречевляют свои действия). Много слов мы назвали с О? Давайте отпечатаем букву рядом с домом.

Слияние звуков.
Перед нами пустыня. Давайте, превратим ее в сказочную страну. (Дети по желанию из данных мелких игрушек украшают песок).
Как вы думаете, почему в нашей стране домики красного и синего цвета? (в синем домике живут согласные, а в красном гласные).
В синем домике живет звук П, вот его обозначение, буква П (показ). В красном домике живет звук О, вот его обозначение, буква О.
Надоело звукам сидеть в своих домиках, решили они познакомиться, подружиться. Подходят буквы все ближе и ближе, и каждая произносит свое имя: п, о. А когда буквы встретились и взялись за руки, получился слог. Сейчас мы возьмем буквы и отпечатаем их рядом, прочитаем.

Место звука в слове.
1. Из-за леса , из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, жена на коровке, дети на овечке,
Внуки на собачке.
А мы с Вами будем путешествовать на паровозе
Паровозик не простой, а звуковой. Посмотрите, какую букву он везет? (букву К).
Чтобы паровозик ехал, нужны рельсы. Пальцем нарисуем. Поехали!!!!
Вот по рельсам я качу
И колесами стучу.
Всех в пути я подвезу
И до станции домчу.

Станция «Сюрпризная». Отыщите картинки, назвать их, выделить звук К.
Едим дальше. Станция «Звуковая». Определить место звука в слове, поставить карточку в нужный вагон.

Логопед: Орлова Ольга Евгеньевна, 8-923-472-13-37

Категория: Логопеду | Добавил: 1111
Просмотров: 388 | Загрузок: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА