Пятница, 06:55 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС (методическое пособие)
[ Скачать с сервера (440.0Kb) ] 02.03.2016, 19:33

Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ

в соответствии с ФГОС

(методическое пособие)

 

                                                                                                                                                               Вечернина Наталия Зиновьевна,

                                                                                                    учитель-дефектолог

МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №203

г.Екатеринбург

 

 

   В пособии описаны дидактические игры по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья. Данные игры могут быть включены в различные разделы программы дошкольного образования как многофункциональные.

   Данное методическое пособие может быть полезно дефектологам, логопедам, воспитателям, работающим с данной категорией детей, родителям, а также всем интересующимся этой темой. 

 

 

   Введение

     Дошкольники учатся, играя. раньше это была просто аксиома, с введением ФГОС это стало нормой закона.

     К счастью, многие современные педагоги не застали того времени, когда невозможно было «достать» методическую литературу, когда термина «развивающие игры» просто не существовало.

     Сейчас все по – другому: пришел в магазин, накупил игр, пособий, изучил и работай себе. Казалось бы: куда проще, но…

     Современные игры стоят дорого, и иногда денег на них в современном образовании просто нет (плохое финансирование учреждений, низкая зарплата педагогов).

     Промышленные игры не всегда соответствуют образовательным и коррекционным задачам: материалы некачественные, цвета неестественные, предметы изображены нереально и многое другое, детям трудно брать в руки детали игр и т.д. У большинства производителей нет дефектолога – консультанта.

     А бывает и так: купишь игру, замечательную, развивающую и очень она нравится… взрослому. А ребенок в нее не играет. Его, конечно, можно заставить, уговорить, но какой результат без желания и мотивации?

     Совсем другое дело игры самодельные. В их изготовлении дети и родители принимают самое непосредственное участие: собирают пробки, приносят стаканчики, бутылочки, обои, линолеум.

     Может, поэтому и играют с удовольствием, а иногда сами придумывают правила. 

     Некоторые из таких игр и игровых пособий мы используем в процессе различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирование) при реализации задач образовательных областей (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие), на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

     Данные самодельные игровые пособия позволяют реализовать следующие принципы основного дошкольного образования (ФГОС, 1.4.)

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

     Согласно ФГОС, п. 3.1. данные игры

- обеспечивают эмоциональное благополучие детей;

- способствуют профессиональному развитию педагогических работников;

- создают условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

     Соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде (ФГОС 3.3.4.)

- насыщенность – игры соответствуют возрастным особенностям детей;

- транспортируемость – варианты игр можно менять в зависимости от возможностей и интересов детей;

- полифункциональность – игры пригодны для использования в разных видах детской активности, многофункциональны;

- вариативность – появление новых предметов, стимулирует игровую, познавательную и  исследовательскую активность детей;

- доступность – свободный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасность – игры безопасны для детей.

     Данные игры используются при работе с детьми с особыми возможностями здоровья в различных видах деятельности.

     Особенности восприятия детей с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта.

     Одной из важных задач при воспитании и обучении детей дошкольного возраста является сенсорное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития и в то же время является базой для успешного овладения многими видами деятельности.

     Установлено, что многие дети с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

     Сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове (ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака, но самостоятельно назвать его затрудняется).

     Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине: не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, высота, ширина, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделять основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.

     Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. 

     У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Процесс узнавания предметов на ощупь затруднен.

     У детей с нарушением интеллектуального развития отмечается грубое сенсорное недоразвитие. В дошкольном возрасте без специального обучения у них не наблюдается зрительных форм ориентировки в задании.   

     Для восприятия ребенка с интеллектуальной недостаточностью характерны замедленность и фрагментарность (может узнать предмет зрительно, но не опознать на ощупь и по характерному звуку). Страдают зрительное, слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. 

     Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются и на моторно-двигательном развитии детей. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для формирования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль, снижена двигательная память.

   Организация игровой деятельности.

     Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с особыми возможностями здоровья предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это, в первую очередь, предметно-операциональная деятельность и затем – сюжетно-ролевая игра  [10, 45с.].

     Поэтому учить и воспитывать детей с особыми образовательными потребностями целесообразней, играя с ними. Особое место в системе коррекции занимают игры: сюжетно-ролевые, развивающие дидактические.

     В целях достижения максимального педагогического воздействия любые занятия с детьми организуются при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребенка.

     Кроме этого необходимо выполнение определенных организационно-педагогических требований:

     - обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми   (никаких упреков в адрес ребенка), детей между собой;

     -  обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации деятельности;

     - учет особенностей индивидуального темпа развития и характера усвоения детьми программного содержания;

     -  предотвращение наступления утомляемости;

     - учет периода максимальной активности ребенка (утренние часы и время после дневного сна);

     -  главное – превращение обучения в увлекательную игру;

     - при организации детской деятельности необходимо использование различных методов обучения: словесного, наглядного, практического;

     - постепенное усложнение заданий для каждого ребенка;

     - поощрение и поддержка любого проявления детской инициативы, любознательности;

     - не заострять внимание на неудачах, терпеливое объяснение ошибки, исправление ее;

     - внимание на коррекцию всех видов деятельности. 

       Во время любой игры взрослый обязательно разговаривает с ребенком, задает ему простые, уточняющие вопросы, обобщает, просит что-либо показать, сделать. Необходимо стараться добиться от ребенка ответной речевой реакции, оречевления действий. В конце игры подводятся итоги.

Игровое пособие «Стаканчики»

     Способ изготовления: собрать стаканчики из-под молочных продуктов разного цвета и величины.

1. «Башня»

     Цель. Развитие зрительно-моторной координации.

     Оборудование: стаканчики одного цвета.

     Предложите ребенку построить башню. Для этого нужно стаканчики одевать друг на друга сверху (захват кистью или пальцами за дно стаканчика, либо за край – вариант вкладывания),

     Можно предложить удерживать один стаканчик в руке и надевать все остальные, расставленные на столе или на полу.

     Еще вариант – попросить ребенка искать стаканчики, расположенные в разных местах комнаты.

     Попросите ребенка построить большую башню, маленькую башенку. Спросите: «Где 1 стаканчик?», «Где много стаканчиков?».

2. «Накорми животных»

      Цель. Развитие зрительной ориентировки на цвет.

     Оборудование: стаканчики, бусины основных цветов, 4 разных игрушки (животные).

     В зависимости от уровня развития ребенка используется 2 (3, 4) стаканчика разных цветов и соответствующие бусины-ягодки. Взрослый предлагает накормить животных, ставит каждому из них стаканчики. Затем говорит ребенку: «У мишки красный стаканчик. Мишка любит красные ягодки. » И т. п.

     Далее ребенок раскладывает бусины-ягодки в стаканчики соответствующего цвета. При необходимости взрослый ему помогает.

3. «Разноцветные башни»

      Цель. Развитие умения дифференцировать предметы по цвету, умение выполнять работу по образцу, развитие мыслительных операций.

      Оборудование: стаканчики основных цветов.

     Взрослый предлагает построить 2 (3, 4) разноцветные башни. «Давай построим красную башню». Взрослый берет красный стаканчик, надевает его на другой красный стаканчик. «Смотри, красный. Где еще такой же?» Затем ребенок играет самостоятельно. При затруднениях взрослый оказывает помощь.  

     В следующем варианте игры взрослый ставит перед ребенком башню из чередующихся по цвету стаканчиков, обращает на это внимание (стаканчики красные и желтые). Предлагает взять красный стаканчик и поставить перед собой, затем стаканчик другого цвета. Оставшиеся стаканчики ребенок выставляет в ряд, чередуя  по цвету, затем последовательно надевает на башню.

     Для усложнения увеличивается количество чередующихся цветов до 3, 4. Можно предложить построить разноцветные башни по готовому образцу: «Давай сделаем такую же», либо по заданию взрослого (называет последовательность цветов), а ребенок находит нужный стаканчик и ставит его на башню.

4. «Паровозик»

     Цель. Развитие умения понимать обращенную речь, выполнять работу по образцу.

     Оборудование: стаканчики основных цветов, мелкие игрушки, паровозик.

     Выстраивается последовательность в ряд, вагончики для игрушки – паровозика. «Давай построим поезд» (по образцу либо по словесной инструкции). Затем на поезд рассаживаются мелкие игрушки (произвольно или также по заданию), постройка обыгрывается.

5. «Большой и маленький»

     Цель. Развитие зрительной ориентировки на величину.

     Оборудование: большие и маленькие стаканчики основных цветов.

     Взрослый предлагает ребенку найти стаканчик заданной величины, цвета. В качестве усложнения используется инструкция, содержащая 2 признака.

6. «Прятки»

     Цель. Развитие зрительной памяти.

     Оборудование: стаканчики 2 (3, 4) цветов по 2 штуки, игрушка Мишка.

     Взрослый предлагает ребенку поиграть с Мишкой, выставляет 2 (3 и т.д.) стаканчика. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 (3. 4) стаканчика, а ребенок угадывает.

     Можно поиграть в прятки: убирается или добавляется 1 (2 и т. д.) стаканчика, а ребенок угадывает.

7. «Сосчитай»

     Цель. Развитие умения считать объекты в любом порядке, понимание вопроса «Сколько?».

     Оборудование: стаканчики основных цветов, игрушки Мишка, Зайка.

     Ребенка просят сосчитать  стаканчики у Мишки (количество  зависит от возраста и уровня развития ребенка). Считать можно в прямом и обратном порядке либо стаканчики заданного цвета,  а также отвечать на вопросы: «Сколько?», «Какого цвета 2-й, 5-й и т. п. стаканчик?». 

     Еще вариант – попросить ребенка дать Мишке определенное количество стаканчиков (любых или заданного цвета).

     Можно усложнить игру: попросить ребенка дать Мишке 1 (2, 3 и т. д.) стаканчика, а Зайке столько же (на 1, 2 больше или меньше). 

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Администратор
Просмотров: 488 | Загрузок: 19 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 1
1 sveta-lucenko-1968   (31.03.2016 17:50)
Полезный и доступный материал для работы !

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА