Вторник, 21:53 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Воспитательная программа для 9 класса коррекционной школы VIII вида
[ Скачать с сервера (81.9Kb) ] 05.03.2014, 13:47
ГБС(к)ОУ с. Малый Толкай

Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании педагогического совета Директор школы-интерната:

протокол № 1 от «28 »августа 2014 года _________ /В.И. Прохорова/

«28» августа 2014г.

Воспитательная
программа 9 класса
«Дорога в жизнь»






2013-2014 уч. год
Паспорт программы.

Название образовательного
учреждения: Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная( коррекционная) общеобразовательная школа - интернат с. Малый Толкай.

Адрес организации: Самарская область, Похвистневский район, с. Малый Толкай, ул. Советская,32
Телефон, факс:
Электронный адрес: Тел.8(846)54146

Автор-разработчик программы: Чебан Наталья Геннадьевна - воспитатель
Кем принята программа: Рассмотрено на заседании педагогического совета. Утверждено директором школы-интерната.

Цель программы воспитания: Создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.
Задачи программы воспитания: Укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников.
- Формировать социально-бытовые знания, умения и навыки, воспитывать правовую культуру.
- Развивать творческие способности, художественно-эстетическое восприятие.
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, родному краю, приобщать к народным традициям; формировать экологическую культуру.
- Формировать и развивать трудовые умения и навыки.
- Развивать профессиональные интересы и склонности, способствовать жизненному и профессиональному самоопределению.
Главные ожидаемые результаты: Готовность выпускника с ограниченными возможностями здоровья к позитивной самореализации и социализации в динамично изменяющемся социальном окружении.
Критерии результативности: Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм.

Нормативно-правовая база

• Конституция Российской Федерации»
• «Конвенция ООН о правах ребёнка»
• ФЗ РФ «Об образовании» - 1992г.
• ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» - 1998г.
• «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» - 2001г.
• «Программа развития воспитания в системе образования России»
• «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (№288 от 12.03.97г.)
• «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (№867 от 31.07.98г.)
• Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»(№48 от 04.09.97г.)
• Письмо Министерства РФ «Организация службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательном учреждении» (№28-51-513/6 от 27.06.2003г.)
Материалы АНМЦ «Развитие и коррекция» ( Е.Д. Худенко), г. Москва,
Министерства науки и образования РФ, 2002-10 г.г.
• Устав бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Малотолкайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
• Элементы технологий:
- Педагогическая поддержка ребенка в образовании и воспитании
(О. С. Газман)
- Личностно-ориентированное обучение и воспитание (И.С. Якиманская)
Классное руководство и организация игровой деятельности (Н. Е. Щуркова)

Пояснительная записка.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации детей с ОВЗ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации выпускника ОВЗ. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная удовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Дети с ОВЗ, вследствие умственной отсталости и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей. Для этой категории детей очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более социализация. Нарушены не только различные важные виды деятельности, понимание окружающей действительности, и даже самоощущение себя, - нарушена детская жизнь. Такой ребенок похож на сломанный кубик - рубика, который родители, учителя и воспитатели, врачи, дефектологи и другие многочисленные специалисты пытаются собрать заново.
Воспитательная работа с детьми с нарушением интеллекта выстраивается в целостную систему и проводится по всем направлениям, охватывающим весь воспитательный процесс с учетом особенностей развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитательная программа на 2013-2014 учебный год является составной частью системы воспитательной работы в школе-интернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.
Программа составлена с учетом социально-воспитательных стандартов и возрастных особенностей воспитанников 16-18 лет.






Программа состоит из разделов:

Раздел №1 «Безопасность жизнедеятельности».
Раздел №2 «Красота спасёт мир».
Раздел №3 «Здоровое поколение».
Раздел №4 «Законы надо не только знать, но должен каждый выполнять».
Раздел №5 «Мы славимся трудом».
Раздел №6 «Этика и психология семейной жизни».
Раздел №7 «Спешите делать добро»
Раздел №8 «Цвети, Земля!»
Раздел №9 «Поклонимся великим тем годам».



Раздел №1 “Безопасность жизнедеятельности”
Пояснительная записка.
Сейчас все более важным становиться вопрос о получении нужных знаний, чтобы оберегать себя и своих детей. Подготовиться к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их безопасность, жизнь и здоровье. Подробно разъяснять и четко следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Каждую минуту каждый из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с окружающей средой, животными). С развитием социальной и экономической обстановки в мире с каждым годом все больше и больше прибавляется экстремальных и чрезвычайных ситуаций, требующих от нас, немедленных, но верных решений. Это и участившиеся взрывы, наводнения, выбросы нефтегазовой промышленности, разнообразие новых видов мошенничества, заполонение разума людей сектантскими поверьями, и конечно, угроза терроризма. Современный ребенок, развивающийся в веке компьютеризации, информатизированности, для своей безопасной жизнедеятельности обязан знать все необходимые правила, быть самостоятельным, ответственным. Задача родителей и педагогов подготовить к встрече с различными ситуациями, вооружить необходимыми знаниями. Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума. Детям с нарушением интеллекта необходимо ещё больше давать знаний по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему плохому внушению, повышенному травматизму. Для таких детей вся жизнь как чрезвычайное происшествие.
Цель:
воспитание “личности безопасного типа”, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и деятельности человека, осознающего важность, стремящейся решить эти проблемы, разумно сочетать свои интересы с интересами общества, развития самостоятельности и ответственности.
Задачи:
1. Помочь освоить знания об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
2. Развивать качеств личности, необходимые для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
3. Воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
4. Помочь овладеть умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Ожидаемые результаты:
Знать:
• правила безопасного поведения на улицах и дорогах; предвидеть возможную опасность на дороге, различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения;
• группы дорожных знаков;
• возраст, дающий право на получение удостоверения водителя, на право управления велосипедом, мопедом, мотоциклом;
• правила оказания первой медицинской помощи;
• правила поведения на воде, на природе;
• возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения;
• возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, способы оповещения о них и правила безопасного поведения;
• основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом;
• определение сторон горизонта, разведение костров и приготовление пищи на костре;
• об основных положениях здорового образа жизни.
Уметь:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно - марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Формы работы:
Рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия по правильному пользованию огнетушителем, целевые прогулки, походы, игры, учебные тренировки по эвакуации. Также предусматривается совместная работа с такими организациями и учреждениями как: ГИБДД, пожарная часть, медицинские учреждения.
Коррекционные занятия на темы:
Правила безопасности дорожного движения.
Правила безопасности в быту.
Правила безопасности на природе.
Правила противопожарной безопасности.
Правила поведения при террористических актах.
Оказание первой медицинской помощи в ЧС.

Раздел №2 « Красота спасет мир»

Пояснительная записка:
Художественно-эстетическое воспитание способствует формированию художественного вкуса, эстетического идеала и понимания значимости искусства в жизни человека. Воспитательная сила искусства заключается в том, что она заставляет человека переживать самые разные чувства: восторг и негодование, грусть и радость, любовь и ненависть – и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни. Этические и эстетические представления тесно связаны с положительными и отрицательными эмоциями человека.
Художественно-эстетическое воспитание формирует в ребёнке потребность в эстетической деятельности, в развитии собственных музыкальных, литературных способностей. Ребёнок, имеющий опыт художественно-эстетической деятельности, умеющий ценить и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, не позволит себе варварски относиться к памятникам искусства и культуры. Только из эстетического начала может развиваться нравственное сознание. Воспитывая красотой, мы учим детей тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, создание взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленной на обеспечение целостного художественно - творческого развития школьников. Жизнь детей в школе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы дети были включены в этот процесс, были активными участниками.
Цель:
воспитание гармоничной личности ребёнка, ценностного отношения к искусству и эстетическому вкусу.
Задачи:

1. Приобщать школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры;
2. Развивать способность понимать и ценить прекрасное;
3. Использовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;
4. Обучать этическим нормам и правилам;
5. Привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно - нравственных ценностей, накопленных поколениями, воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры.
6. Знакомить детей с русскими народными традициями и праздниками.

п Что включает себя раздел:
Духовный мир человека.
Красота в творениях природы и человека (искусство и литература)
Народное творчество.
Гармония.

Ожидаемые результаты:
- раскрытие творческого потенциала учащихся;
-совершенствование художественно-эстетической осведомленности учащихся;
-повышение уровня художественно-эстетической воспитанности, включающей в себя: художественный вкус, манеру общения, внешний вид, ценностную ориентацию, художественно-эстетическую развитость (практические умения).

Коррекционные занятия:
«Красота человеческой души».
«Красота природы в произведениях поэтов, писателей, художников».
«Литературная гостиная».
«Музыкальный ринг».
«Знакомство с творчеством художников».
«Праздник русских ремёсел».
«Обычаи и традиции русского народа».
«Общие законы красоты: ритм, гармония».
Раздел №3 «Здоровое поколение»
Пояснительная записка к разделу.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемые занятия по разделу: «Здоровое поколение» нацелены на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Изучение курса позволяет воспитанникам получить систематизированное представление о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Цель:
формирование психически здорового, социально адаптированного и физически развитого человека, с привитыми навыками организации здорового образа жизни.
Задачи:
1. Продолжать формировать у школьников систему знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивацию на сохранение своего здоровья;
2. Осуществлять мониторинг состояния здоровья учащихся;
3. Проводить пропагандистскую работу по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;
4. Разработать и внедрить систему оздоровительных, профилактических мероприятий.
5. Научить оказывать первую медицинскую помощь;
6. Научить справляться с трудными ситуациями.
Раздел включает в себя:

Беседы с учащимися о правилах поведения в школе, на дорогах, на воде, со взрывоопасными веществами и пр.;
Организация работы по профилактике вредных привычек и ведению ЗОЖ;
Беседы с учащимися о здоровом образе жизни;
Встречи с врачами – специалистами;
Классные часы, ролевые игры по данной теме;
Акции «Нет наркотикам!», «Мы выбираем здоровье» и др. Школьные Дни здоровья, участие в соревнованиях и Всероссийском Дне здоровья (7 апреля);
Ожидаемые результаты.
Вовлечение большинства учащихся в спортивные секции.
Сохранение здоровья, повышение учебной мотивации, снижение тревожности.
Сокращение количества пропущенных уроков по болезни.
Отсутствие вредных привычек у учащихся.
Должны уметь обращаться за мед. помощью.
Знать, что такое медицинский полис, лист нетрудоспособности.
Коррекционные занятия:
«В рабстве у плохих привычек».
«Твоё здоровье и личная гигиена».
«Первая помощь при несчастных случаях». Встречи с медицинским работником.
«Куда обратиться за мед. помощью».
«Вызов врача на дом».
«Как справиться со стрессом».
«Домашняя медицинская аптечка».
«Первая помощь при отравлениях».
«Обращение с лекарственными препаратами».
«Укусы насекомых».
«Чем опасен электрический ток».
«Веяние моды и здоровье».
«Витамины в пище».
«Здоровая пища для всей семьи».
«Профилактика простудных заболеваний».
Спортивные праздники, соревнования, викторины, подвижные игры.
Практические занятия по уходу за телом, одеждой и обувью.
«Медицинский полис. Для чего он нужен?»
«Лист нетрудоспособности».
Раздел №4 Правовые знания: «Законы надо не только знать, но должен каждый их выполнять»
Пояснительная записка к разделу.
Дети и молодежь до сих пор остаются в нашей стране самой незащищенной группой. Права молодых нарушаются по статистике чаще, чем у лиц среднего и старшего возраста. Однако из-за незнания своих прав или даже неумения постоять за себя, эти проблемы остаются вне правового регулирования. Подростки должны учиться защищать свои права. Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни. Курс занятий по правовому воспитанию направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе. Изучение этого раздела программы позволит воспитанникам получить систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены. Правовая социализация включает в себя гражданско - правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий.
Цель:
подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе.
Задачи:
1. Подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.
2. Формировать ответственность за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.
3. Формировать основы правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
4. Помочь овладеть знаниями, навыками и умениями поведения.
5. Формировать умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры.
Раздел включает в себя:
Занятия правового всеобуча “Ты и закон”:
1. Понятие о государстве.
2. Основы Конституционного права в РФ.
3. Основы гражданского права. Понятие правоспособности, дееспособности.
4. Регистрация актов гражданского состояния.
5. Собственность и имущественные отношения.
6. Наследственное право.
7. Административные правонарушения.
8. Основы уголовного права.
9. Уголовная ответственность.
10. Наказание, его виды и цели.
11. Трудовое право:
труд и трудовые отношения,
работодатель и работник,
права и обязанности сторон,
рабочее время и время отдыха,
оплата труда,
дисциплина труда.
12. Пенсионное обеспечение.
13. Семейный кодекс:
порядок заключения и расторжения брака,
права и обязанности супругов,
права и обязанности родителей, права детей.
Встречи со специалистами в области юриспруденции, правоохранительными органами и др. (проведение бесед, диспутов, консультаций, анкетирование, использование кинохроники, видеоматериалов).
Оформление уголка по правовой и юридической документации.
Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:
• Что такое государство?
• Что такое право?
• Основные положения Конституции, Декларацию о правах ребенка, Федеральный закон о социальной защите, семейный кодекс.
• Виды правовой ответственности.
• Что такое правонарушение?
• Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
• Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
• Основные экономические, социальные, гражданские, избирательные, политические и культурные права граждан Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
• Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
• Оформлять стандартные бланки.
• Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
• Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
• Принимать участие в выборной кампании.
Обучающиеся должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

Коррекционные занятия:
«Каждый правый имеет право».
«Парламентский урок».
Ситуативный практикум.
«Права, обязанности и ответственность».
«Мы - граждане России».
«Преступление и наказание».
«Путешествие в мир прав и обязанностей».
«Уголовная ответственность».
Тренинг: «Право на достойный уровень жизни».
«Мы – избиратели»
Раздел №5 “Путь в мир профессии ”.
Пояснительная записка к разделу.
Еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, выпускники специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида должны определиться в таком важном вопросе, как выбор профессионального пути. Подготовка к жизненному, профессиональному самоопределению и труду направлено на подготовку детей к профессиональному самоопределению, на осознание ими общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нём. Формирование представлений об экономической ситуации в России и способности ориентироваться в ней. Развитие трудолюбия, воспитание человека - труженика, формирование трудовых умений и навыков, способностей и потребностей в самореализации в профессиональной деятельности, навыков профессиональной адаптации и поведения на рынке труда. Раздел программы направлен на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями. В процессе занятий по социально - бытовой ориентировки учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретут практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. На занятиях осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных на уроках, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально - бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.

Цель:
выработка у учащихся достаточного уровня самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций, приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии и разнообразных сферах деятельности человека.
Задачи:
1. Обогатить представления детей о мире профессии;
2. Выявить интересы, склонности и способности;
3. Развивать у воспитанников свойства личности, необходимые для самостоятельной трудовой деятельности, честности;
4. Стимулировать размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;
5. Формировать представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;
6. Формировать положительное отношение к любому виду труда; учить уважать труд людей;
7. Развивать трудовую дисциплину и профессиональную зрелость.
8. Воспитывать трудолюбие.
Раздел включает в себя:
Цикл занятий по профориентации и трудовому воспитанию;
Цикл занятий по СБО.

Формы и методы:
Демонстрация, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые и проблемные ситуации, решение логических задач, задания - соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, просмотр и обсуждение кинофильмов.
Ожидаемые результаты:
У детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи в семье, а так же адаптация в современном обществе, ориентация в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве, о повышении квалификации и профессионального роста, о состоянии рынка труда, уметь находить выход из обыденных житейских ситуаций, самостоятельно вести домашнее хозяйство.
Коррекционные занятия:
“Выбор профессии – выбор жизненного пути”.
“Как мне выбрать профессиональный путь”
“Профессии важные и нужные во все времена”
“Успех в профессии – успех в жизни”.
“Хочу, могу, умею – три составляющих профессионального выбора”
Встречи с людьми разных профессий
Участие в трудовых КТД школы
Экскурсия в СПК «Хлебороб»
Работа на пришкольном участке
Практикум «Деловое письмо» (заявление, анкета, автобиография)
«Документы подтверждающие нетрудоспособность»
Практикум «Отправляясь в отпуск»
Ролевая игра «Оформление покупки в кредит»
Практикум «Заполнение бланков почтовых отправлений»
Моделирование ситуаций «Подготовка материалов к ремонту»
Экскурсия в продуктовый магазин (выбор продуктов для приготовления обеда)
Сюжетно-ролевая игра «Мы ждем гостей»
Экономика домашнего хозяйства.
Диагностика:
Опросники
“Личная, профессиональная перспектива”, “Будь готов!”
– выявление личностных интересов и склонностей
– свойств и качеств личности
–мотивации при выборе профессии
Методика
“Профессиональная готовность”,
“Дифференциально-диагностический опросник”
“Самооценка профессиональной направленности”
Раздел №6 «Этика и психология семейной жизни»
Я и семья.
Пояснительная записка.
Специальные коррекционные занятия по этике и психологии семейной жизни для обучающихся, направлены на формирование представлений о семье, её значении в жизни человека. Основная цель программы - практическая подготовка подростков к будущей жизни в семье, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.
Цель:
осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Формировать представления о семье, её роли в жизни человека, о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т. д.;
2. Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, навыкам эффективного поведения;
3. Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
4. Формировать знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;
5. Формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи;
6. Формировать навыки самостоятельной жизни, хозяйственно - бытового труда.

Раздел включает:
"Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества" раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности, характерных для данной культуры. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.
"Психология личности" состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении-личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.
"Особенности межличностных отношений юношества" раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных.
"Брак и семья" начинается с раскрытия понятия "готовность к браку", затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.
"Основные ценности семьи" характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей.
"Семья и дети" рассматриваются темы: незаменимости семьи в воспитании детей.
Формы:
Беседа.
Анализ ситуации.
Анализ художественных текстов.
Обращение к миру мудрых мыслей.
Инсценирование.
Решение педагогических задач.
Творческие задания. Игра.
Практическая деятельность.

Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны овладеть понятием «семья», понимать ее
значение в жизни человека.
Учащиеся должны знать основные родственные связи в семье, уметь
различать близких и дальних родственников.
Учащиеся должны знать основные этические правила
взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага
как создание собственной семьи.
Учащиеся должны понимать, и уметь объяснять, какие условия
необходимы для вступления в брак.
Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи,
объяснить их значение в семейной жизни.
Учащиеся должны усвоить понятия «экономика и быт семьи»,
знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно
рассчитать бюджет семьи на один месяц.
Учащиеся должны знать основные нравственные правила
поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы
семейного законодательства, уметь объяснить свои претензии к партнеру, не
унижая его достоинства.
Учащиеся должны знать об ответственности родителей за жизнь и
здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их. Учащиеся
должны понимать основные проблемы воспитания ребенка. Учащиеся должны уметь определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям.
Коррекционные занятия:
«Культура общения юноши и девушки»
«Правовые основы семьи и брака».
«Семья это то, что с тобой всегда».
«Экономика домашнего хозяйства»
«Распределение семейного бюджета»
«Чем люди живы? Семейные традиции»
Хранение денег в сбербанке.
Деловая игра «Адрес выходного дня» (выходной день в семье)
Час общения «Семейный кодекс РФ»
«Мои права и обязанности в семье»
Час общения «Рождение ребенка в семье»
«Маленький ребёнок в семье - кормление, одевание, пеленание»
«Оплата коммунальных услуг»

Раздел №7 “Спешите делать добро ”
Пояснительная записка.
Школьники с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Становление личности ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.
Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности.
Цель:
Нравственное воспитание и развитие личности ребенка, духовных ценностей культуры, подготовки их к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни, формирования у подрастающего поколения гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, художественного вкуса, морально-этических знаний и убеждений, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Задачи:
1. Формировать представления о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.
2. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
3. Формировать культуру речевого общения.
4. Формировать позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи и своего народа.
5. Развитие коммуникативных качеств.
Ожидаемые результаты:
Знание смысла нравственных понятий: доброта, честность, уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, к окружающему миру. Моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями, готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой. Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как: «Родина», «доброта», «природа», « милосердие», «гуманность». Умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать правила поведения в обществе. Приобщение к русской национальной культуре, создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем их мире. Что такое семья. Отношения в семье. Православные традиции семьи. Что такое храм, божий дом. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природе и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к окружающему миру.

Коррекционные занятия:
• «Вежливость, как основа воспитанности».
• «Точность, обязательность, аккуратность».
• «Не сладок плод бездельного досуга».
• «Правила на каждый день».
• «Дома и в гостях».
• «Ты живешь среди людей».
• «Раздели печаль и радость другого».
• «Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке».
• «Отчего бывает одиноко».
• «Чтобы быть понятым».
• Умей быть собой.
• «За общим столом».
• «Родительский дом».
• «Добрыми делами славен человек».
• Неделя добрых дел.
• Экскурсия в храм.

Раздел №8 «Мой край родной».

Пояснительная записка:

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение).
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

Цель:
формирование экологической культуры школьников.

Задачи:

1. Развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
2. Формировать экологическое поведение.
3. Формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
4. Воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине. Изучать историю родного края.
5. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин своей Родины».
Формы:
Экологическое движение, выпуск газет, озеленение территории школы, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, устный журнал.
Ожидаемые результаты:
- Интерес к природе;
- Знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- Чувства эстетические и нравственные;
- Позитивная деятельность и поведение в природе;
- Мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические и др./.

Коррекционные занятия:

Операция «Мой двор - моя забота». (Озеленение класса, школы, улицы, двора).
Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов (по произведениям о природе).
Праздник Цветов. Праздник птиц.
Утренник «Природа и искусство».
Турнир-викторина «Охраняемые растения Самарского края».
Конкурс загадок о природе.
КТД «Мой маленький друг» (о животных, содержащихся дома и в живых уголках).
Круглый стол «Наш помощник – книга» (знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами).
« Самарская Лука»
Экологические игры: «Тайны лесной тропинки», «Птичья столовая», «По тропе Берендея».
Комплексное мероприятие «Человек - природа – искусство».
Экологический КВН.
Экскурсии: «Музей природы», «Тропинки, тайны, голоса».
Эстафета любимых занятий: уход за растениями, животными, выращивание растений, изготовление поделок из природного материала;
Устный журнал «В мире природы».
Составление и отгадывание ребусов о природе.
Игра-путешествие «По заповедным уголкам Самарской земли».

Раздел №9 «Поклонимся великим тем годам»
Героико-патриотическое направление было и остается одним из главных в комплексной программе воспитания и обучения подрастающего поколения. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания. "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм. Воспитание школьников в духе патриотизма является основной частью всей воспитательной работы в школе-интернате. Патриотизм, обычно основывается на исторической памяти. На воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого. Не зная истории родного края, не видя на примерах людей, живших и живущих рядом, несущих в своей памяти культуру предков, невозможно полно изучать историю Отечества и, тем более, говорить о патриотизме, стоящем именно на героических традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение.

Главные направления патриотического воспитания:

• воспитание любви к Родине, к «малой» Родине.
• воспитание любви и интереса к истории России, в том числе военной истории страны;
• правовое просвещение детей и подростков;
• эколого-патриотическое воспитание;
• воспитание любви к родному слову, родному языку, литературе и культуре.

Цель:
формирование у учащихся духовно-нравственных качеств личности, высокого патриотического сознания, верности Отечеству, приобщение к истории, традициям, культуре страны, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти.

Задачи:

1. Воспитать у школьников любовь и уважение к родному краю.
2. Создать условия для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции школьников.
3. Приобщать учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково - исследовательской деятельности.
4. Пропагандировать и изучать национальные традиции, культуру.
5. Развивать у учащихся чувство уважения к русской армии, воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина;
Раздел включает в себя:
1. Связь поколений.
2. Растим патриота и гражданина России.
3. Героические страницы истории.
Формы:
Уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение краеведческого музея, праздники, посвященные памятным датам.
Ожидаемые результаты.
1. Воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордость за свою Родину.
2. Повышение нравственного и культурного уровня учащихся.
3. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, уважительного и доброжелательного отношения к людям разных национальных культур.
4. Привитие интереса к истории, культуре, традициям страны.
5. Формирование чувства ответственности, потребности быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой деятельности.
Коррекционные занятия:

Проведение тематических бесед «Дни воинской славы России».
Вахта памяти.
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, солдатскими вдовами и интересными людьми села.
Тимуровская помощь ветеранам, вдовам, труженикам тыла ВОВ, пожилым людям.
Тематические беседы: «История Вооруженных сил России»., «Состав Вооруженных сил и вооружение Российской армии»., «Армейские звания в ВС РФ».
Спортивные соревнования, эстафеты, приуроченные ко дню Защитника Отечества, дню Победы, дню защиты детей.
Проведение литературно - музыкальных вечеров: «Песни, опаленные войной», «Музыка и ее роль в победах русского солдата», просмотр кинофильмов о Великой Отечественной войне.
«Отечества достойные сыны».
«Откуда, есть пошла Русская земля?»
«Три поля русской славы».
«Недаром помнит вся Россия…».
«Чем я могу быть полезен Родине».
«Герои-земляки».

Выпускник школы – интерната – это человек современного общества, гражданин России:

- Умеющий решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
- Сохраняет интерес к познанию мира.
- Ориентирующийся на здоровый образ жизни.
- В деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования.
- В основе поступков которого доминируют гуманистические идеи и ценности.
- Свободный и толерантный осознающий свои права и обязанности и признающий права других людей с их убеждениями и вероисповеданием.
- Знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий обычаи и веру предков.


Индивидуальная и групповая работа с родителями.

Целевые ориентации:
1.Достигать взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.
2. Проводить совместную работу по воспитанию детей, работу над повышением педагогических знаний родителей.
3.Повышать активность родителей в участии жизни группы, школы.
Основные дела:
Посещение семей ребят группы с целью обследования условий проживания детей дома, и нужд семьи.
Выяснения проблем.
Проведение индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения некоторых особенностей в развитии детей, особенностях возраста и методах подхода к воспитанию, беседы о безнадзорности и правонарушениях.
Привлечение родителей к организации и участию досуговой деятельности их детей, к жизни группы, школы (помощь в проведении групповых праздников, собраний.)
Индивидуальная беседа о строгом контроле за посещаемостью учебных занятий.
Проведение совместно с классным руководителем родительских собраний и консультаций для родителей.



Используемая литература:

1. Бгажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. - №5
2. Васенков Г. В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика).- М.;2008.
3. Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. // Дефектология. 1986. N6.
4. Забрамная С. Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
5. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклоне¬ниями в развитии: Практическое пособие. — М.: АРКТМ, 2000.
6. Митькина А. В., Фадеева С. А., Г. Н. Дождикова. Профилактика девиантного поведения детей и подростков: НИРО - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
7. Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2003. – 272 с.
8. Певзнер П. С. Динамика развития детей олигофренов. - М. :Педагогика, 1983.
9. Пинский Б. И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М., 1984.
10. Социально - трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ / Под ред. А. Н. Нигаева, В. В. Коркунова. – М., 1990.
11. Худенко Е. Д., Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю.Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2008
12. Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие /И. В. Цветкова. - М.: Просвещение,2006
13. Шипицина Л. М.. Защиринская О. В. и др. Азбука общения. — СПб.: ЛОИУУ,1996.
14. Шуркова Н. Е., Нитюков В. Ю., Савченко А. П. и др. Новые техно¬логии воспитательного процесса.
15. Шиф Ж. И. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе-М.: Просвещение, 1973.
16. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей /под ред. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селивановой Е.Ю. М. 2005
17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М 2003.
18. Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с ограниченными возможностями развития - СПб.: Просвещение, 2006.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Natalya6865
Просмотров: 2331 | Загрузок: 144 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА