Четверг, 15:24 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Статья "Приоритетные направления воспитательного процесса в школе-интернате №8 города Иркутска для слепых и слабовидящих учащихся
[ Скачать с сервера (42.3Kb) ] 02.01.2014, 18:19
Министерство образования Иркутской области
Областное государственное специальное (коррекционное) казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №8 III – IV видов г. Иркутска

СТАТЬЯ
на тему: «Приоритетные направления воспитательного процесса в школе-интернате №8 г. Иркутска для слепых и слабовидящих учащихся»

Выполнил:
воспитатель
Быцко Галина Николаевна

г. Иркутск, 2014 г. 
Приоритетные направления воспитательного процесса в школе-интернате

Цель: создание в школе-интернате максимально комфортных условий для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе.

Задачи:
-способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни;
-усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране;
-удовлетворить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании;
-укрепить связи семьи и школы в интересах развития ребенка, коррекции процессов его воспитания и обучения, создать систему педагогической подготовки родителей;
-создать единое воспитательное пространство всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями города.

Обосновывая положения коррекционно-педагогической работы со слепыми и слабовидящими детьми, специалисты тифлопедагогики исходят из теоретической концепции о закономерном соотношении обучения, воспитания и развития детей с нарушением зрения, о наличии первичных и вторичных отклонений у них, которые подвергаются изменениям, коррекции, компенсаторным перестройкам, восстановлению под влиянием специально направленной учебно-воспитательной работы. При этом, важное значение имеет дифференцированный подход, учитывающий общие закономерности и специфические особенности развития детей с глубоким нарушением зрения. Говоря о компенсаторных процессах и коррекции вторичных отклонений у слепых и слабовидящих, следует отметить, что формирование компенсаторных механизмов сопряжено не столько с активацией поврежденного органа или замещением его другим органом, сколько с целенаправленным формированием активной личности слепого и слабовидящего в направлении социально обусловленной деятельности.

Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с нарушением зрения:
- ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;
- значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;
- у многих воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
- учащимся присущи такие качества личности, как:
а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает аффективное реагирование и обида;
г) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
д) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
е) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
На основании данной характеристики детей можно сделать вывод о необходимости создания системы коррекционно-развивающего сопровождения всего воспитательного процесса.
Воспитательная деятельность в школе-интернате планируется с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся, так как лишь при этом условии ребенок, как личность, будет эффективно развиваться.
Воспитательная деятельность в школе-интернате реализуется по следующим направлениям:
1. Социальная адаптация.
2. Нравственная позиция.
3. Познавательно – креативная деятельность.
4. Бытовая и трудовая деятельность.
5. Здоровье сберегающая сфера.
6. Эстетическая сфера.
В тематический план включены основные мероприятия, максимально раскрывающие содержание каждого направления.

Блок 1. Социальная адаптация

Наличие дефекта зрения, нередко приводящее к нарушению социальных отношений, может содействовать возникновению негативных социальных установок (на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение и др.). Кроме того, люди с нарушениями зрения не в состоянии обрести многие навыки общения и невербальные средства общения (жест, мимика и др.) спонтанным путем естественного наблюдения и подражания. Все перечисленное негативно влияет на социализацию слепых и слабовидящих. Эффективность педагогического воздействия в этой сфере требует воспитания базисных качеств личности – целеустремленности, упорства стремления к самостоятельности; формирование компенсаторных навыков, которые позволили бы слепым и слабовидящим школьникам без зрительного контроля или под контролям дефектного зрения качественно, эстетично и относительно быстро выполнять действия, связанные с социальной деятельностью, используя совокупность информации от всех сохранных анализаторов, включая остаточное зрение; приобретения ими социально-адаптивных навыков и адекватного отношения к своему дефекту, а главное – активной жизненной позиции.

Возрастной
состав Задачи Тематика мероприятий Ожидаемый результат
7 – 11 лет. -познакомить детей с правилами поведения в школе, в общественных местах;
-научить детей пользоваться столовыми приборами;
- сформировать умения и навыки участия в коллективных делах. 1. Поведение на улице, в помещении
2. Поведение за столом.
3. «Ты» и «Я».
4. Неделя вежливости.
5. О дружбе и товариществе. -умеют правильно вести себя (под наблюдением воспитателя) на улице и в помещении;
-соблюдают простейшие правила поведения за столом;
-используют в речи доступные возрасту стереотипы общения в различных ситуациях (приветствия и прощания, благодарность и извинения);
-справедливо оценивают свои поступки;
-осознанно выполняют возложенные обязанности.
12 – 16 лет. - сформировать у детей представления об этикете;
- воспитывать взаимоуважение, дисциплинированность, деликатность;
- сформировать умение правильно вести беседу;
- расширить сведения о формах обращения к старшим, сверстникам. 1Понятие личности: «Кто я?», «Кто ты?».
2.Умение жить среди людей.
3.Права и обязанности ребёнка и учащегося.
4. Умение общения.
5.Я и мои эмоции. -знают правила честной социальной конкуренции;
-знают правила безопасного поведения с незнакомыми людьми.
-выражают и отстаивают собственные интересы;
-умеют принимать гостей;
-умеют организовывать свободное время.
-участвуют в коллективных делах.
17 - 19 лет. -систематизировать понятие об этикете как об установленном порядке поведения, отношения к людям;
- познакомить с вербальными и невербальными этикетными знаками;
-расширить сведения о культуре поведения в общественных местах;
-воспитывать собранность, сдержанность, аккуратность. 1.Самооценка, развитие и личностный рост.
2.Формирование образа будущего.
3.Кодекс чести старшеклассника.
4.Кто я такой и чего в жизни хочу?
5.На что потратить свою жизнь?
6.Стресс и способы его снятия. -знают права и обязанности человека.
-умеют находить компромиссы;
-умеют разрешать конфликтные ситуации;
-умеют защищать себя от влияния людей-манипуляторов;
-умеют выстраивать партнёрские отношения с окружающими людьми;
-заботятся о тех, кто нуждается в поддержке (младшие, старики, женщины, лица с ограничениями по здоровью, больные);
-выполняют данное слово, а также иные договорённости.
Блок 2. Нравственная позиция

Среди детей с нарушениями зрения приходится особое внимание обращать на нравственное воспитание, проводить работу по нравственному перевоспитанию чаще, чем среди зрячих детей. Дети с нарушениями зрения в состоянии усвоить основные понятия этики и нормы поведения, но практическое овладение этими нормами для них затруднено, что объясняется ограничением наблюдения за поведением людей в различных ситуациях, трудностями в подражании их действиям, формировании навыков культурного самообслуживания, сужением круга общения по сравнению с нормально видящими сверстниками. В результате чрезмерной опеки со стороны окружающих или отсутствия внимания, формируются отрицательные моральные стороны характера (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества, равнодушие к окружающим, душевная черствость). Осознание себя инвалидом формирует у ребенка неадекватные требования к обществу, школе и семье. Направленные на удовлетворении иногда эгоистических претензий, без глубокого осознания заботы и ответного внимания к другим. Вследствие этого перед семьей и школой встают задачи, предусматривающие нахождение путей преодоления у детей с дефектом зрения отрицательных личностных черт.

Возрастной
состав Задачи Тематика мероприятий Ожидаемый результат
7 – 11 лет. -формировать представление о плохих и хороших поступках;
-формировать навыки честного отношения к сверстникам и взрослым;
-формировать уважительное отношение к хлебу, продуктам.
-развивать потребность в сопереживании, в необходимости любить ближнего. 1.Плохой – хороший поступок.
2.Честность в отношении друг с другом и с взрослыми.
3.Неделя добрых дел.
4.Доброта спасёт мир.
5.Хлеб всему голова. -знают определения качеств личности – честность, порядочность, чувство сострадания, вежливость, корректность;
-дают оценку собственным и чужим поступкам;
- заботятся о тех, кто нуждается в поддержке (младшие, старики, женщины, лица с ограничениями по здоровью, больные
12 – 16 лет. -формировать представление о нравственности и безнравственности;
-воспитывать уважительное отношение к слабым, старикам, женщинам;
-формировать патриотизм, гражданственность, гордость за свою страну;
-воспитывать чувства благодарности, уважения к своим родителям. 1.Самооценка, развитие и личностный рост.
2.Мои характерологические особенности.
3.Неделя добрых дел.
4.Отцы и дети.
5.Слово о Родном крае. -определяют объективно самооценку;
-различают нравственное поведение от безнравственного;
-понимают чувства и мотивы других людей, уважать мнение своих оппонентов.
17 – 19 лет. -формировать позитивное представление о семейных ценностях;
-воспитывать уважение к ценностям национальной культуры;
-формировать положительную нравственную оценку любви;
-побуждать к повышению своего культурного уровня, к самопознанию, саморазвитию. 1.Неделя добрых дел.
2.Супружество без брака.
3.Любовь на букву «С».
4.Деньги и мифы.
5.Богатство: спасение или грех? -занимают активную позицию в отношении анти гуманных поступков;
-ценят значение брака, семьи, материнства, отцовства;
-имеют позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремлённость, трудолюбие, скромность;
-уважают национальные традиции.

Блок 3. Познавательно – креативная деятельность

Познавательно-креативное мышление материализуются в различных видах деятельности. Поэтому игру, учение, труд можно рассматривать как познавательно-оценочную, преобразующую деятельность, в которой отображается взаимодействие с окружающей действительностью. В процессе обучения музыке, графике, скульптуре, художественному моделированию и конструированию, декоративно-прикладному искусству дети с нарушением зрения знакомятся с содержательными элементами (формой, ритмом, гармонией, симметрией, пластикой, цветосочетанием и др.), у них формируются познавательные потребности, эмоциональная отзывчивость, предрасположенность к восприятию эстетических и художественных ценностей.

Возрастной
состав Задачи
Тематика
мероприятий Ожидаемый результат

7 – 11 лет. -прививать навыки самостоятельности при выполнении домашней работы:
-сформировать понимание потребности проявлять творческие наклонности, участвуя в работе кружков, студий, секций, объединений творческих групп, а также в осуществлении творческих проектов;
-сформировать понимание потребности добровольно и ответственно участвовать в классных и общешкольных мероприятиях. 1.Правила выполнения самоподготовки.
2.Участие в предметных неделях.
3.Участие в конкурсе чтецов по системе Брайля.
4.В мире сказок. -проявляют интерес к учёбе;
-самостоятельно выполняют домашнее задание;
-проявляют интерес к чтению;
-проявляют творческие наклонности, участвуя в работе кружков, внеклассных мероприятий;
-проявляют инициативу, участвуя в различных конкурсах и олимпиадах.
12 – 16 лет. -формирование учебной мотивации,
-научить пользоваться различными справочными материалами;
-научить ориентироваться в информационном пространстве.
-формировать понимание потребности в посещении выставок, концертов, музеев, театров, библиотек. 1.Участие в предметных неделях.
2.Участие в конкурсе чтецов по системе Брайля.
3.Литературная гостиная.
4.Интеллектуальное лото.
5.Конкурс эрудитов. -проявляют интерес к учёбе;
-ориентируются в информационном пространстве;
-проявляют творческие наклонности, участвуя в работе кружков, конкурсных мероприятиях;
-умеют пользоваться различными справочными материалами;
-ориентируются в репертуаре выставок, концертов, музеев, театров, библиотек.
17 - 19 лет. -формировать учебную мотивацию;
-формировать понимание потребности в посещении выставок, концертов, музеев, театров, библиотек;
-формировать представления о собственно-личностном и профессионально-карьерном росте;
-развивать потребность в целенаправленном самообразовании и самовоспитании. 1.Участие в предметных неделях.
2.Участие в конкурсе чтецов по системе Брайля.
3.Физики в гостях у лириков (литературное кафе).
4.Обо всём на свете (брей–ринг).
5.Открытие фирмы (деловая игра). -проявляют интерес к учёбе;
-заинтересованы в целенаправленном самообразовании и воспитании;
-ориентируются в информационном пространстве;
-адаптированы к новой социальной и профессиональной среде;
-ориентируются в мире профессий.

Блок 4. Бытовая и трудовая деятельность

Трудовое воспитание слепых и слабовидящих учащихся направлено на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии, адекватной их способностям, состоянию зрения и здоровья. Умение применять теоретические знания и творческие способности на практике достигается только благодаря систематической, хорошо организованной предметно-практической деятельности учащихся. Систематическая предметно-практическая деятельность обеспечивает формирование у слепых и слабовидящих знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой деятельности в условиях зрительного дефекта, навыков контроля, правильного дозирования и распределения трудовых операций и нагрузок, то есть овладение рациональными приемами работы.

Возрастной
состав Задачи Тематика
мероприятий Ожидаемый результат
7 – 11 лет.
-сформировать у ребенка навыки по самообслуживанию;
-познакомить детей с правилами личной гигиены;
-познакомить детей с правилами ухода за предметами личного пользования;
-воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами;
-воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий; 1.Труд в жизни человека.
2.Правила личной гигиены
2.Чистота – залог здоровья.
3.Правила поведения в душевой.
4.Правила ухода за обувью, одеждой.
5.Учись дежурить. Правила для дежурных.
6.Порядок в доме. Каждой вещи - своё место. -обладают элементарными навыками самообслуживания;
-знают и выполняют правила поведения в столовой, душевой, гигиенической комнате и т. п.;
-участвуют в дежурстве по школе, по столовой;
- ценят чужой труд;
-знают названия профессий людей из его окружения, умеют ориентироваться в них;
-знают о создании материальных благ;
-знают о различных образцах денег;
- ориентируются в ценах на основные товары и услуги;
- знают правила ухода за домашними животными и растениями.
12-16 лет. -научить правильному уходу за одеждой;
-научить производить мелкий ремонт одежды, обуви;
-воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами;
-научить ориентироваться в социально – бытовой сфере обслуживания;
-научить ориентироваться в мире профессий. 1.Профессии моих родителей.
2.Для чего люди работают?
3.Личная гигиена.
4.Культура одежды.
5.Уход за жилищем.
6.Службы экстренной помощи.
7.Сфера бытового обслуживания.
8.Принимаем гостей. -понимают значение личной гигиены для здоровья человека;
-ориентируются в мире профессий;
-совершают различные покупки;
-умеют комплектовать собственный гардероб и варьировать его из наличных вещей;
- ухаживают за мебелью, используя спецсредства;
-умеют пользоваться электроприборами повседневного назначения;
-умеют пользоваться телефонным справочником и иными информационными ресурсами;
-умеют оформлять блюда и сервировать стол;
-умеют выбирать подарок и оформлять поздравление;
-умеют пользоваться общественным транспортом;
-умеют рассчитывать личный бюджет;
17 – 19 лет. -сформировать потребность в осознанном труде;
-развивать качества: трудолюбие, целеустремлённость, чувство удовлетворённости за выполненную работу, самостоятельность, ответственность, исполнительность, порядочность;
- сформировать умение оценивать и анализировать свои интересы, способности к различным видам труда в процессе предварительной пробы сил;
-познакомить с основными направлениями профессиональной деятельности человека;
-развивать способности воспитанников к профессиональному самоопределению, путём изучения профессиональных интересов и склонностей воспитанников с помощью психологических методик диагностики, тестирования, анкетирования: оценка развития отдельных физических качеств. 1.Познай свое Я.
2.Основные направления профессиональной деятельности.
3.Мой профессиональный тип личности.
4.Практические занятия: заполнение бланков, квитанций для оплаты коммунальных услуг.
5.Экскурсии: центр занятости населения, отдел кадров предприятия. -знают о семейном бюджете;
-знают о том, как обустроить жилище;
-умеют пользоваться сферами услуг;
-умеют оформлять необходимые документы;
-оценивают собственные жизненные потребности;
- положительно относятся к трудовым делам;
-умеют пользоваться различными средствами бытовой химии;
-определяются с выбором профессиональной деятельности.

Блок 5. Здоровье сберегающая сфера

Здоровье сберегающие технологии, применяемые в школе – интернате имеют чрезвычайно важное значение для улучшения состояния здоровья и физического развития слепых и слабовидящих. Для них проводятся специальные коррекционные занятия по физическому воспитанию, лечебной физкультуре, ритмике, включающие развитие силовых, пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений. Тифлопедагоги строят образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить, возможно, большую двигательную активность учащихся за счет постановки всех видов физкультурно-оздоровительной работы: гимнастики до занятий, физкультурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортивных часов, ежемесячных дней здоровья и спорта и др.

Возрастной
состав Задачи Тематика
мероприятий Ожидаемый результат
7 – 11 лет. -сформировать представление о понятии «здоровье»;
-сформировать навыки самообслуживания;
- развить в детях потребность в занятиях физической культурой и спортом.
1.Здоровье – это здоровый образ жизни.
2.Питание и здоровье.
3.Что полезно, а что вредно.
4.Почему надо делать зарядку и заниматься спортом?
5.Болезни и их профилактика. -используют меры по профилактике здорового образа жизни, включая правила личной гигиены, физическую гимнастику, гимнастику для глаз, закаливание, динамические паузы;
-выполняют индивидуальный и общий режим дня;
-знают правила поведения во время стихийных бедствий;
-выполняют рекомендации психолога;
-выполняют предписания врачей, обусловленные индивидуальным медицинским диагнозом;
-знают о здоровом и научно обоснованном питании, витаминизации, режиме физических, зрительных и психоэмоциональных нагрузок;
-знают о вреде для здоровья некоторых ягод, грибов, растений, химических соединений.
12 – 16 лет. - воспитывать в ребенке ответственность за себя, свое здоровье, за свои поступки;
-развивать основные двигательные качества, с учётом рекомендаций врача офтальмолога;
- мотивация здорового образа жизни и создание условий для ее реализации. 1.Здоровье - это здоровый образ жизни.
2.Заболевания, их профилактика и лечение.
3.Питание и здоровье.
4.Гигиена юноши. Гигиена девушки.
5. Курить – здоровью вредить.
6.Влияние алкоголя на организм человека. - знают о последствиях алкоголя, никотина, наркотиков, токсических веществ, о различных психологических состояниях;
- выполняют правила гигиены труда;
-выполняют правила дорожного движения;
- знают о нормах половой гигиены;
-принимают активное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях.
17 -19 лет. -воспитывать в ответственность за себя, свое здоровье, за свои поступки;
-развивать основные двигательные качества, учитывая рекомендации врача офтальмолога;
- обучить оказанию первой медицинской помощи;
- мотивация здорового образа жизни и создание условий для ее реализации. 1.Здоровье - это здоровый образ жизни.
2.Питание и здоровье.
3.Гигиена юноши. Гигиена девушки.
4.Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
5.Домашняя аптека.
6.Психо активные вещества, наркотики.
6.Травмы, оказание первой медицинской помощи. -владеют основами знаний о здоровом образе жизни;
-умеют оказать первую медицинскую помощь;
-заботятся о своем здоровье;
-знают возрастные особенности организма и влияние на него алкоголя, никотина, наркотических и психотропных веществ;
-принимают активное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях.

Блок 6. Эстетическая сфера

Особую заботу проявляет школа в решении проблемы эстетического воспитания. Слепые и слабовидящие с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности.

Возрастной
состав Задачи Тематика мероприятий Ожидаемый результат
7 – 11 лет. -формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
-развивать эстетические представления, фантазию, мышление и сообразительность на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека;
-развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.
1.О чём говорит внешний вид человека?
2.Осенний бал.
3.Новогодние приключения у Ёлки.
4.Изготовление открыток «Любимому учителю», «Подарок Маме», «Защитнику Отечества».
5.Мастерская Деда Мороза.
6.Изготовление поделок для Рождественского и Пасхального фестивалей. -знают о соответствии одежды обстоятельствам, погодным условиям;
-умеют переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование,
- посещают культурные центры.
12 - 16 лет. -развивать практические умения, элементы художественного исполнительства, фантазию, конструктивное мышление путем приобщения воспитанников к разнообразным жанрам искусства, к культурному наследию общества;
-формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
-развивать эстетические представления на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека. 1.Как правильно подобрать косметику?
2.Гардероб современного человека.
3.Осенний бал.
4.Юмористическое Новогоднее представление.
5.Участие в Рождественском, Пасхальном фестивалях. - умеют пользоваться косметическими средствами;
-умеют одеваться соответственно современным требованиям;
-обладают культурой речи;
-посещают культурные центры.
17- 19 лет. - научить ориентироваться в моде;
-развивать практические умения, элементы художественного исполнительства, фантазию, конструктивное мышление путем приобщения воспитанников к разнообразным жанрам искусства, к культурному наследию общества.
-формировать эстетическое восприятие окружающего мира и стремление к прекрасному;
-развивать эстетические представления на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека. 1.Мода и стиль.
2.Косметические средства и их применение.
3. Осенний бал.
4.Юмористическое Новогоднее представление.
5.Участие в Рождественском и Пасхальном фестивалях.
6.Последний звонок. - умеют переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: рисование, аппликацию, конструирование, моделирование, лепку, вышивку и т. д.;
-умеют ориентироваться в моде;
- умеют пользоваться косметическими средствами;
-обладают культурой речи;
-посещают культурные центры.

Список используемой литературы
1. Боровская И.К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И.К. Боровская и др.; под ред. Т.В. Лисовской. – Мн., 2007. – 216 с.
2. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М., 2000. – 240 с.
3. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты.– М., 1978.
4. Ремезова Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения. – Самара, 2002. – 136с.
5. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования. – М., 1991.
6. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М., 1999.
7. Л.С. Выготский. Слепой ребенок / Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5., М., 1983. Сканирование и редактирование текста Е.В. Рачкова Опубликовано на сайте http://library.inpsy.com/
9. Денискина В.З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у учащихся с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке //Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах /Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998. – С. 34-70.
10. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / Под ред. Л.М. Шипицыно. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
11. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М. , 1965.
12. Литвак А. Г. "Психология слепых и слабовидящих". Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов.М.:из-во "Каро", 2005
13. Агеев Е. Д. «Система реабилитации слепых» М., ВОС, 1981 г.
14. Анохин П. К. «Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование» М., 1983 г.
15. Сверлов В. С. «Ощущение препятствия и его роль в ориентировке слепых» М., 1949 г.
16. Сеченов И. М. «Участие органов чувств в работе рук у зрячего ислепого»/Избранные философские и психологические произведения М., 1947г.
17. Солнцева Л.И., Хорош С.М. "Воспитание слепых детей раннего возраста родителями. Советы родителям. Практическое пособие", Издательство "Экзамен", 2004г.
18. Кантор В.З., "Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих", издательство "Каро", 2004 г.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Галина_Ирк
Просмотров: 704 | Загрузок: 88 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА