Суббота, 05:47 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

игры на развитие фонематического восприятия
27.01.2014, 15:41
Игры на развитие фонематического восприятия

Развитие фонематического, слогового звукобуквенного анализа и синтеза.
Описание пособия «Цветик-семицветик»
На плотный цветной картон размером 30/30см наклеен цветок с желтой серединкой диаметром 10см и семью разноцветными лепестками. Отдельно лежат картинки, вырезанные в соответствии с размером и формой лепестков.
А ну-ка сосчитай!
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
В центр цветка кладется полоска картона, на которой нарисованы три круга,
один из которых заштрихован (один слог в слове). Дети отбирают картинки с
изображением предметов, в названии которых один слог, и выкладывают их на лепестки. Аналогично обыгрываются полоски с двумя и тремя кружками
(два и три слога).
Буква-звук
Цели: закрепление понятий буква, звук; определение наличия данного звука,
независимо от его позиции в слове.
В центр цветка кладется буква. Дети находят картинки с изображением предметов, в названии которых есть соответствующий звук, и выкладывают их на лепестки. Звук может занимать в слове любую позицию.
Угадай, какой звук
Цели: определение первого звука в слове; закрепление понятий гласный, согласный твердый, согласный мягкий звуки.
В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика в зеленой рубашке (согл.мягк.звук). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, названия которых начинается с мягкого звука,
объясняя свое решение. Аналогично обыгрываются картинки, на которых изображена девочка в красном платье (гласный звук) и мальчик в синей рубашке(согл.тв.звук).
Теория и практика логопедической работы доказывает, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление речи в целом.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, выделяют предлоги в предложении и т.д. что так важно при формировании навыков письма и чтения.
Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить тонкую и прочную связь между звуком и буквой.
Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции произношения в целом.
Знакомить детей с буквами русского языка следует с наиболее легких в
акустико-артикуляторном плане. В своей работе я использую последовательность ознакомления со звуками и буквами заимствованную
у Г.А.Каше (М.1985г.). Практическое многолетнее применение этой последовательности доказало её эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Благодаря специфике детского возраста развитие функции языкового анализа и синтеза легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры. Дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «буква», «предложение». Закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц, поговорок, чистоговорок, решении лексико-грамматических задач.
Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с того, что взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов:

• зрительный (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом)
• слухового (восприятия звука на слух)
• тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произношения звука)
Например: Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «Как мычит корова?»- «М М М…» Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку правильную артикуляцию звука[ М] :
-губки сомкнуты без напряжения; -воздух выходит через нос; -горлышко «работает».Затем объясняет, что звук М нельзя петь, т.к.губки создают преграду воздуху. Этот звук –согласный, твердый, звонкий(горлышко «работает»).
Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, различать их на слух и в произношении, знакомиться с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки.
Отработка правильного произношения звуков сочетается с выработкой умения слышать звуки в ряду других звуков, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять заданный звук в слове(начало, середина, конец слова).
Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой, аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия:
Для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов - карточки.
Для обозначения гласных звуков - красные квадраты.
Для обозначения согласных твердых звонких звуков - синие квадраты с наклеенными колокольчиками,

Взрослому, с первых занятий, нужно объяснить ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. Для лучшего запоминания графического образа буквы (например: буква У) ребенку предлагается рассмотреть ее в «Веселой азбуке». Взрослый может предложить ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку…)
Взрослому нужно научить ребенка не только определять место звука в слове (начало, середина, конец слова), но и попросить ребенка проанализировать
это слово или слоги( звуковые комплексы). Например: звуковой анализ слогов: АМ, МА. Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:
-Какой первый звук ты слышишь?
-Какой второй звук ты слышишь?
После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из этих звуковых комплексов с помощью красных и синих квадратов.
Затем ребенок составляет из букв разрезной азбуки слоги МА, АМ. Читает и
списывает печатными буквами под диктовку.
В занятия с ребенком необходимо включать чистоговорки, загадки с изучаемым звуком, упражнения на дифференциацию звуков. Например:
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук М : м, мь, м…; ма, мя, ми, му;
ам, омь…; мяч, муха, мак, Маша.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» также способствует развитию
фонематического слуха. Игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [Б], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч,
произносит слог с мягким согласным звуком Бь, возвращает мяч взрослому,
и т.д.: ба-бя, бо-…, бу-…, бы-...; бя-..., би-.., бе-…
Игровое пособие «Цветик-семицветик» (см.приложение) также развивает у детей фонематический, слоговой и звукобуквенный анализ и синтез.
Яркие цветные картинки, правила, заставляющие ребенка размышлять, обосновывать свой выбор решения, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильным, моменты соревнований в этих играх придают им
особую занимательность.
«Какое слово получиться?». Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки. Что надо сделать, чтобы слово «кот» превратилось в слово «кит»? и т.д. (мак-маки, ток-тук, нота-Нина)
Категория: Логопеду | Добавил: seraf
Просмотров: 529 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА