Понедельник, 11:02 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке к школе «Грамотейка»
[ Скачать с сервера (89.2 Kb) ] 30.11.2019, 12:25

 

Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке к школе

«Грамотейка»

 

 

Возраст детей: 5-7 лет

                                               Срок реализации: 2 года

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы:

Учитель-логопед

Анисимова Елена Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Первомайский

2019  г.

 

Содержание

 

I Целевой раздел

    1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
    2. Цели и задачи программы………………………………………...….…..4
    3. Формы и режим занятий…………………………………………………6
    4. Ожидаемые результаты реализации программы……………………….7
    5. Формы подведения итогов реализации Программы……………………7

IICодержательный раздел

2.1 Характеристика  развития детей старшего дошкольного возраста.....…….8

2.1.1. Речевое развитие……………………………………………………………8

2.1.2 Формирование элементарных математических представлений………....9

2.2. Методы и формы образовательной деятельности………………………….10

2.3. Содержание Программы……………………………………………….…….11

III Организационный раздел

3.1. Учебно-тематический план..………………………………………….……12

3.2. Календарный учебный график…………………………………………….15

IV Методическое обеспечение

4.1. Материально – техническое обеспечение …………………………….…..26

4.2. Особенности организации предметно – пространственной среды …… ..27

Литература ……………………………………………………………….…….28

Приложение……………………………………………………………….…….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

Актуальность

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.

Программа соответствует ФГОС ДО. Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 5 –6 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной группе в дошкольном учреждении. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–6 лет .

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.

Изучив педагогическую литературу по работе с детьми и проведя глубокий анализ прочитанного, я пришла к выводу, что работу по подготовке ребенка к школе необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение грамоте – задача школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться читать и писать. И тогда процесс обучение будет значительно облегчен.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач. Поэтому своевременная работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Направленность.

       Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой.

Вид программы-модифицированная.

 

Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих готовность ребенка к обучению в школе (наряду с эмоциональной психологической готовностью).

 

1.2. Цели и задачи реализации программы

Исходя их вышесказанного, основной целью данной программы является всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Программа состоит из следующих разделов:

Обучение грамоте дошкольника

Математическое развитие и развитие логики дошкольника

Задачи.

Обучающие:

Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;

Развитие мотивации к учебной деятельности.

Развивающие:

Прививать ответственное отношение к учебе;

Активизировать творческий потенциал;

Развивать умение и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;

Развивать память, мышление, воображение.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость, организованность, самостоятельность;

Формировать культуру общения друг с другом.

 

Обучение грамоте дошкольника

Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:

  • подготовительный этап (старшая группа)
  • основной этап (подготовительная группа)

Подготовительный этап обучения

Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом)

Задачи этапа:

- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы))

-правильное произношение всех звуков родного языка

-развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)

Основной этап обучения

Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Задачи этапа:

  1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Обучение чтению.
  4. Формирование первоначальных навыков письма.

В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей

Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

На основном этапе включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с кассой букв, «звуковыми линейками», карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.

 

 

 

 

 

Далее смотреть архив материала

 

 

Категория: Логопеду | Добавил: Администратор
Просмотров: 26 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА