Четверг, 23:02 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Учимся быть культурными
[ Скачать с сервера (33.4Kb) ] 04.03.2014, 17:10
Автор: Чебан Н.Г. ГБС(К)ОУ с. М. Толкай воспитатель
Представляю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 8 класса по теме: «Учимся быть культурными».
Данный материал будет полезен воспитателям школы среднего звена.
Это конспект воспитательского занятия, направленного на формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в 8 классе на тему: «Учимся быть культурными».
Интеграция познавательной области: «коммуникация».
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом.
Задачи:
• развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
• развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формировать умение совместно работать в группе;
• способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;
• обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Методы проведения :
• - поисковые
• - дискуссионные
• - игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)

Ход занятия:
Воспитатель:
Что значит быть культурным человеком?
– Это значит соблюдать правила культурного поведения.
– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.
– Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Воспитатель: Я с вами согласна.

Воспитатель:
Что такое этикет? Этикет – это совокупность правил,
касающихся внешнего проявления
отношения к людям: поведение
в общественных местах, формы
обращения и приветствий, манеры и одежды.
Какие виды этикета вы знаете?
- Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.
А что такое вежливость?
Вежливость – одно из качеств воспитанного человека, это умение вести себя так, чтобы другим было приятно. Кого называют вежливым человеком? Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.
Воспитатель:
Как вы думаете откуда же появились эти правила?
Никто этих правил не выдумывал. Они создавались в народе постепенно, вырабатывались веками. И возникали совсем не случайно. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о его нравственных и умственных достоинствах.

«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе».
Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношения к другим – достойным или невежливым. Общая культура складывается из многих составляющих. Как приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.
Воспитатель:
А сейчас попробуем определить, какие вы ″знатоки″ правил вежливости. Для разминки проведем конкурс
поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней.

- Поздороваться при встрече … (вежливо).
- Толкнуть, не извиниться …(невежливо).
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо).
- Не встать, обращаясь к взрослому …(невежливо).
- Уступить место пожилому человеку …(вежливо).
-Обижать маленьких.
-Помочь пожилому перейти дорогу.
-Жаловаться на других.
-Сказать «спасибо».
поэтическая игра “Словарь вежливых слов”.
1. Растает даже ледяная глыба От слова теплого....(“Спасибо.”)
2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит.... (“Добрый день.”)
3. Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь...(“Здравствуйте.”)
4. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... (“Спасибо.”)
5. Когда нас бранят за шалости, Говорим... (Прости, пожалуйста.)
6. И во Франции, и в Дании На прощанье скажут...(“До свидания.”)
Одной из важнейших составляющих культуры поведения является речевой этикет.
Помните в сказке “О мертвой царевне и о семи богатырях”, когда царевна в простом платье предстала перед богатырями, Пушкин говорит: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”. Как вы объясните «спознали». Как они догадались, что это царевна?
Мы еще не знакомы с человеком, но стоит ему заговорить, и с первых его фраз мы можем многое о нем узнать. Если постараться, то можно определить и его образование, и социальный статус, и возраст.
Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас и интонация.
Чем больше слов в багаже, тем четче и яснее человек может выражать свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему будет общаться.
Ученый установили, что словарный запас А.С. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас скромнее – около 4 тысяч слов.
Задание:
Давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “спасибо ” произнести по-разному: громко и тихо; неуверенно и решительно; восторженно и задумчиво.
1. Скажите, к кому вы обычно обращаетесь на “ты”? (К близким людям, друзьям, членам семьи, взрослые к детям.)
2. К кому вы обычно обращаетесь на “вы”? (К малознакомым и незнакомым взрослым, к тем людям, кто значительно старше; так можно обратиться и к хорошо знакомому человеку, и даже к родственнику в строгой, официальной обстановке.)
3. Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым – вошедший или те, кто находится в помещении? (Вошедший.)
4. Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых важных сведений о себе? (Свои имена.)
5. Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (Да.)
6. В каких случаях женщина должна встать при знакомстве? (Когда ее представляют старшему по возрасту или положению.)
“Мы идем в гости!”
Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
Тарам - парам, парам - тарам, на то оно и утро!
Умение встречать гостей – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья.
1. Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить или подготовить подарок.)
2. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (Поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
3. Обязательно ли договариваться о времени, приглашая друг друга в гости? (Обязательно. Дежурная фраза “Заходи как-нибудь в гости” – это, по сути дела, плохо завуалированное оскорбление.)
4. Можно ли приглашать в гости по телефону? (Можно, но только очень близкого друга.)
5. Как нужно вести себя в гостях? (Быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания.)
6. Должны ли хозяева знакомить незнакомых друг с другом гостей? (Должны; более того, это их обязанность.)
7. Представьте, что у вас дома собрались гости, все уже приготовлено, стол накрыт, но один из приглашенных опаздывает. Сколько времени вы будете его ждать? (Не более 15 минут.)
8. Нужно ли, отправляясь в гости, брать с собой торт, напитки, сладости? (Главное – взять то, что будет уместным, и столько. Сколько действительно нужно.)
9. Прилично ли опаздывать в гости? (Неприлично, нельзя заставлять себя ждать.)
10. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину отказа.)
“Что подарить...”?
Чего не дарят людям в день рождения! Фантазии гостей предела нет.
Одни приходят с книжками для чтения, другие с целым ворохом конфет.
Приглашение получено, нужно подобрать подарок. Выбрать его – задача не из легких. Главное здесь – чтобы подарок принес радость тому, для кого он предназначен. Итак, поговорим о том, что и когда можно дарить и как правильно принимать подарки!
(На столике лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, духи, часы, мягкая игрушка, шоколад, ручка, блокнот и т.д.)
Вы видите на столе много-много подарков. Подойдите к столу и выберете тот подарок, который бы подарили своему другу, маме, учительнице, подруге. Если ничего не нравится, предложите свой вариант подарка.
1. Какие подарки уместны в любом случае, по поводу любого праздника? (Открытка, цветы, книги, коробка конфет.)
2. Как следует принимать подарок? (Развернуть, посмотреть, поставить на видное место и поблагодарить за него.)
3. Вы дарите букет цветов. Сколько цветов должно быть в букете? (Нечетное число, если их меньше 10, а если больше – произвольное число.)
4. Вы дарите букет. В какой руке вы его держите – в правой или в левой? (В левой, чтобы букет не мешал здороваться.)
5. Допустим, молодой человек придя в гости к девушке приносит цветы ей и ее матери. По правилам этикета букеты должны быть разными или одинаковыми? Кому вручают цветы в первую очередь? (Букеты должны быть разными, сначала цветы вручаются матери, затем девушке.
6. Можно ли дарить цветы в горшке? (Можно. Но только близкому другу.)
Релаксационная пауза.
Сейчас я хочу, чтобы вы сели так, как вам удобно.
Постарайтесь вспомнить что-нибудь очень хорошее: ваш успех, победу, удачу, радость.
Представьте себя в самом прекрасном месте на земле.
Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава, расслабьтесь и медленно закройте глаза, сделайте глубокий вдох.
Представьте себе, что вы сейчас особенно, как никогда счастливы, здоровы, веселы. Ваше тело чувствует себя очень хорошо, вам легко дышится и голова такая свежая, вам приятно, вам нравится это состояние.
Почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо.
Скажите себе: “Я хочу, чтобы, уходя из этой комнаты, я взял с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захочу, столько, сколько мне нужно для того, чтобы чувствовать себя хорошо и чтобы у меня все получалось.”
А теперь, откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.
“Прошу за стол!”
Вот это стул – на нем сидят.
Вот это стол – за ним едят. С. Маршак.
1. Когда можно сесть за праздничный стол?
– как только вошли в комнату;
– только после того, как сядут хозяева;
– после приглашения хозяйки.
2. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и…
– заправляете за воротник;
– кладете на колени;
– кладете рядом с тарелкой.
3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
– гневно отказаться;
– отказаться, назвав причину отказа;
– взять немного, поблагодарив.
4. Как правильно есть котлету?
– ножом и вилкой;
– одной вилкой;
– одним ножом.
5. Для чего к рыбе подается нож?
– чтобы разрезать большой кусок на маленькие;
– чтобы отделят мясо от костей;
– чтобы придержать кусок, когда пользуешься вилкой.
6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
– самые большие;
– самые маленькие;
– те, что лежат ближе к вам.
"От теории к практике."
Задачи на вежливость.
А теперь, ребята, у нас будет практическая работа.
Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Воспитатель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Задания для карточек:
1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери
2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.
(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»
3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.
(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто
4. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
5. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.
(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»
6. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)
Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске
7. Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.
(Нужно сказать: «Простите»)
8. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
9. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)
10. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего-то хорошего.
11. Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего-нибудь хорошего
12. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)
13. Сервировка стола. Приглашаются по одному участнику. Они должны установить на столе столовый прибор (тарелка, слева от нее вилка, справа – нож и ложка (причем нож и вилка вогнутой стороной вниз).
Воспитатель: Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?
– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.
– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
Проверим ваши знания в танцевальном этикете.
“Танцевальный этикет.”
1. Можно ли танцевать девушке с девушкой, а юноше с юношей? (Можно, если тебе не хватает пары.)
2. Должна ли девушка объяснять партнеру свой отказ потанцевать с ним? (Обязательно – чтобы не огорчить его.)
3. Может ли девушка после отказа танцевать этот же танец с другим? (Нет, этого не следует делать.)
4. Как вести с партнером, если он плохо танцует или вообще не умеет танцевать? (Ни в коем случае не отказывать, а поучить его.)
5. Можно ли прерывать танец на середине? (Нет, такого права не имеет ни кавалер, ни девушка.)
6. Что нужно сделать юноше после окончания танца? (Проводить девушку до места и поблагодарить.)
7. Когда девушкам можно приглашать юношей? (Когда объявлен “белый танец”.)
8. Можно ли танцевать на вечере “до упаду”? (Нежелательно, так как вы будете выглядеть “взмыленным”. Лучше пропустить 1–2 танца и вовремя передохнуть.)
“Пословица за пословицей”.
Правила поведения присущие тому или иному народу, нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа.
Чего в другом не любишь у Карпа свой.
Береги платье снову, того и сам не делай.
У Сидора обычай, а честь смолоду.
Мил тот гость, а думай быть опрятным.
Не думай быть нарядным, что недолго гостит
Подведение итогов
Воспитатель. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? Почему?

– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга
– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся
– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.

Попробуем, ребята, сформулировать правила вежливости.
Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
Научитесь прощать людям их слабости; умейте простить обиды.
Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

Я повешу эти правила в группе и в классе, я не хочу сказать, что вы невоспитанны, но в повседневной суете, мы иногда забываем о правилах хорошего тона, постарайтесь их соблюдать и напоминайте остальным, что поступают некрасиво в некоторых ситуациях.
Ребята, есть воспитанные люди, а есть те, кто просто выглядят воспитанными. Они могут подать пальто, открыть дверь, пропустят вперед, вежливо улыбнутся, но они устанут бесконечно
притворяться воспитанными, снимут маску и все увидят его настоящее лицо, злое и неприятное. Я желаю вам быть людьми воспитанными, чтобы у людей от общения с вами осталось хорошее впечатление о вас.

Наш классный час подошел к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Natalya6865
Просмотров: 646 | Загрузок: 88 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА