Понедельник, 19:13 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Краеведение

Урок-экскурсия "Люблю тебя, село родное"
16.10.2013, 23:54
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березорядская основная общеобразовательная школа»
Бологовского района Тверской области

Тема: «Люблю тебя, село родное»

(урок – экскурсия по краеведению для учащихся 6-9 классов)

Сорока Любовь Николаевна,
учитель истории и краеведения

с. Берёзовский Рядок
2013 год
Люблю тебя, село родное
(урок-экскурсия)

Цель: посетить сельские достопримечательности, исторические памятники, познакомить ребят со стихами местных авторов, пройти «по следам старых фотографий», соприкоснуться с родной историей.

Задачи: дать понять подрастающему поколению, что общение с прошлым возвышает их юные души, воспитывает чувство гордости за свою малую родину, за деяния предков, воспитывает гражданина и патриота.

Структура урока - экскурсии:

1. Постановка цели экскурсии. Уточнение маршрута.
2. Посещение Предтеченской церкви, построенной в первой половине XVIII века.
3. Река Мста.
4. Река Березайка.
5. Церковь Успенья Божьей Матери и Николы Чудотворца.
6. Дом священника.
7. Место, где стояла первая школа.
8. Школа, закрытая в 1999 году.
9. Слияние Мсты и Березайки.
10. Заключительный этап экскурсии. Подведение итогов.

Ход урока – экскурсии:

1. Учитель: Сегодня мы совершим экскурсию по древней березорядской земле. Посмотрим на наше село глазами краеведов, познакомимся с произведениями местных авторов, пройдём “по следам старых фотографий”, посетим сохранившиеся исторические памятники и местные достопримечательности.

(учащимся вручается маршрутный лист, уточняется маршрут)

2. Самым старым памятником деревянной архитектуры на селе является Предтеченская церковь, построенная в первой половине XVIII века. Местные жители называют её «часовенкой» (от слова «часы»). Место, где она стоит, зовётся Великой горой. Чуть вдалеке, по середине реки Мсты, виднеется камень, который в народе называется «татарским».

(учитель даёт характеристику местных топонимов. Звучит стихотворение «Родные просторы» в исполнении ученицы. Приложение №1)

3. Учитель: Мы стоим на высоком берегу реки Мсты. В XVIII – XIX веках за навигацию (май-июль) по реке проходило до 4000 судов, в основном барок. Перевозили распространённые в наших краях товары: лён, пеньку, лес и пиломатериалы, смолу, дёготь, муку и др. В реке водилось много рыбы, что было большим подспорьем для местных жителей. Река Мста, до появления тракта Москва – Санкт-Петербург, а затем Николаевской железной дороги, являлась главной водной дорогой в наших краях. Теперь река местами обмелела, но не утратила своей красоты, как своего значения.

(справочные сведения о р. Мсте представляет ученица (приложение №2))

Наш земляк, выпускник 1944 года В. И. Буров стал поэтом и много своих стихов посвятил родным местам, реке Мсте.

(Звучит отрывок из стихотворения «Над моей рекой» В. И. Бурова в исполнения ученика (приложение №3))

4. Учитель: Сейчас мы находимся на мосту, который соединяет две части села, разделённого рекой Березайкой. Построен двадцать лет назад. Березайка является левым притоком реки Мсты.

(справочные сведения о р. Березайке представляет ученик (приложение №4))

Течение реки очень быстрое, как будто она спешит куда-то, но мы-то знаем – куда…

(Звучит стихотворение «Разговор по душам» в исполнении ученика (приложение №5))

5. Учитель: Церковь Успенья Божьей Матери и Николы Чудотворца построена во второй половине XIX века. Чуть позже, ближе к концу XIX века, пристроена летняя церковь с колокольней в честь Николы Чудотворца. Строилась из кирпича местного кирпичного завода, сделанного по особому рецепту (в глину добавляли вместе с песком соль и куриные яйца для крепости). Владельцы местного кирпичного завода Ананьевы – далёкие предки ученицы вашего класса Леонтьевой Юлии. Церковь действовала до 1932 года. В 1935 году подверглась разорению. В последующее время служила и складом, и хлебопекарней. Построена по типовому проекту, уникальный историческим памятником не является, но местным жителям дорога. Стоит в центре села, видна с любой точки. Церковь является своеобразно «визитной карточкой» Берёзовского Рядка. Кто бы ни побывал в селе, часто о нём вспоминает, а те, кто может, выражает свою любовь к этому живописному краю в стихах.

(Звучит стихотворение «Люблю тебя, село родное» в исполнении ученицы (приложение №6))

6. Учитель: Рядом с церковью стоит дом, в котором когда-то жили местные священники из династии Кедринских. Один из них – Антоний Григорьевич – был законоучителем первой школы. Последнего представителя расстреляли в 1935 году.
7. Учитель: Когда-то на этом месте стояла первая школа, построенная на средства Ведомства Народного Просвещения и Уездного Земства и открытая в 1878 году. Первым учителем был Онуфриевский Михаил Михайлович. В школе обучались 50 мальчиков и 11 девочек.
8. Учитель: Школа, у стен которой мы находимся, прослужила 65 лет не одному поколению березорядских жителей. Начинала строиться как Народный Дом. Была открыта в 1934 году. «Как многое она пережила, но жизнестойкости полна осталась!».

(Звучит стихотворение «Баллада о старой школе» в исполнении ученика (приложение №7))

9. Учитель: Мы находимся на слиянии рек Мста и Березайка. Кто знает, возможно, именно здесь поселились первые рядовичи… Как населённый пункт Берёзовский Рядок упоминается впервые в Новгородских писцовых книгах в 1495 году. В 1650 году, при Алексее Михайловиче Романове и патриархе Никоне село было передано во владение Иверскому (под Валдаем) монастырю. В то время здесь значилось 15 дворов, 14 из которых – пустые. Можно предположить, что на этом месте и берёт своё начало история села Берёзовский Рядок.

(Звучит стихотворение «Страницы истории» в исполнении ученицы (приложение №8))

10. Учитель: Сегодня уже не в первый раз мы прошли по знакомым улочкам нашего села, посетили местные достопримечательности, совершили очередное путешествие в историю родного края. Но, возможно, сегодня вы увидели всё другими глазами, ваши юные души полны гордости за свой край. Это ваша РОДИНА! Когда вы станете взрослыми людьми и куда-то уедете, вы обязательно когда-нибудь сюда вернётесь, РОДИНА вас не отпустит. И став умудренными опытом людьми, вы сможете произнести приблизительно такие слова…

( в исполнении учителя звучит стихотворение «С любовью о Родине» (приложение №9))

Список литературы и материалов

1. Энциклопедический словарь – справочник «Тверская область», Тверь, 1994 г.
2. Стихи местных авторов: Ершова С. В., Поляковой В. Б., Сорока Л. Н., Бурова В. И.

Приложение №1

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ Л. Сорока
Деревни и села…Вас много по свету
Разбросано между больших городов.
И в Верхнем Помостье уж многие лета
Стоит живописный торговый рядок.

Какие просторы откроются глазу,
Когда на Великую гору взойдешь!
И поле, и лес-все увидится разом.
Такой красоты ты нигде не найдешь.

Посмотришь направо - лесное раздолье,
А слева бежит мелководная Мста.
И трудно представить, что было такое,
Когда по реке проходили суда.

Откуда ни взглянешь-повсюду дороги,
Болота, озера, лугов широта…
Прижмешься к березке-отступят тревоги.
Не зря говорят-мир спасет красота!

Приложение №2

Мста, река, впадает в озеро Ильмень (Новгородская область). Исток – озеро Мстино. В долине суженые участки чередуются с расширенными, развитая пойма, русло шириной 45-50 м (в озеровидных расширениях значительно больше). Вскрывается в середине апреля, ледоход 2-3 дня, весеннее половодье 1-1,5 месяца, ледостав в начале декабря. Притоки: Березайка, Сьежа, и др. Мста входит в Вышневолоцкую водную систему, связана с Тверцой каналом. Очень популярная река для проведения водных туристических походов. Большой славой пользуются у туристов пороги на Мсте.

Приложение №3
НАД МОЕЙ РЕКОЙ
В. И. Буров
Я у кромки весны, где её лишь начало.
На пороге восторга, над быстрою Мстой.
Рано-рано я встал и стою у причала,
Где мой дом и очаг, и уклад непростой.
Заливается птица у старой скворечни,
Подымается солнце над кромкой лесной.
Хорошо как вокруг! Хорошо, что я здешний!
Хорошо, что всё это при мне и со мной!

Приложение №4

Березайка, река, левый приток реки Мсты, длина 149 км. Исток – Озеро Березай (Новгородская область), протекает через ряд озёр (Михайловское, Пирос и др.). Вскрывается в апреле, ледостав в декабре. Притоки: Валдайка, Кемка, Карботовка, Лотовка, Оловенка). Водоохранная зона 300 м. Используется для бытовых нужд, как место отдыха, любителями рыбной ловли.

Приложение №5

РАЗГОВОР ПО ДУШАМ
Л. Сорока
Спокойная Мста извиваясь, бежит,
А ей Березайка навстречу спешит.
Слились и, увидев бескрайний простор,
О наших краях завели разговор.

Плеснула волной и промолвила Мста:
“Какая же, все-таки,здесь красота!”
А Березайка ей шепчет в ответ:
“Роднее земли и прекраснее нет!

Здесь мягкие травы на берегу,
От озера Пирос сюда я бегу”.
Ей Мста отвечала, журча меж камней:
“Вместе,подруга,бежать веселей!”

Приложение №6

Люблю тебя, село большое
С. Ершов
Люблю тебя, село большое,
Раскинутое на холмах меж рек.
Твою красу и ширь кругом такую
Чужому даже полюбить не грех.
Кругом стоят боры - спокойно, величаво,
Кругом холмистые совхозные поля.
Барковскою горю, Радовкой, Пожаром
Любуюсь каждый год и восхищаюсь я.
Здесь всё красиво, всё своеобразно:
И Мста, петляющая в берегах крутых,
А Березайка, словно птица-тройка!
Других подобных рек ты не найдёшь таких.
С горы Великой взором всё окинешь.
Какая благодать! Какой простор кругом!
И всё это неповторимо мило
Мне часто вспоминается вдали потом.
А в летний вечер на мосту веселье,
Гармошка, комары, и смех, и пляс.
Всё это тоже буднично красиво,
В особенности, молодёжь, для вас.
Край бесподобный, тобою восхищаюсь,
Стихом своим я о тебе пою.
Друзья мои, по-русски, преданно и честно
Любите край свой, родину свою!

Приложение №7

Баллада о старой школе
В Полякова
Скольких сынов и дочерей
в Берёзовском взрастила.
Ты выучила, воспитала их,
в путь жизненный пустила.
Сейчас стоишь на берегу
И морщишься уныло.
И тишина внутри тебя-
Ты век свой отслужила.
Ты помнишь топот ног ребят,
Что толпами носились
На переменах. Смех девчат,
Которые учились.
Учились знать и понимать,
Что хорошо, что плохо.
Учились в этом мире жить,
Сейчас таком нелёгком.
Звенел звонок. Учителя
По классам разойдясь,
Учили азбуке добра,
До сердца достучась.
Ты помнишь день, когда огонь
Лизал тебя, сжигая,
Ты помнишь боль от тех камней,
Летевших, попадая.
И окна плакали дождём.
За что, ведь ты не знала.
Но с радостью, из года в год,
Ребят тех принимала.
Ушли в другую школу все,
А ты стоишь пустая.
Напоминая каждому,
что ты ещё живая.

Приложение №8

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Л. Сорока
Справа Мста, а слева Березайка.
Прямо вдаль-леса, луга, поля.
Издавна меж рек цветной мозаикой
Березорядская раскинулась земля.

Давным-давно на устье люди жили.
По-своему, порой кто как привык.
Лепешки, деньги в жертву приносили
У Радовки на камень-следовик.

Княгиня Ольга Мстою проходила,
Велела ставить крепость-городок,
Селения все данью обложила,
Не обошла Березовский Рядок.

Здесь Долгорукий был, Иван Московский,
Делили земли здесь и Новгород, и Тверь.
Рядовичи прошли сквозь все невзгоды
Дорогою страданий и потерь.

Частенько встарь неурожаи были.
От голода людей спасала Мста.
В ту пору лоцманы умелые здесь жили,
Их нанимали проводить суда.

Здесь, говорят, царица проплывала,
Сама Екатерина! И меж рек
Она построить город обещала,
Оставить память о себе на век.

Сегодня здесь лежит село большое
И прежняя природы благодать,
Но всем нам важно вспоминать былое,
Историю села потомкам рассказать.

Приложение №9

С ЛЮБОВЬЮ О РОДИНЕ
Л. Сорока
Нет ближе и дороже той земли,
Где ты в один прекрасный день родился,
Где корни жизни ты пустил свои
И чем-то нужным людям пригодился.

Здесь прадед мой фельдфебелем служил,
В колхозе бригадиром дед трудился,
Отец просторы здешние любил,
Был лесником, работал-не ленился.

Здесь отчий дом. Береза у окна,
Тропинка вдоль забора к речке вьется,
А вечером такая тишина,
Что шепот громким эхом отзовется.

Здесь все мое. Лесов прохладных тень,
До слез знакомые дороги и поля,
Заботы, что приносит каждый день
Моя большая дружная семья.

А как без этого всего прожить?!
Ведь это край мой, родина моя.
Что не смогу я в жизни завершить,
Надеюсь, в будущем продолжат сыновья.
Категория: Краеведение | Добавил: sorokalubov
Просмотров: 1117 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА