Вторник, 12:54 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Воспитание патриотизма у детей с ОВЗ через работу школьных детских объединений
16.03.2013, 15:46
Воспитание патриотизма у детей с ОВЗ через работу школьных детских объединений

Работа выполнена:
Педагогом-организатор Кудрицкой Викторией  Брониславовной
Педагогом-организатор ОБЖ Бутенко Сергеем Ивановичем
ГБОУ РХ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат" 8 вида

Презентация

Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остается такой же и для массовой школы. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения этих задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе».

У учеников коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа.

У подростков должно быть своё социально-значимое дело, выполняя которое, они могут чувствовать себя уверенно, свободно, видя, что их работа востребована, и выполняя которую они могут общаться и развиваться, приобретая навыки, необходимые для успешной адаптации в социуме. Особое значение в формировании гражданской позиции мы придаём созданию в нашей школе детской организации «Алые паруса».

Детские общественные организации и объединения обладают огромным потенциалом, так как с одной стороны являются исключительно важной средой самореализации (развитие соуправления), а с другой – важным фактором социализации (участие в традиционных мероприятиях и создание творческих проектов).

Цели и задачи детской организации

Цель: Подготовка учащихся  к самостоятельной  жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном  мире, способного найти  своё место  в нём, самостоятельно принимать решения, выражать  своё мнение, творчески мыслить.

Задачи:

        Содействовать формированию благоприятного эмоционально - психологического и нравственного климата в школьном коллективе;

        Формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие школьников в процессе игрового взаимодействия;

        Воспитывать чувство гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества;

        Снижение уровня правонарушений среди учащихся школы;

        Активизировать работу детских объединений и вести работу в соответствии с разработанным положением и планированием.

Немного о самой детской организации.

Детская организация «Алые паруса» живет по четырем основным правилам : 

                                            Правило №1 -  Сами планируем.
                                            Правило №2 -  Сами готовим. 

                                             Правило №3 -  Сами   проводим.
                                             Правило №4 - Сами организуем.                                                                                                                                                
Каждый год пятиклассники дают Торжественное Обещание:
«Я, вступая в ряды организации «Алые паруса» торжественно обещаю: бережно хранить традиции добрых дел, выполнять законы своей организации, жить на пользу и радость людям».
          Организация «Алые паруса» позволяет охватить все основные направления воспитательной системы, развивать детское самоуправление, сплотить детский коллектив, организовать тесное сотрудничество детского коллектива с педагогической и родительской    общественностью.
       Организация «Алые паруса» имеет свои символику и атрибутику: галстук, три цвета которого совпадают с цветами государственного знамени, эмблему, девиз.
         Девиз  «Алых парусов»: «Хочешь плыть по морю жизни - строй корабль из добрых дел».


         Деятельность детской организации определяется следующими принципами:
- социально – значимой направленностью;
- добровольностью вступления в организацию;
- самостоятельностью членов  «Алых парусов» в содружестве со взрослыми  - педагогами»;
- учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- романтикой, интересом, игрой;
- непрерывностью и систематичностью в деятельности детской организации.
  Организация «Алые паруса»  работает  на основе КТД (коллективное творческое дело), цель которых – сделать мир вокруг нас лучше, добрее, помочь всем, кто нуждается в помощи, самим узнать и научиться новому.

Из членов детской организации формируются детские объединения по интересам, о деятельности некоторых из них я и хочу рассказать.

В декабре 2009 года в рамках школьной недели добрых дел было решено дать объявление в газету о том, что учащиеся коррекционной школы –интерната окажут помощь на безвозмездной основе по уборке к Новому году придомовых территорий пожилым людям, проживающим в частном секторе. Поступило несколько телефонных звонков и добровольцы из старших членов организации отправились на помощь. Дело не ограничилось разовым десантом. Между пожилыми одинокими людьми и ребятами завязалась настоящая дружба. Ребята поняли, что их труд очень нужен, что им рады. Так возник тимуровский отряд «Доброе сердце», эмблемой которого являются Сердце в человеческих ладонях.

Цель тимуровского объединения- помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми людьми, ребята могут узнать много нового о своем городе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.

Тимуровцы участвовали различных в операциях "Снег”, "Ветеран живет рядом”, "Салют ветеранам” и "Память”. Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: пилили и кололи дрова, складывали их в сарай, расчищали дорожки от снега, сбрасывали снег с крыши, убирали в комнате, мыли пол, носили воду.

Выражение чуткого отношения ребят к людям проявлялось не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывали им моральную поддержку: поздравляли по случаю праздника, организовывали встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками.

Митюкова Вера - командир отряда "Доброе сердце” сказала: «Нам нравится помогать таким пожилым людям, беспомощным. Это приятно и себе, и другому»

Проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу.

В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев.

Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых.

Следующее объединение, которое сформировалось внутри «Алых парусов» - это агитбригада «Новое поколение»

В связи с тем, что одной из наиболее острых проблем, над которой сегодня борются все, является проблема снижения гражданской активности, мы предлагаем к использованию в работе по формированию будущих граждан, граждан с активной жизненной позицией, такую форму работы как школьная ученическая агитбригада.

Бесспорным преимуществом агитбригады перед многими другими является то, что в ней учащиеся получают возможность проявлять гражданско-политическую активность, призывать к чему-то, агитировать за что-то. А чтобы агитировать других, нужно самому быть убежденным в истинности того выбора, который предлагается агитаторами слушателям.

В агитбригаде, как и в любом творческом театрализованном коллективе, результат зависит от множества факторов: от сценария, от режиссуры, от актерского исполнения как индивидуального, так и коллективного. Результат своего труда члены дружного коллектива агитбригады, насчитывающей в данный момент до двух десятков человек, могут увидеть сразу в глазах своих зрителей, в их реакциях, в их рукоплесканиях. Как правило, выступление агитбригады является беспроигрышным вариантом для тех, кто хотел бы получить так необходимую в работе с детьми ситуацию успеха. Одно успешное выступление уже надежно гарантирует активность и ответственное поведение всех членов агитбригады в последующий период. Члены агитбригады начинают сами проявлять инициативу, предлагая свои варианты изменений в сценарий, в режиссуру, в оформление, музыкальное, световое, шумовое сопровождение последующих выступлений.

В репертуаре нашей школьной агитбригады имеется уже пять представлений: «Скажем наркотикам нет!», «А надо ль в армии служить!», «Мы за ЗОЖ», «Сохраним Землю для будущего!». «Твори добро». Тема некоторых из них была продиктована проблемами, затронутыми в беседах со взрослыми. Несколько фотографий рассказывают о выступлениях членов нашей школьной агитбригады на различных мероприятиях. Всем нравится то, что в них в незатейливой стихотворной форме затрагиваются многие злободневные вопросы.

Важным являются так же то, что наши агитаторы, становясь в ряды членов агитбригады, показывают пример своего неравнодушия к самым сложным и порой недетским проблемам жизни окружающего их общества, призывая к их решению своих сверстников и даже взрослых. Это ли не опыт гражданско-политической активности, о необходимости формирования которого говорилось выше? Более того, агитируя других к исполнению гражданского долга, агитатор публично провозглашает свои жизненные убеждения, что вряд ли позволит ему нарушить их в дальнейшей жизни. Это ли не тот важный результат воспитания, к какому стремится школа? Наконец агитбригады, составленные из числа самих учащихся, с одной стороны, совсем по-иному воспринимаются ученическим коллективом, так как это уже не назидание учителя, а диалог со сверстником. С другой стороны, подросток, наблюдая за выступлением членов агитбригады, в которой присутствуют не только положительные персонажи, но и отрицательные, получает хорошую возможность увидеть типичные способы поведения подростков и взрослых в обществе как бы со стороны. Кто-то узнает себя или своего друга, что заставит их непременно испытать либо чувство неловкости и стыда, либо чувство гордости. Некоторым слова из текста агитбригады пополнят копилку аргументов в пользу или против какого-то мотива поведения. Члены агитбригады «Новое поколение» стали инициаторами проведения акции «Меняем сигарету на конфету», а так же в день Всемирного отказа от курения ими же был организован выход на улицы города с самодельным раздаточным материалом о вреде курения.

Подводя итог вышесказанному, хочется заявить, что агитбригада – это как раз то самое из старого, которое вполне может быть ещё новым и вполне современным средством гражданского воспитания и политической агитации населения.

В силу своих психических особенностей наши выпускники не будут проходить службу в рядах Вооружённых сил, но их интерес к такой теме как защита Отечества тем не менее не теряется. В связи с этим педагогом-организатором ОБЖ было сформировано детское объединения «Патриот», которое очень тесно в течение нескольких лет сотрудничает с городским общественным клубом «Долг», возглавляемым ветераном Афганской войны Синельниковым Петром Васильевичем. Ребята из объединения «Патриот» изучают историю российской армии, знакомятся со структурой Вооружённых сил, принимают участие в городских соревнованиях по многоборью, посвящённых памяти погибшего в Афганистане спортсмена из Черногорска Евгения Ветрова. Кстати эти ребята выступили с инициативой создания проекта «Участники локальных войн-наши земляки», который сейчас находится в стадии разработки.

Хочется напомнить, что патриотизм начинается с любви к малой родине. А любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда воспитатель, классный руководитель приобщает окружающих к труду. Дела такого ребёнка невелики и несложны, однако имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для школы,для города. И, кстати, именно ребята из объединения «Патриот» были инициаторами выезда на берег протоки реки Енисей для очистки его от мусора во время республиканской акции, посвящённой Дню Енисея и они же предложили убраться в У-Абаканском мемориале.

Не могу не отметить деятельность ещё одного детского объединения, функционирующего в рамках «Алых парусов» - это клуб «Турист». Ребята, посещающие занятия этого клуба знакомятся с историей Хакасии, с её флорой и фауной, учатся пользоваться туристическим снаряжением и теорию проверяют на практике: это экскурсии в Бородинские пещеры, посещение Салбыкского кургана. И главное - участие в городском туристическом слёте!

Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Учащиеся нашего учебного заведения представляют собой самые разные социальные слои, поэтому главная трудность в работе педагогов – превратить понятия долга, чести, патриотизма в реальные жизненные ориентиры каждого из них.

 
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Администратор
Просмотров: 2486 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА