Понедельник, 18:25 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Современные информационные технологии.
22.10.2013, 07:51

Новикова Е.Н., учитель биологии, ГБОУ «Черногорская

специальная (коррекционная) школа - интернат».

Современные информационные технологии.

Многолетняя учительская практика давно убедила меня, что нарушение дисциплины учениками зачастую «запрограммировано» самим учителем. Если ученик не знает, чем ему заняться на уроке, чего от него хочет учитель, то ждите если не неприятностей, то ученика с пустыми глазами, мысли которого витают далеко от темы нашего урока. Особенно актуально, если это дети с умственной отсталостью. Привлечь внимание таких детей помогают мастерство учителя в совокупности с новыми технологиями. Фактически все методы привлечения непроизвольного внимания и активизации познавательного интереса, так или иначе опираются на удивление. А ведь именно с удивления начинается выбор. Можно встроить так называемые «точки удивления» и мультимедийные возможности здесь — большое подспорье. Удивление порождается парадоксом, нелогичностью, новым образом, неожиданным взглядом на вроде бы знакомый объект. Именно объекты природы имеют свойства удивлять и поражать воображение. Поэтому биология в настоящее время не представляется без применения ИКТ. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Учет особенностей восприятия детей в разные моменты урока, перекликается с вариативным планированием урока. Слайды разных типов стараюсь давать в разное время урока. Одни слайды хороши для актуализации опорных знаний: они могут содержать множество известных заданий и подразумевать их выполнение в высоком темпе. Другие слайды, содержащие образный материал, подразумевающие творческое обсуждение, хороши для разбора новой темы. Третьи слайды нужны на послед-

них этапах урока, когда внимание более рассеяно, активность может быть снижена в результате усталости, и детям разумнее всего поработать в индивидуальном темпе. И, конечно, стоит разнообразить урок дидактическими играми, в том числе мультимедийными, планировать приемы групповой работы и так далее, но учитывая

время этих игр, не слишком увлекаясь в групповых обсуждениях, «не превращая урока в забаву», по выражению Ушинского.

Использование ИТ способствует:

–​ радикальному влиянию на содержание специального школьного образования,

–​ изменению характера и структуры учебно-воспитательного процесса;

–​ раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых;

–​ формированию у учащихся познавательных способностей, стремления к самосовершенствованию и самообучению;

–​ обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности между техникой, естествознанием, гуманитарными науками и искусством;

–​ постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Где ИТ могут помочь современному учителю в его работе?

•​ Подбор иллюстративного материала к уроку, внеклассным мероприятиям и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

•​ Подбор дополнительного познавательного материала к урокам, (Интернет), знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.

•​ Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

•​ Оформление классной документации, отчетов.

•​ Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности уроков и внеклассных мероприятий.

Таким образом, «мультимедийные средства при умелой организации учителем урока могут взять на себя функции ведения урока, которые могут определяться или на отдельный учебный эпизод, или на весь урок, то есть помогают ввести элементы самостоятельной учебной деятельности и при этом разгружают преподавателя во время занятия» (Л.В. Кочегарова).

Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности. Снижение познавательной активности на уроке, равнодушное отношение к предмету, а нередко и нежелание учиться формируется у школьника при однообразии уроков, когда объяснение нового материала представляет собой простую констатацию фактов и перечисление характеристик объектов. Не стоит забывать, что биология – дисциплина естественнонаучная. Трудности восприятия сложного теоретического материала, необходимость абстрагирования, невозможность «заглянуть внутрь» – все это может вызвать нелюбовь к предмету. За много лет работы стараюсь выработать свою методику проведения урока биологии, где есть место и для проявления способностей школьников с ОВЗ. Сухой научный материал пытаюсь разнообразить использованием различных методов и приёмов. Огромную помощь в обучении детей с умственной отсталостью оказывают театральные технологии в совокупности с ИКТ.


Фрагмент интегрированного урока (природоведение и логопедия) в 5 классе на тему «Вода-волшебница».

Большое значение для повышения мотивации имеют красивые природные объекты, которые сегодня можно показывать обучающимся при помощи мультимедийных презентаций. Заинтересованное отношение к природе появляется у детей, когда они обретают способность любоваться и очаровываются ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, Это побуждает учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные. Из крупинок знаний о природе и капелек доброты вырастает еще одно чувство — ответственность за родную землю.




Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Мир природы — вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых детьми в процессе учения. Одна из целей уроков — приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую силу, пережил чувство гордости от того, что все это он увидел сам.

Литература:

1.​ Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М. :Просвещение, 1981.

2.​ Лифанова Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания. – М.:МГОПУ, 2001.

3.​ Прокофьев С. М. Природа Хакасии. – Абакан, 1993.

4.​ Интернет ресурсы.

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Администратор
Просмотров: 930 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА