Вторник, 19:31 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Краеведение

Поисковые и исследовательские модели обучения краеведению в сельской малокомплектной школе
04.10.2013, 23:48
Учебно-методический материал по краеведению
(обобщение опыта работы школы)

Сорока Любовь Николаевна,
Учитель истории и краеведения
Первой квалификационной категории
МБОУ «Березорядская ООШ»
Бологовский район, Тверская область

Тема: «Поисковые и исследовательские модели обучения краеведению в сельской малокомплектной школе»

с. Берёзовский Рядок
2013 год

Память ... Самое глубокое и живое толкование этого слова дано в словаре В. И. Даля. Как просто сказано в нем: “Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить созданье о былом”. Нам кажется естественным, что каждый человек знает и помнит историю своей жизни. Многие собирают историю своей семьи, и лишь некоторые интересуются историей своей малой родины. Ничего нет важнее, чем заниматься изучением прошлого родного края со школьной скамьи. К сожалению, уходят из жизни те, кто хранит воспоминания о былом, поэтому краеведческое направление работы – одно из направлений патриотического воспитания в нашей сельской малокомплектной школе. Это - один из способов сохранить хотя бы то, что еще возможно.
Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на наш взгляд, является метод проектов, который разработан на основе исследовательской деятельности, как педагогов, так и учащихся.
В 2005 году мы впервые использовали метод проектов в своей работе. На три месяца было дано задание каждому классу под общей темой «Березка – символ родины моей». Это было не случайным выбором. Село Березовский Рядок в документах 1495 года значится как Ряд Березовый на реке Мсте да на реке Березай. Откуда пошло это название? Населенный пункт получил часть своего именования от реки Березайки, которая берет свое начало из родника, бьющего под корнями березы в 149 км от нас. Береза – символ нашего края, отсюда и тема исследования. Создавались проекты по следующим направлениям: «Вдохновение», «Рисуем русскую березку», «Березка в творчестве русских поэтов и писателей», «Березовое царство – хорошее лекарство», «Мы посадим березы кругом», «Если рядом с тобою береза», «Береза в музыкальных произведениях». Ребята совместно с классными руководителями осваивали незнакомую для себя форму исследовательской работы. Каждый класс раскрыл предложенную тему по-своему. Традиционно, уже в течение многих лет, в школе проводится тематическая неделя истории и краеведения. Именно в рамках этой недели проходила защита проектов. Это был первый опыт и, к сожалению, материалы на сегодняшний день сохранены не все.
С 2007-2008 учебного года учащиеся нашей школы занимаются сбором краеведческого материала под общей темой «Мое село: прошлое, настоящее, будущее» и результаты своей деятельности воплощают в виде долгосрочных проектов. Хочется заметить, что занимаются проектной деятельностью ребята с 1 по 9 класс на равных. Темы будущего исследования получают в ходе жеребьевки. Прошлое Березовского Рядка мы начали изучать с истории сельских улиц. За два месяца работы каждый классный коллектив и его руководитель стали единым целым: ходили на экскурсии, встречались с местными жителями, пытались познакомиться с историей каждого дома и судьбой его обитателей, собирали документы, старинные фотографии, делали современные снимки, представляли будущее улиц в сочинениях и рисунках. В результате совместной деятельности было создано шесть проектов, различных по объему, содержанию, оформлению, но объединенных единой целью. В независимое жюри вошли учителя, не являющиеся классными руководителями. Они внимательно изучили каждый проект, оценили защиту, высказали свое мнение, сделали замечания и выводы. Классы получили дипломы (от диплома с отличием до диплома 3 степени).
В прошлом учебном году мы продолжили осваивать метод проектов и объектами нашего исследования стали предприятия и учреждения села: детский сад «Березка», СПК «Мста», медицинский пункт, библиотека, почта. Задания для создания будущих проектов классы получили в результате жеребьевки уже в начале учебного года. Работа предстояла большая, так как история выше названных объектов ранее не изучалась. Для того, чтобы выполнить поставленную задачу, каждый класс выбрал свой путь. Роль классного руководителя и доля его участия в создании проекта в каждом классе была различной степени, но, несомненно, выполняла направляющую функцию. Понятно, что учащиеся начальной школы, не могут полностью работать самостоятельно, а старшеклассникам это по силам. Большую помощь младшим школьникам оказывали родители, бабушки и дедушки. Вместе с детьми они встречались со старожилами села, работниками предприятий и учреждений, помогали записывать воспоминания, брать интервью, собирать фотографии, документы. Ребята старших классов проявляли инициативу, работали более самостоятельно. В процесс исследования включились, практически, все жители села. На плечи каждого классного руководителя легла дополнительная нагрузка. Учителя, вместе с детьми, во внеурочное время ходили на экскурсии, знакомились с работой учреждений и предприятий, организовывали встречи со старожилами, помогали в оформлении папок.
Защита проектов состоялась в марте 2009 года. Учитывая опыт прошлого, проектам не присуждались места, так как возраст их создателей был очень разный. На этот раз каждая работа была первой в определенной номинации: самый творческий, самый научный, самый наглядный, самый информационный проект, самый познавательный проект. Нашими гостями стали работники сельских предприятий и учреждений, родители, старожилы. Все были благодарны за воспоминания и приятные минуты общения.
После подведения итогов был дан старт проекта – 2010. в результате жеребьевки классы получили новое задание, удлинился период сбора и систематизации материала до одного календарного года. Объектами будущего исследования стали: Сельский клуб (9 класс), местные органы власти (6-7 классы), начальные школы (1,4 классы). Предстояло собрать историю лесного хозяйства (8 класс) и историю электрификации в нашей местности (2-3 класс), а также создать фотоальбом «Школа военной поры» к 145-летнему юбилею школы и 65-летнему юбилею Великой Победы, которые приходятся на 2010 год. В связи с тем, что 2010 год объявлен годом Учителя, ребята 5 класса собирали материалы об учительской династии Старцевых – Добромысловых.
Для того, чтобы расширить круг нашего общения, получить дополнительную информацию, летом мы организовали выставку проектов в сельской библиотеке. С материалами выставки ознакомилось более ста человек. Это еще раз нас убедило в том, что мы делаем важное дело, и собранные материалы находят живой отклик в душах односельчан, людей, которые уехали из деревни, но корни их остались здесь.
Мы бесконечно благодарны им за то, что делятся с нами воспоминаниями, документами, фотографиями из семейных архивов и оставляют в книге отзывов такие слова: «Просматривая проекты, даже не думала, что попаду в «детство». Спасибо за предоставленную возможность мысленно побывать на своей родной улице, вспомнить, какой она была 50 лет назад. Поразило количество собранных материалов. Очень радует, что дети так вдумчиво интересуются историей своего села» (семья Андреевых, г. Санкт-Петербург). Выпускница нашей школы, учитель с пятидесятилетним стажем, сестра Д.К. Чулкова Музылева З.К. написала: «Я смотрела и плакала. А еще гордилась, что живу на этой земле, что училась в этой школе, и что судьба подарила мне встречу с березорядскими учениками – настоящими патриотами своей родины. Собранными материалами они бьют в набат».
Защита проектов проходит в рамках недели истории и краеведения. Новые проекты создаются и представляются классами уже на более высоком уровне, что, несомненно, радует и удовлетворяет.
Мы живем в селе Березовский Рядок, богатом достопримечательностями и событиями прошлого.
В нашей маленькой сельской школе всего 24 ученика и девять учителей, но, не смотря на это, она гордится своими традициями. В рамках подготовки к 145-летнему школьному юбилею ребята, совместно с педагогами, создали проекты о выпускниках школы, начиная с довоенной поры и заканчивая сегодняшним днем.
Может возникнуть вопрос, а зачем мы все это делаем? Ведь современные школьники загружены уроками, так как усложняются программы, часто меняются учебники, год от года возрастают требования к работе учителя. Создание проектов – это каждодневная кропотливая творческая работа на нацеленный результат, занимающая много времени как ученика, так и учителя.
Конечно, в совместной проектной деятельности ученика и учителя, а в целом, школьного коллектива, есть много положительных моментов.
- Никто, кроме школьников, не занимается сбором краеведческих сведений на Березорядской земле. У нас уже накопился определенный опыт исследовательской деятельности. Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в работе районной научно-практической конференции «Шаги молодых в науку» и становятся победителями. Темы исследовательских работ за последние годы:
2005 год – «Дорогие сердцу названия» (топонимическое исследование окрестностей села Березовский Рядок);
2006 год - «Бологовская глубинка» (историко - топонимическое исследование населенных пунктов Березорядского СП);
2007 год – «Имена и прозвища жителей Бологовской глубинки» (антропонимической исследование);
2008 год – II часть работы «От прозвища к фамилии»;
2009 год – «История березорядского почтового отделения связи в истории отечественного почтового дела», «Учительская династия Царевых»;
2010 год – «Культурный досуг жителей села Березовский Рядок и окрестностей»;
2011 год – «История березорядской библиотеки» (к 115-летию);
2012 год – «И никогда не оборвется веков связующая нить» (родословная семьи Андроновых);
2013 год – «Из истории семьи Лаврентьевых».
По материалам конференции выпущено четыре брошюры: «Он мог бы жить…» (Олейник Кристина, 9 класс), «Березовский Рядок и окрестности», «Кафтинское заозерье» и «В междуречье Березайки и Мсты» (учитель краеведения Сорока Л. Н.)
Проектная деятельность, как одна из форм исследовательской, связана с творчеством, а ученическая творческая деятельность - это открытие чего-либо ранее неизвестного для каждого ученика. Соприкосновение с прошлым рождает у них чувство РОДИНЫ. Ребята начинают с уважением относиться к сельским труженикам, проникаются их нелегкой судьбой, у них появляется желание помогать, а в результате – самоуважение.
- В процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования, то есть ребенок выступает в роли юного ученого, что вызывает неподдельный интерес.
- Проектная деятельность во внеурочное время активизирует индивидуальный познавательный и творческий потенциал школьников и способствует их нравственному и эстетическому развитию.
- Главный результат использования метода проектов - компетентность учащихся в области краеведения и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, систематизировать информацию, планировать работу индивидуально и в команде, учиться публично выступать.
- Таким образом, исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика.
В создании каждого проекта можно выделить следующие этапы:
*Первый этап - коллективное обсуждение полученного задания, обозначение проблемы, определение целей;
*Затем - планирование (уточнение источников информации, формирование задач и плана деятельности всего класса и отдельно – каждого ученика);
*Немаловажную роль играет теоретическая подготовка (работа с информационными источниками, анализ полученных данных, уточнение плана исследовательской деятельности, распределение сил, взвешивание возможностей);
*Только теперь наступает само исследование (индивидуальная работа, работа в группах) Это очень ответственный этап создания проекта, только по его окончании видны результаты. Иногда их много, и они не приведены в систему;
*Важнейшим этапом является анализ результатов (формирование выводов, подготовка доклада) и оформление проекта. На это уходит, порой, очень много времени;
*Защита проекта – публичное знакомство с результатами исследования. К ней необходимо подготовить оформление, а папку с материалами предоставить для изучения членам жюри;
*Заключительный этап - оценка и коррекция (выводы экспертной комиссии, внесение поправок, окончательное подведение итогов).
Наша совместная работа не проходит бесследно. Березорядские дети любят свой край, по крупицам собирают его историю. В их душе чувство Родины дало дружные всходы. В сердцах ребят зажегся огонек, который уверенно будет вести их по жизни.
Отчий дом, отечество, родной край ... так принято называть землю, где родились и прожили многие годы, землю, на которой трудились и которую защищали наши отцы, деды и прадеды, где находятся дорогие нам могилы. От этих слов возникли понятия “родиноведение”, “отечествоведение” и “краеведение”, которое утвердилось сравнительно недавно. Но именно краеведение направлено на то, чтобы березорядские школьники слова “мы из глубинки” говорили не с сожалением, а с гордостью за родной край, чтобы испытывали чувство сопричастности к богатой местной истории, сохраняли ее и выросли настоящими патриотами своей родины. Они с детства должны знать, что у каждого человека есть “корни”, на которые он всегда может и должен опереться.
Хочется верить, что насыщенная деятельность, полученные знания и умения в ходе выполнения общешкольных проектов и исследовательских работ помогут нашим ученикам стать успешными, востребованными в обществе, село будет жить, и никогда не оборвется веков связующая нить.
При работе над учебно-методическим материалом вспомогательная литература и материалы не использовались.
Категория: Краеведение | Добавил: sorokalubov | Теги: опыт работы школы, проекты, краеведение
Просмотров: 733 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА