Суббота, 22:43 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Условия для гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании умственно отсталых школьников,находящихся на домашнем о
30.09.2015, 10:25

Автор: Юн Марина Анатольевна, 

КГКСКОУ СКОШ 8 вида 1, учитель-олигофренопедагог

 


Введение

Коррекционная работа с ребёнком – это сложнейший вид деятельности специалистов в образовательных учреждениях. Залог успеха – в их профессиональном взаимодействии. Не случайно большинство программ коррекции и развития обычно включает в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно психологом и педагогом, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребёнком, и выполняется педагогами и родителями с помощью психолога [3, с.34].
При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности.
Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребёнка [2, с.34].
Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику условий для гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании умственно отсталых школьников, находящихся на домашнем обучении в школе 8 вида. Это и определило цель нашей работы.

 


Основная часть

 

Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество [7].
Цель: создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка с выраженными интеллектуальными нарушениями, а в конечном итоге – их социальную адаптацию.
Задачи:
1. Развивать все психические функции и познавательную деятельность детей в процессе обучения и корригировать их недостатки.
2.Формировать у данной категории детей адекватное поведение: понимать и выполнять инструкции, соблюдать режим дня, правила поведения.
3.Развивать положительную эмоциональную контактность, коммуникативные навыки детей.
4.Формировать элементарные навыки самообслуживания.
5.Развивать мелкую и общую моторику, корригировать недостатки двигательной сферы. Укреплять физическое здоровье.
6.Осуществлять подготовку к овладению посильными видами труда.
7.Воспитывать бытовую ориентацию, элементарную самостоятельность, способствовать социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество [7].
Основываясь на исследования ведущих специалистов в области специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями А.Р. Маллер и Г.В. Цикото [2], главный акцент в обучении был сделан на овладение детьми навыками самообслуживания, формирование навыков общения, трудовое воспитание в постоянной продуктивной деятельности.
Используя все познавательные возможности детей, находящихся на домашнем обучении, необходимо развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и специальных производственных условиях простую работу, жить по возможности в семье и находиться в трудовом коллективе.
Медико - психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья следующие:
ранняя диагностика;
рекомендации ПМПК;
обследование и рекомендации ПМПк;
медицинская реабилитация;
социально- педагогическая работа;
психолого- педагогическая коррекция;
коррекционно- развивающая работа;
индивидуальный маршрут развития;
допрофессиональное и профессиональное обучение.
Содержание работы направлено на обучении и воспитании умственно отсталых школьников с учетом личностно-ориентированного подхода.
Весь учебно-воспитательный процесс с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения, строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами, которые являются ведущими средствами обучения данной категории детей.
В начальном звене все уроки и занятия проводятся в игровой форме с частой сменой видов деятельности.
В среднем звене большинству учащихся предлагаются задания для самостоятельной работы, в практической деятельности закрепляются формируемые умения и навыки [2].
По истечении семи лет целенаправленного специального коррекционно-развивающего обучения детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития можно отметить значительные положительные результаты в развитии их личностных качеств и познавательной деятельности.
Их поведение стало упорядоченным, они подчиняются принятым правилам и нормам поведения в обществе, адекватно ведут себя в различных учебных и бытовых ситуациях, самостоятельно добираются из дома до школы и обратно.
Кардинально улучшилась речь детей: они могут поддерживать разговор с окружающими их взрослыми и детьми. Большинство учащихся овладели элементарными навыками чтения, письма и счета.
Путь к взаимопониманию между детьми и взрослыми – это очень серьезный эмоциональный и интеллектуальный труд. И, прежде всего, труд взрослого, находящегося рядом, возможный только на основе совершенствования себя, своих качеств, демократизации общения с детьми и с коллегами.
Реализуя условия для гуманизации и личностно-ориентированного подхода, специалист должен уважительно относиться к своим воспитанникам. С первых дней обращаться к детям надо по имени, фамилия указывается только в списках. Чем раньше взрослый перестанет путать имена детей, тем будет легче установить с ними хорошие взаимоотношения.
Дети не любят, когда их воспринимают как маленьких и неразумных. В любом возрасте они хотят казаться старше. Данный факт необходимо учитывать во взаимодействии с детьми.
Взрослый не может позволить себе называть ребенка обидным для него прозвищем. Иногда бывают совсем безобидные прозвища и сами ребята гордятся, что им их присвоили.
Специалисту при обращении к ребенку следует обратить внимание на интонацию. Тон панибратства с детьми недопустим. Взрослому в детском коллективе стоит с самого начала правильно подбирать нужный тон, жесты и слова, а также следить за культурой речи [1, с.12].
Важным моментом является отчетливое произношение слов, правильная интонация (пауза, логическое ударение). Категорически запрещается использовать нецензурные выражения.
Ответственность за межличностные отношения, складывающиеся у ребят с друг другом и с взрослым, возлагается на последнего. Необходимо учитывать следующие условия для того, чтобы добиться благоприятного психологического климата в обучении и воспитании ребенка на дому:
-взрослый должен задавать позитивный тон во взаимоотношениях;
-необходимо следить за своим внешним видом и поведением;
-повышенный тон и крик – крайне неэффективные средства воздействия;
В работе учитель использует следующие специальные методики:
поэтапное разъяснение заданий, их последовательность;
повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
смена видов деятельности;
обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения (применение функциональной музыки, аудиосопровождение уроков);
близость к учащимся во время объяснения задания;
индивидуальное оценивание (разрешение переделать задание, с которым ребёнок не справился).
Дети с интеллектуальной недостаточностью на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта.
Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности.
Процессы сравнения и обобщения у детей затруднены, отмечается несовершенство логического анализа и синтеза, трудности абстрагирования, снижение познавательных интересов. Ребенку, с нарушением интеллекта для полноценного развития необходима занятия творчеством.
Субъект-субъектная позиция взрослых предполагает соответствующее отношение к ребёнку как равноправному партнёру, инициатору самостоятельной творческой деятельности, уникальной личности, обладающей индивидуальностью, неповторимостью, как к человеку, имеющему собственные цели, потребности, интересы, которые необходимо учитывать, не ограничивая возможности дальнейшего развития.
Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процессов обучения и воспитания.
Индивидуальные особенности, которые впедагог должен выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, потребности и способности, интересы, темперамент и характер, уровень развития, стиль обучения.
Всегда есть дети, отличающиеся от сверстников быстротой и креативностью мышления, умением организовать свою деятельность, готовностью помочь другим детям. Для них нужны сложные задания, требующие творческого подхода. Один ребёнок сразу приступает к выполнению заданий, другому необходимо подумать; одному нужна поддержка взрослого, другой работает автономно; одного достаточно приободрить, помочь советом, другому необходимо оказать практическую помощь.
Это признаки различия в стилях обучения, в организации работы. Умение распознавать различия в поведении детей и индивидуальные особенности их личности позволят воспитателю лучше понять и принять каждого ребёнка, помочь детям решить их проблемы такими путями, которые соответствовали бы их индивидуальному стилю обучения.
Личностно-ориентированный подход к обучению обеспечивает баланс между потребностями личности и группы. Элементы общих знаний доводятся до детей косвенно, когда они делают выбор, реализуя собственные интересы, решая свои задачи.
Свободный выбор — это возможность пробовать новое, действовать одному или в сотрудничестве с другими, работать молча или включиться в диалог, ориентироваться на результат либо сосредоточиться на процессе. Делая свой собственный выбор (содержания и способа деятельности, партнёрства, материалов, места работы и др.), каждый ребёнок действует по своему усмотрению, в своём темпе, получая свои результаты. Право выбора раскрепощает детей, снимает у тревожных детей чувство страха. От воспитателя требуется умение создать развивающую среду, стимулирующую активность детей, готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Вместо привычных указаний, что и как дети должны делать, педагог помогает им реализовать их собственные планы в организованном обучении, совместной и самостоятельной деятельности.


Заключение

 

Таким образом, личностно ориентированный подход в воспитании включает также тесное взаимодействие с семьей на основе партнерских, равноправных отношений при обучении ребенка на дому. Принцип партнерства в равной степени подразумевает партнерство учреждения и семьи. Именно потому, что для ребенка семья – наиболее значимое микросоциальное образование, мы старались научиться уважать право семьи на собственные позиции и приоритеты в отношении ребенка и воспитания.
В последнее время специалистами выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое – коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое – воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое - коррекция регулятивной и формирование коммуникативной функций; социально-педагогическое – развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве и учебе.

 


Список использованной литературы

 

Кравцова М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – М.: Генезис, 2005. – 111 с.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: «Академия», 2013.- 144 с.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2014. – 400 с.
Маркова Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. М.: Айрис-пресс, 2012. – 160 с.
Маллер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208с.
Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. – М.: АРКТИ, 2011. – 52с.
Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 576с.

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Администратор
Просмотров: 401 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА