Воскресенье, 17:18 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Логопеду

«Автоматизация звука Р в слогах и предложениях».
[ Скачать с сервера (224.4Kb) ] 04.12.2015, 10:33

Цель:Закрепление правильного произношения звука "Р" в словах и предложениях.
Задачи:
Развивающие:Развития зрительного внимания, памяти и логическогомышления. Формировать умение у детей владеть речью как средством общения в совместной игре.
Образовательные: формировать у детей фонематическое восприятие звука «Р»; развитие звука-буквенного и слогового анализа и синтеза в словах и предложениях, как предпосылки обучения грамоте.
Воспитательные: воспитывать умение детей общаться друг с другом в игре, развивать творческую активность.
Взаимодополнение образовательных областей:социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Культурные практики: совместная игра, общение и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками.
Методические приемы:показ, вопросы, сравнения, дидактические игры, художественное слово, поощрение.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р», упражнения в произношении звука «Р», чисто-говорках, фразах и стихотворениях.
Оборудование:зеркала, предметные картинки, схемы, таблицы, речевые игры.
Список литературы: В.И. Селеверстова «Игры в логопедической работе с детьми»; А.И. Максаков, Г.А.Тумакова «Учите играя»; В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия с детьми ОНР»; Л.Г. Парамонова «Упражнения для развития речи»; Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки»;logoped.ru

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Оргмомент.
2. Выделение звука "Р" и его характеристика.
Логопед. “Отгадайте загадку”: “Разноцветное коромысло на небе повисло? ”.
Дети: “Радуга”.
Логопед: “ Какой первый звук слышится в слове-отгадке?”
Дети: “Звук "Р".
Логопед: “Как произносится звук "Р" ?
Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, дрожит”.
Логопед: “Что напоминает звучание звука "Р" ?
Дети: “Мотор”.
Логопед: “В каком положении зубы, губы?”
Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.
Логопед: “Дайте характеристику звуку “Р””.
Дети: “Звук "Р." - согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”.
3. Выделение звука "Р" в словах и определение его места.
Логопед: “Сейчас я расскажу вам сказку. Жил-был на свете рак. Жил он в речном царстве, срыбами дружил, к карасю в гости ходил. Но однажды наскучило ему речное царство иотправился рак в путешествие. Ползет он, ползет, вдруг видит что?”

«Картинки для автоматизации звука [р]. Барабан.»

Дети: “Барабан”.
Логопед: “Барабан сам палочками барабанит. Одел он барабан на одну клешню. Отправилсядальше. Увидел что?”

«Картинки для автоматизации звука [р]. Шары.»

Логопед: “Какие ?”
Дети: “Разноцветные”.
Логопед: “Глаза его загорелись от радости. Разноцветные шары он надел на вторую клешню. А
впереди стоит что?”

«Картинки для автоматизации звука [р]. Грузовик.»

Дети: “Грузовик”.
Логопед: “Погрузил рак барабан с палочками и разноцветные шары в грузовик и поехал дальше.
Еще ему по дороге попалось что?”

«Кукла.»

«Картинки для автоматизации звука [р]. Пирамидка.»

Дети: “Кукла и пирамида”.
Логопед: “Дети, как можно назвать одним словом все предметы, которые встретились раку?”
Дети: “Игрушки”.
Логопед: “Назовите их”.
Дети: “Это барабан, шары, грузовик, кукла, пирамида”.
Логопед: “Какой изучаемый нами звук слышится в названии игрушек?”
Дети: “Звук "Р"”.
Логопед: “А где слышится звук "Р" в каждом слове? Назовите его место. В каком слове егонет?”
Дети: “В слове “кукла””.
Логопед: “Значит, какая игрушка лишняя?”
Дети: “Кукла”.
4. анализ и синтез слов со звуком и буквой "Р".
Задание № 1.
Детям предлагается табличка с набором букв разного цвета, из которых можно составить слова, содержащие звук “Р”.
БМААРКАИН
Логопед: “Читайте только синие буквы”.
Дети: “Баран”.
Логопед: “Теперь читайте зеленые буквы”.
Дети: “Маки”.
Логопед: “В каком из двух названных слов слышится звук "Р" ?”
Задание № 2.
Детям предлагается прочитать три слога: БА, НОК, БАК.
Логопед: “Какой слог со звуком “Р” надо добавить к каждому из трех слов, чтобы получилось три слова”.
Дети: “Ры”.
Логопед: “Прочитаем, какие новые слова у нас получились”.
Дети: “Рыба, рынок, рыбак”.
Задание № 3.
Логопед: “Прочитайте слово от большей буквы к меньшей”.РШАУГ
Дети: “Груша”.
Логопед: “На каком месте слышится звук “ Р” ?”
Дети: “На втором”.
Логопед: “Сколько слогов в слове "груша" ?”
Дети: “Два слога”

Задание № 4.
Прочитаете слово "Мара".
Логопед: “Назовите первый слог”.
Дети: “Ма”.
Логопед: “Назовите второй слог”.
Дети: “Ра”.
Логопед: “Поменяйте слоги местами, прочитайте получившееся слово”.
Дети: “Рама”.
Логопед: “На каком месте был звук “Р" в слове "Мара" ?”
Дети: “Звук "Р" - в середине слова”.
Логопед: “На каком месте стал звук “ Р" в слове "Рама"?”
Дети: “На первом месте”.
(Аналогичную работу можно провести со словом "Дыра".)
Задание № 5.
Учащимся предлагается таблица со словами:
КАРТОФЕЛЬ
МАНДАРИН
Логопед: “Прочитаете первое слово”.
Дети: “Картофель”.
Логопед: “Найдите первый слог”.
Дети: “Кар-”.
Логопед: “Прочитайте второе слово”.
Дети: “Мандарин”.
Логопед: “Найдите первый слог в этом слове”.
Дети: “-ман”.
Логопед: “Соединим два слога. Какое слово получилось?”
Логопед: “Карман”.
Задание № 6.
а)Логопед: “Назовите картинки по порядку”.

«Картинки для автоматизации звука [р]. Ружье.»

«Апельсин.»

«Коза.»

«Иголка.»
Дети: “Ружье, апельсин, коза, иголка”.
Логопед: “Назовите первые звуки в этих словах”.
Дети: называют первые звуки в предложенных словах.
Логопед: “Найдите соответствующие этим звукам буквы в кассе и прочитайте получившееся изэтих букв слово”.
Дети: “Р, А, К, И - РАКИ”.

б) Учащимся предлагается назвать первые звуки слов - рубашка, окна, мак, аист. Найти соответствующие буквы в кассе Р, О, М, А. Прочитать получившееся слово мальчика.
Дети: “Рома”.
Логопед: “Как напишем имя мальчика?”
в) Назвать картинки.

«Волк.»

«Картинки для автоматизации звука [р]. Самовар.»

«Картинки для автоматизации звука [р]. Шары.»

«Картинки для автоматизации звука [р]. Карандаш.»

«Картинки для автоматизации звука [р]. Рыба.»

Назвать последние звуки слов ВОЛК, САМОВАР, ШАРЫ, КАРАНДАШ, РЫБА. Найти соответствующие буквы в кассе К, Р, Ы, Ш, А и прочитать получившееся слово.
Дети: “Крыша”.
Физкультминутка.
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп!
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
Задание № 7.
Ученикам предлагается отгадать ребус.
Г

«Картинки для автоматизации звука [р]. Роза.»
Логопед: “Соедините букву "Г" и название картинки (роза). Назовите, какое новое слово получится?”
Дети: “Гроза”.
Объяснить значение слова "гроза".
Задание № 8.
Детям предлагается выложить слово из двух слогов, отложив в сторону третий лишний. Прочитать получившееся слово.
а) ка, ру, мо (рука)
б) за, бор, бан (забор)
в) му, та, пар (парта)
5. Выделение звука "Р" в стихотворных текстах и загадке и распределение картинок со звуком "Р".
а) Логопед: “Я буду читать стихи, а вы найдите слово со звуком "Р".
“Дедушка и бабушка жили в хатке синенькой, А возле хатки синенькой бежал забор_ зелененький”.
Логопед: “Объясните слово “хатка”. В каком слове слышится звук "Р"? Определите место звука "Р".

«Картинки для автоматизации звука [р]. Забор.»
Дети: “Забор. Звук '"Р" слышится на последнем месте, в конце слова ”.
Логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

«Картинки для автоматизации звука [р]. Сахар.»
б)Логопед: “Отгадайте загадку. "Белый, вкусный, очень сладкий". Что это?”
Дети: “Это сахар”
Логопед: “На каком месте слышится звук "Р" в отгадке (сахар)?”
Дети: “Звук "Р" на последнем месте”.
Логопед выставляет на доску соответствующую картинку (сахар).
в) Логопед: “Найдите в стихотворении слово со звуком "Р" , чтобы звук слышался в начале”
Повезло опять Егорке, пять карасиков в ведерке. Но смотрите - у ведерка появился хитрый кот. Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет.
Дети: “В слове "рыб" есть звук Р" в начале слова”.
Логопед: “Сколько рыб принес Егорка домой?”
Логопед выставляет на полотно последнюю картинку (рыба) и предъявляет детям две схемы слов.

«Картинки для автоматизации звука [р]. Рыба 2.»
Логопед: “Обратите внимание на схемы”

«Автоматизация звука [р]. Схемы слов.»
Длинная полоска - "слово",
короткие полоски -"слоги",
маленький кружочек -"согласный звук” ,
большой кружочек - гласный звук".
Логопед: “Сколько слогов в каждой из схем?”
Дети: “В первой и второй схемах по два слога”.
Логопед: “Сколько звуков в первом слоге первой схемы?”
Дети: “Два звука”.
Логопед: “Сколько звуков в первом слоге второй схемы?”
Дети: “Два звука”.
Логопед: “Какой первый звук в первом слоге каждой схемы?”
Дети: “Согласный”.
Логопед: “Какой второй звук в первом слоге каждой схемы?”
Дети: “Гласный”.
Логопед: “Какой вывод можно сделать о первом слоге каждой схемы?”
Дети: “Первые слоги каждой схемы похожи друг на друга, потому что в каждой схеме в первом
слоге по два звука. Первый звук - согласный, а второй звук - гласный”.
Логопед: “Сколько звуков во втором слоге первой схемы?”
Дети: “Два звука”.
Логопед: “Назовите их”
Дети: “Согласный и гласный звук”
Логопед: “Сколько звуков во втором слоге второй схемы?”
Дети: “Три звука”
Логопед: “Назовите их”
Дети: “Согласный, гласный, согласный звуки”
Логопед: “Чем отличается первая схема от второй7”
Дети: “В первой схеме во втором слоге - два звука, а во второй схеме во втором слоге - три звука”.
Логопед: “ Выберите из трех картинок (сахар, забор, рыба) те, которые подходят к первой схеме и какие - ко второй”.
Дети: “К первой схеме подходит картинка “рыба". Ко второй схеме подходят картинки “сахар”, “забор”.
6. Итог.
Логопед: “Над каким звуком мы работали?”
Дети: “Над звуком “Р””.
Логопед: “Дайте еще раз характеристику этому звуку”.
Дети: “Этот звук - согласный, звонкий, твердый”.

Категория: Логопеду | Добавил: natalyakomaristaya | Теги: «Автоматизация звука Р в слогах и п
Просмотров: 243 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА